Постройка мебели для кукол (стул и скамейка)
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В работе с детьми трех лет не следует ставить больших задач: нужно, чтобы дети хорошо усвоили самые элементарные приемы конструирования, чтобы у них появилось желание что-то построить и умение осуществлять это желание.
Нужно научить детей соединять кирпичики, располагая их на плоскости в один и два ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия), а также располагая их вертикально в ряд или замыкая пространство (загородка, лодка, садик). Дети должны уметь комбинировать кирпичики, кубики и призмы при изображении знакомых предметов (мебель, дом, ворота, башня и др.), при этом аккуратно укладывать детали друг к другу и друг на друга, распространяя постройку как по плоскости, так и в высоту.
Дети должны различать и правильно называть детали, из которых будут строить: куб, кирпичик, призма, а если набор цветной — различать и называть цвет деталей.
Нужно создать у детей интерес к играм со своими постройками, пользуясь при этом и другими игрушками: построить домик для матрешки, сарайчик для животных и т. д.
Дети учатся сохранять порядок в строительном материале: укладывать его в соответствующие ящики шкафчика, помогают воспитательнице раскладывать его на столах для занятий в том порядке, в каком покажет воспитательница.
Следует также воспитывать у детей желание и умение строить и играть вместе, умение уважать работу товарищей, делиться с ними материалом.
Для игр с постройками следует дополнительно давать автомашины, елочки и другие игрушки, смотря по тому, что дети будут строить.
Прежде чем учить детей этой группы конструированию из строительного материала, нужно познакомить их с этим материалом. С этой целью воспитательница показывает, какие разнообразные постройки можно из него сделать, как интересно можно потом играть с ними.
Воспитательница усаживает детей за столами, расставленными буквой «П». На столе у воспитательницы заранее разложены кирпичики и кубики, рядом — матрешки, деревья из картона.
Показывая детям, как сооружать постройки и играть с ними, воспитательница не ставит цели, - чтобы дети усвоили названия деталей, научились делать такие постройки. Задача состоит лишь в том, чтобы познакомить детей с материалом и его назначением.
Воспитательница обращается к детям примерно так: «Посмотрите, дети, какие хорошие лежат на столе кирпичики и кубики. Вот кирпичики. Посмотрите, как они аккуратно сложены. А теперь я покажу вам, как играть с кирпичиками и кубиками.
Построю скамеечку. Еще одну скамеечку. Сейчас построю из кирпичиков забор, длинный забор. А здесь будут ворота. Сначала поставлю кубики, потом кирпичики. Вот какие ворота — высокие, красивые. Получился садик. В садике деревья растут, елочки (расставляет деревья). Хорошо в садике.
Пришла матрешка Таня в садик отдохнуть. Села Таня на скамеечку и видит — идет матрешка Нина. Позвала Таня Нину в садик. Села Нина на другую скамеечку. Сидят Таня и Нина разговаривают.
Пока они разговаривают, построю я им горку.
Увидела горку матрешка Таня, обрадовалась и говорит матрешке Нине: «Пойдем, Нина, с горки покатаемся».
Весело играли в садике матрешки.
Теперь, дети, вы поиграйте с кирпичиками и кубиками: и Коля, и Маня, и Сережа — все, все дети поиграйте. Матрешки Таня и Нина хотят посмотреть, что вы умеете строить». (Воспитательница разбирает свои постройки, аккуратно укладывает кирпичики и кубики и отдает их детям.)
Дети строят самостоятельно. Воспитательница помогает им называть получающиеся у них постройки, советует, как расположить отдельные детали, некоторым показывает, как сделать конструкцию устойчивой. В заключение воспитательница обращает внимание всех детей на лучшие постройки, предлагает дополнительные игрушки для игры.
Конечно, и постройки и игры детей будут еще очень примитивны, но в процессе их дети знакомятся с материалом, и это очень важно.
По окончании воспитательница предлагает детям собрать кирпичики и кубики, как они лежали вначале. Помогает детям аккуратно сложить все.
Затем в течение нескольких дней кирпичики и кубики находятся в распоряжении детей, и они в часы игр играют с ними как хотят. Можно повторить игру с кирпичиками и кубиками, организованную воспитательницей.
Такие игры, во время которых воспитательница сама строит, знакомят детей со строительным материалом, показывают, как играть, не только вызывают у детей интерес к стройке, но и помогают им скорее перейти от бесцельного нагромождения одних форм на другие, помогают ассоциировать случайно полученные фигуры с предметами окружающего, вызывают у детей желание строить, раскрывают возможности создания из строительного материала разнообразных предметов для игры.
*
Через несколько дней, когда дети познакомятся со строительным материалом и у них появится интерес к играм с ним, нужно начинать последовательное обучение элементарным умениям в конструировании, умению сооружать некоторые простейшие постройки.
