Постройка мебели для кукол (стул и скамейка)

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

В работе с детьми трех лет не следует ставить больших задач: нужно, чтобы дети хорошо усвоили са­мые элементарные приемы конструирования, чтобы у них появилось желание что-то построить и умение осущест­влять это желание.

Нужно научить детей соединять кирпичики, распола­гая их на плоскости в один и два ряда (дорога для ма­шин, трамвайная или железнодорожная линия), а также располагая их вертикально в ряд или замыкая про­странство (загородка, лодка, садик). Дети должны уметь комбинировать кирпичики, кубики и призмы при изобра­жении знакомых предметов (мебель, дом, ворота, башня и др.), при этом аккуратно укладывать детали друг к другу и друг на друга, распространяя постройку как по плоскости, так и в высоту.

Дети должны различать и правильно называть де­тали, из которых будут строить: куб, кирпичик, призма, а если набор цветной — различать и называть цвет де­талей.

Нужно создать у детей интерес к играм со своими постройками, пользуясь при этом и другими игрушками: построить домик для матрешки, сарайчик для живот­ных и т. д.

Дети учатся сохранять порядок в строительном мате­риале: укладывать его в соответствующие ящики шкафчика, помогают воспитательнице раскладывать его на столах для занятий в том порядке, в каком покажет вос­питательница.

Следует также воспитывать у детей желание и умение строить и играть вместе, умение уважать работу товари­щей, делиться с ними материалом.

Для игр с постройками следует дополнительно давать автомашины, елоч­ки и другие игрушки, смотря по тому, что дети будут строить.

Прежде чем учить детей этой группы конструирова­нию из строительного материала, нужно познакомить их с этим материалом. С этой целью воспитательница пока­зывает, какие разнообразные постройки можно из него сделать, как интересно можно потом играть с ними.

Вос­питательница усаживает детей за столами, расставлен­ными буквой «П». На столе у воспитательницы заранее разложены кирпичики и кубики, рядом — матрешки, де­ревья из картона.

Показывая детям, как сооружать постройки и играть с ними, воспитательница не ставит цели, - чтобы дети усвоили названия деталей, научились делать такие по­стройки. Задача состоит лишь в том, чтобы познакомить детей с материалом и его назначением.

Воспитательница обращается к детям примерно так: «Посмотрите, дети, какие хорошие лежат на столе кир­пичики и кубики. Вот кирпичики. Посмотрите, как они аккуратно сложены. А теперь я покажу вам, как играть с кирпичиками и кубиками.

Построю скамеечку. Еще одну скамеечку. Сейчас по­строю из кирпичиков забор, длинный забор. А здесь бу­дут ворота. Сначала поставлю кубики, потом кирпичики. Вот какие ворота — высокие, красивые. Получился са­дик. В садике деревья растут, елочки (расставляет де­ревья). Хорошо в садике.

Пришла матрешка Таня в садик отдохнуть. Села Таня на скамеечку и видит — идет матрешка Нина. Позвала Таня Нину в садик. Села Нина на другую скамееч­ку. Сидят Таня и Нина разговаривают.

Пока они разговаривают, построю я им горку.

Увидела горку матрешка Таня, обрадовалась и го­ворит матрешке Нине: «Пойдем, Нина, с горки пока­таемся».

Весело играли в садике матрешки.

Теперь, дети, вы поиграйте с кирпичиками и кубика­ми: и Коля, и Маня, и Сережа — все, все дети поиграй­те. Матрешки Таня и Нина хотят посмотреть, что вы умеете строить». (Воспитательница разбирает свои по­стройки, аккуратно укладывает кирпичики и кубики и от­дает их детям.)

Дети строят самостоятельно. Воспитательница помо­гает им называть получающиеся у них постройки, сове­тует, как расположить отдельные детали, некоторым по­казывает, как сделать конструкцию устойчивой. В за­ключение воспитательница обращает внимание всех де­тей на лучшие постройки, предлагает дополнительные игрушки для игры.

Конечно, и постройки и игры детей будут еще очень примитивны, но в процессе их дети знакомятся с мате­риалом, и это очень важно.

По окончании воспитательница предлагает детям со­брать кирпичики и кубики, как они лежали вначале. По­могает детям аккуратно сложить все.

Затем в течение нескольких дней кирпичики и куби­ки находятся в распоряжении детей, и они в часы игр играют с ними как хотят. Можно повторить игру с кир­пичиками и кубиками, организованную воспитатель­ницей.

Такие игры, во время которых воспитательница сама строит, знакомят детей со строительным материалом, показывают, как играть, не только вызывают у детей ин­терес к стройке, но и помогают им скорее перейти от бес­цельного нагромождения одних форм на другие, помо­гают ассоциировать случайно полученные фигуры с пред­метами окружающего, вызывают у детей желание строить, раскрывают возможности создания из строи­тельного материала разнообразных предметов для игры.

*

Через несколько дней, когда дети познакомятся со строительным материалом и у них появится интерес к играм с ним, нужно начинать последовательное обучение элементарным умениям в конструировании, умению со­оружать некоторые простейшие постройки.