Три-четыре дня детей обучают правильному называнию кирпичиков, умению располагать их в ряд на плоскости, делая «дорогу», «линию».
В одном случае воспитательница для детей, сидящих рядом строит домики очень простой конструкции (на куб поставлены трехгранные призмы) и говорит, что от домика к домику можно проложить из кирпичиков дорогу, при этом она показывает, как укладывать кирпичики. По дороге могут ходить куклы, ездить автомобили (эти игрушки должны быть даны детям).
В другом случае воспитательница вспоминает с детьми, что трамваи ходят по линии, и предлагает сделать линию для трамваев. Дети делают линии из кирпичиков, располагая их в два ряда. Каждый строит линию для своего трамвая (трамваи могут сделать дети старшей группы из спичечных коробок или из плотной бумаги). Вдоль линии воспитательница сама строит домик. Дети играют с игрушками и постройками.
Чтобы дети научились аккуратно соединять кирпичики на плоскости, выстраивая их в линию, нужно провести несколько таких игр, каждый раз изменяя их содержание: сначала дети строят дорогу для машин, затем дорогу между домиками, потом трамвайную линию и железную дорогу, когда кирпичики уже укладываются в два ряда.
Для упражнения детей в укладывании кирпичиков в один-два ряда, рекомендуется каждому давать не менее 10—12 кирпичиков.
Прежде чем показывать, как строить дорогу, нужно назвать кирпичики, попросить детей повторить и запомнить название, назвать их цвет, если используется цветной набор. Во время раскладывания кирпичиков для игры детей и затем во время уборки их после игры воспитательница также фиксирует внимание детей на названии: «Будем складывать кирпичики», «Принесите кирпичики» и т. п., побуждает детей к тому, чтобы они сами называли кирпичики.
Перед игрой на прогулке следует обратить внимание детей на дорожку, идущую от здания детского сада на улицу, на то, что по дорожке ходят люди.
Перед постройкой дороги, где кирпичики укладываются в два ряда, воспитательница показывает трамвайную линию, обращает внимание детей на две ровные линии рельс, по которым ходит трамвай. Это делается для того, чтобы дети не просто копировали постройку воспитателя и выполняли его указания, а имели бы ясное представление о том, что они изображают.
Следующие игры можно посвятить обучению детей умению ставить кирпичики вертикально ровным рядом, либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии один от другого. При этом кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость и на узкую короткую плоскость.
В начале нужно попросить детей вспомнить название — «кирпичики», назвать их цвет, затем предложить внимательно посмотреть, как делать загородку для тех животных или птиц, которые есть у них (у одного может быть уточка, у другого петушок и т. д.).
Кирпичики ставятся на узкую длинную грань так, чтобы между ними не было просветов.
Показывая, как строить, следует подчеркнуть, что сначала нужно сделать загородку, а потом поместить туда уточку, собачку и т. д. Сначала воспитательница строит сама, помещает в свою загородку животное, а затем предлагает строить детям.
Во время работы воспитательница должна видеть всех детей, чтобы вовремя дать совет, предупредить ошибку. Нужно добиться, чтобы эту простейшую конструкцию сделали все дети. С этой целью следует поощрять построивших, подбадривать тех, кто задерживается. Закончившим загородку необходимо разрешить поиграть: покормить животное (птицу), выпустить погулять и т. д.
Постройка забора
Перед игрой нужно разложить на столах для каждого ребенка по 10—12 кирпичиков, поставить каждому матрешку, 1—2 дерева или кукольную мебель, изготовленную воспитанниками старшей группы из коробок, бумаги или тонкого картона.
Обращаясь к детям, воспитательница спрашивает, что у них на столе, затем сообщает, что она покажет им, как из кирпичиков построить забор для садика.
«Поставить кирпичики нужно так, чтобы забор получился большой, круглый. (При этом воспитательница сама строит забор, ставя кирпичики на узкую грань на некотором расстоянии один от другого.) Вот и садик. В садике дерево растет (ставит игрушку), под деревом поставим скамеечку. Матрешка Таня пойдет в садик гулять.
Теперь вы, дети, постройте из кирпичиков забор для садика своим куклам. В садике можно поставить дерево, скамеечку, а потом играть».
Дети приступают к постройке. Воспитательница следит, чтобы дети сначала построили забор, а потом играли, чтобы кирпичики ставили вертикально, оставляя между ними приблизительно одинаковые расстояния, чтобы садик получился круглый.
Постройка мебели для кукол (стул и скамейка)
Во время предыдущей игры дети пользовались готовой детской мебелью. Теперь можно предложить им самим построить мебель из строительного материала (рис. 3).
Рис. 3. Мебель для кукол.
Дети знакомятся с новой деталью строительного набора — кубиком, учатся правильно его называть.
Каждому ребенку на стол кладется 4 кирпичика и 4 кубика; для игры с постройками — небольшие матрешки. На середину стола можно положить несколько кирпичиков, которыми дети будут пользоваться в игре после того, как построят стул и скамейку.
Прежде чем показывать, как сделать стул и скамейку, можно спросить у детей, на чем будет сидеть их кукла. «Она устала, хочет посидеть». Вместе с детьми воспитательница устанавливает, что кукла может сидеть на стуле и на скамейке (желательно показать детям большую куклу, сидящую на кукольном стуле).
Затем педагог обращает внимание детей на то, что перед ними лежат не только кирпичики, но и кубики (показывает их). После того как дети услышат новое название, воспитательница просит всех показать, где у них кирпичики, где кубики; затем сама берет в руку кубик и дети называют его.
«А теперь я покажу вам, как построить стул и скамейку из кубиков и кирпичиков: поставлю кубик, к нему плотно приставлю кирпичик. Вот так. Что это?
— Правильно, стул. А теперь поставлю рядом все другие кубики и к ним тоже плотно приставлю кирпичики. Что теперь получилось? (Скамеечка.)
Теперь все возьмите кирпичик и кубик и сделайте стул. (Дети выполняют.) Хорошо получилось. Сделайте теперь скамеечку. (Дети делают.) Все научились делать стул и скамеечку. Теперь возьмите кукол и поиграйте. Можно куколке построить садик. На столе у вас есть еще кирпичики».
В оставшееся время дети играют.
Постройка ворот
Цель - научить детей делать несложное перекрытие и распространять постройку в высоту. Познакомить с новыми словами — высокий, сверху.
Предварительная работа: нужно показать детям, что на участок входят в ворота: они высокие, выше забора.
Материал: приготовить на каждого ребенка по 3 кубика и 3 кирпичика (можно взять любой вариант постройки, см. рис. 4), а также по матрешке или автомашине, которые могли бы проходить через ворота. На середину стола можно положить кирпичики и кубики для дополнительных построек.
Ход игры:
Воспитательница напоминает детям, что они видели на участке (или в другом месте) ворота. Ворота высокие. Через ворота дети и взрослые входят на участок, во двор. Через ворота ездят и автомашины.
«Теперь я научу вас строить ворота. Сначала нужно поставить кубики рядом (показывает как). На кубики поставить кирпичики с одной и с другой стороны. Сверху положим еще кирпичик. Чтобы ворота были красивые, этот кубик положим сверху. Вот и получились ворота высокие, красивые. Теперь все дети построят такие ворота. Что нужно поставить сначала? Правильно, кубики.
Рис. 4. Варианты ворот.
Вот и начинайте строить. Только кубики и кирпичики ставьте ровно, а то ворота сломаются».
Когда дети справятся с постройкой ворот, можно предложить им поиграть, построить, что они сами хотят. Если материала достаточно, дети могут построить еще одни ворота.
Постройка домика
Предшествующая работа: рассматривая дома на улице, нужно рассказать детям, что в домах живут люди. У дома есть стены, крыша, окна, двери. Желательно рассмотреть игрушечный дом, простой, не усложненный деталями.
Строительный материал пополняется новой деталью —трехгранной призмой, из которой дети будут делать крышу дома. Название новой детали следует обязательно сказать детям, хотя оно кажется трудным; постепенно дети усвоят его.
На каждого ребенка надо приготовить б кирпичиков и 2 трехгранные призмы, а также матрешку, которая бы легко вмещалась в домик. На середину стола можно положить еще кирпичики и кубики для дополнительных построек. Можно приготовить и другие игрушки.
Ход игры: воспитательница обращает внимание детей на новую деталь, называет ее и сообщает, что сегодня дети научатся строить домик для своей матрешки.
«Сначала сделаем стены у домика (ставит с одной и с другой стороны по 2 кирпичика), сзади положим 1 кирпичик, здесь будет окошко, а спереди — дверь. Сверху сделаем у домика крышу из призм (ставит две призмы). Вот и домик. В нем будет жить кукла (матрешка).
Теперь вы, дети, постройте своей матрешке домик. Что сначала будете делать? Правильно: стены из кирпичиков, потом — крышу».
Дети приступают к стройке, а воспитательница наблюдает за их работой, добивается, чтобы дети строили аккуратно, чтобы кирпичик под окошком не выступал из-за стен. Воспитательница обращает внимание детей на недочеты, помогает им советом или другими приемами исправить допущенную ошибку, поощряет тех, кто работает аккуратно, говорит, что их домики красивые.
Тем, кто закончил постройку дома, разрешается взять матрешку, поиграть с ней, построить еще что-нибудь по желанию. Если ребенок не может ничего сам придумать, воспитательница советует ему.