Три-четыре дня детей обучают правильному называнию кирпичиков, умению рас­полагать их в ряд на плоскости, делая «дорогу», «линию».

В одном случае воспитательница для детей, сидящих рядом строит домики очень простой конструкции (на куб поставлены трехгранные призмы) и говорит, что от до­мика к домику можно проложить из кирпичиков дорогу, при этом она показывает, как укладывать кирпичики. По дороге могут ходить куклы, ездить автомобили (эти игрушки должны быть даны детям).

В другом случае воспитательница вспоминает с деть­ми, что трамваи ходят по линии, и предлагает сделать линию для трамваев. Дети делают линии из кирпичиков, располагая их в два ряда. Каждый строит линию для своего трамвая (трамваи могут сделать дети старшей группы из спичечных коробок или из плотной бумаги). Вдоль линии воспитательница сама строит домик. Дети играют с игрушками и постройками.

Чтобы дети научились аккуратно соединять кирпичи­ки на плоскости, выстраивая их в линию, нужно провести несколько таких игр, каждый раз изменяя их содер­жание: сначала дети строят дорогу для машин, затем до­рогу между домиками, потом трамвайную линию и же­лезную дорогу, когда кирпичики уже укладываются в два ряда.

Для упражнения детей в укладывании кирпичиков в один-два ряда, рекомендуется каждому давать не менее 10—12 кирпичиков.

Прежде чем показывать, как строить дорогу, нужно назвать кирпичики, попросить де­тей повторить и запомнить название, назвать их цвет, если используется цветной набор. Во время расклады­вания кирпичиков для игры детей и затем во время уборки их после игры воспитательница также фиксирует вни­мание детей на названии: «Будем складывать кирпичи­ки», «Принесите кирпичики» и т. п., побуждает детей к тому, чтобы они сами называли кирпичики.

Перед игрой на прогулке следует обратить внима­ние детей на дорожку, идущую от здания детского сада на улицу, на то, что по дорожке ходят люди.

Перед постройкой дороги, где кирпичики укладывают­ся в два ряда, воспитательница показывает трамвайную линию, обращает внимание детей на две ровные линии рельс, по которым ходит трамвай. Это делается для того, чтобы дети не просто копировали постройку воспитате­ля и выполняли его указания, а имели бы ясное пред­ставление о том, что они изображают.

Следующие игры можно посвятить обуче­нию детей умению ставить кирпичики вертикально ров­ным рядом, либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии один от другого. При этом кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость и на узкую ко­роткую плоскость.

В начале нужно попросить детей вспомнить название — «кирпичики», назвать их цвет, затем предло­жить внимательно посмотреть, как делать загородку для тех животных или птиц, которые есть у них (у одного может быть уточка, у другого петушок и т. д.).

Кирпичики ставятся на узкую длинную грань так, чтобы между ними не было просветов.

Показывая, как строить, следует подчеркнуть, что сначала нужно сделать загородку, а потом поместить туда уточку, собачку и т. д. Сначала воспитательница строит сама, помещает в свою загородку животное, а за­тем предлагает строить детям.

Во время работы воспитательница должна видеть всех детей, чтобы вовремя дать совет, предупредить ошибку. Нужно добиться, чтобы эту простейшую кон­струкцию сделали все дети. С этой целью следует поощ­рять построивших, подбадривать тех, кто задерживается. Закончившим загородку необходимо разрешить поиграть: покормить животное (птицу), выпустить погулять и т. д.

Постройка забора

Перед игрой нужно разложить на столах для каждого ребенка по 10—12 кирпичиков, поставить каж­дому матрешку, 1—2 дерева или кукольную мебель, из­готовленную воспитанниками старшей группы из коро­бок, бумаги или тонкого картона.

Обращаясь к детям, воспитательница спрашивает, что у них на столе, затем сообщает, что она покажет им, как из кирпичиков построить забор для садика.

«Поставить кирпичики нужно так, чтобы забор полу­чился большой, круглый. (При этом воспитательница са­ма строит забор, ставя кирпичики на узкую грань на некотором расстоянии один от другого.) Вот и садик. В са­дике дерево растет (ставит игрушку), под деревом по­ставим скамеечку. Матрешка Таня пойдет в садик гулять.

Теперь вы, дети, постройте из кирпичиков забор для садика своим куклам. В садике можно поставить дерево, скамеечку, а потом играть».

Дети приступают к постройке. Воспитательница сле­дит, чтобы дети сначала построили забор, а потом игра­ли, чтобы кирпичики ставили вертикально, оставляя между ними приблизительно одинаковые расстояния, чтобы садик получился круглый.

Постройка мебели для кукол (стул и скамейка)

Во время предыдущей игры дети пользовались готовой детской мебелью. Теперь можно предложить им самим построить мебель из строительного материала (рис. 3).

Постройка мебели для кукол (стул и скамейка) - student2.ru

Рис. 3. Мебель для кукол.

Дети знакомятся с новой деталью строительного на­бора — кубиком, учатся правильно его называть.

Каждому ребенку на стол кладется 4 кирпичика и 4 кубика; для игры с постройками — небольшие матрешки. На середину стола можно положить несколько кирпичи­ков, которыми дети будут пользоваться в игре после то­го, как построят стул и скамейку.

Прежде чем показывать, как сделать стул и скамейку, можно спросить у детей, на чем будет сидеть их кукла. «Она устала, хочет посидеть». Вместе с детьми воспи­тательница устанавливает, что кукла может сидеть на стуле и на скамейке (желательно показать детям боль­шую куклу, сидящую на кукольном стуле).

Затем педагог обращает внимание детей на то, что перед ними лежат не только кирпичики, но и кубики (по­казывает их). После того как дети услышат новое на­звание, воспитательница просит всех показать, где у них кирпичики, где кубики; затем сама берет в руку кубик и дети называют его.

«А теперь я покажу вам, как построить стул и скамей­ку из кубиков и кирпичиков: поставлю кубик, к нему плотно приставлю кирпичик. Вот так. Что это?

— Правильно, стул. А теперь поставлю рядом все другие кубики и к ним тоже плотно приставлю кирпичи­ки. Что теперь получилось? (Скамеечка.)

Теперь все возьмите кирпичик и кубик и сделайте стул. (Дети выполняют.) Хорошо получилось. Сделайте теперь скамеечку. (Дети делают.) Все научились делать стул и скамеечку. Теперь возьмите кукол и поиграйте. Можно куколке построить садик. На столе у вас есть еще кирпичики».

В оставшееся время дети играют.

Постройка ворот

Цель - научить детей делать не­сложное перекрытие и распространять постройку в вы­соту. Познакомить с новыми словами — высокий, сверху.

Предварительная работа: нужно показать детям, что на уча­сток входят в ворота: они высокие, выше забора.

Материал: приготовить на каждого ребенка по 3 кубика и 3 кирпичика (можно взять любой вариант постройки, см. рис. 4), а также по матрешке или авто­машине, которые могли бы проходить через ворота. На середину стола можно положить кирпичики и кубики для дополнительных построек.

Ход игры:

Воспитательница напоминает детям, что они видели на участке (или в другом месте) ворота. Ворота высокие. Через ворота дети и взрослые входят на участок, во двор. Через ворота ездят и автомашины.

«Теперь я научу вас строить ворота. Сначала нужно поставить кубики рядом (показывает как). На кубики поставить кирпичики с одной и с другой стороны. Свер­ху положим еще кирпичик. Чтобы ворота были краси­вые, этот кубик положим сверху. Вот и получились воро­та высокие, красивые. Теперь все дети построят такие во­рота. Что нужно поставить сначала? Правильно, кубики.

Постройка мебели для кукол (стул и скамейка) - student2.ru

Рис. 4. Варианты ворот.

Вот и начинайте строить. Только кубики и кирпичики ставьте ровно, а то ворота сломаются».

Когда дети справятся с постройкой ворот, можно предложить им поиграть, построить, что они сами хотят. Если материала достаточно, дети могут построить еще одни ворота.

Постройка домика

Предшествующая работа: рассматривая дома на улице, нужно рассказать детям, что в домах живут люди. У дома есть стены, крыша, окна, двери. Желательно рассмотреть игрушечный дом, простой, не усложненный деталями.

Строительный материал пополняет­ся новой деталью —трехгранной призмой, из которой де­ти будут делать крышу дома. Название новой детали следует обязательно сказать детям, хотя оно кажется трудным; постепенно дети усвоят его.

На каждого ребенка надо приготовить б кирпичиков и 2 трехгранные призмы, а также матрешку, которая бы легко вмещалась в домик. На середину стола можно положить еще кирпичики и кубики для дополнительных построек. Можно приготовить и другие игрушки.

Ход игры: воспитательница обращает внима­ние детей на новую деталь, называет ее и сообщает, что сегодня дети научатся строить домик для своей мат­решки.

«Сначала сделаем стены у домика (ставит с одной и с другой стороны по 2 кирпичика), сзади положим 1 кир­пичик, здесь будет окошко, а спереди — дверь. Сверху сделаем у домика крышу из призм (ставит две призмы). Вот и домик. В нем будет жить кукла (матрешка).

Теперь вы, дети, постройте своей матрешке домик. Что сначала будете делать? Правильно: стены из кирпи­чиков, потом — крышу».

Дети приступают к стройке, а воспитательница на­блюдает за их работой, добивается, чтобы дети строили аккуратно, чтобы кирпичик под окошком не выступал из-за стен. Воспитательница обращает внимание детей на недочеты, помогает им советом или другими прие­мами исправить допущенную ошибку, поощряет тех, кто работает аккуратно, говорит, что их домики кра­сивые.

Тем, кто закончил постройку дома, разрешается взять матрешку, поиграть с ней, построить еще что-нибудь по желанию. Если ребенок не может ничего сам придумать, воспитательница советует ему.

Наши рекомендации