Модуль II. Архитектура и градостроительство Византии и западноевропейского средневековья
Тема: Архитектура Византии [1, 3, 5, 9].Задание для самостоятельной работы: подготовьте презентацию «Софийский собор Константинополя - гениальное произведение зодчих Анфимия из Трал и Исидора из Милета».
Рис.17. План собора Святой Софии в Константинополе.
В IV в. возникают новые типы храмов - церковные базилики и центрические купольные здания (Церковь Сан-Витале в Равенне Баптистерий (крещальня) Православных). Шедевром среди купольных базилик является Храм Святой Софии в Константинополе. Это базилика с огромным куполом на 4 столбах. Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров. Изучите строительные материалы и конструкции. Создание крестовокупольной архитектурной системы. Проанализируйте синтез архитектуры и монументальной живописи. В ходе самостоятеьной работы изучите варианты и разновидности крестовокупольных зданий.
Тема: Архитектура западноевропейского Средневековья дороманского и романского периода [1, 3, 5 ,9].Задание для самостоятельной работы:изучитешколы и направленияархитектура западноевропейского Средневековья романского периода. Выявите выдающиеся памятники, сделайте анализ их композиционного построения: образ, функция, строительные материалы, конструктивные особенности, синтез изобразительных искусств в архитектуре.
Рис.18. План романского храма. Вплане храм напоминает крест.
Изучите особенности архитектуры романского собора: в основе плана — ранне-христианская базилика, то есть, продольная организация пространства; увеличение хора или восточной алтарной части храма; увеличение высоты храма; замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые. Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Подготовьте презентацию:местные школы зодчества во Франции (ц. Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, ц. Сен Сернен в Тулузе, соборы Бургундии). Особенности романской архитектуры Германии. Саксонская и Рейнская школы (ц. Св. Кириака в Гернроде, ц. Св. Михаила в Хильдесгейме, Вормский собор).
Тема: Искусство западноевропейского Средневековья готического периода [1, 3, 5].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом.
1. Церковное строительство периода ранней готики (монастырское строительство, соборы в Лане, собор Парижской Богоматери).
2. Зрелая готика (соборы в Шартре, Реймсе, Амьеме).
3. Поздняя готика (церковь в Руане, аббатство Мон-Сен-Мишель и др.).
4. Гражданское строительство (замки и дворцы, ратуши, жилые дома, здания хозяйственного и промышленного назначения).
Подготовьте презентацию: «Синтез искусств в готическом соборе». Выявите органическую связь скульптуры с архитектурными формами храмов. Проанализируйте тематику и систему размещения рельефов и круглой скульптуры, выявите символический характер, интерес к духовной стороне образов, зарождение портретности в скульптуре. Изучите скульптурные ансамбли Реймса, Амьена, Шартра, Нотр Дам де Пари, Наумбурга, Бамберга.
Составьте глоссарий: ожива, нервюры, гурты, аркбутаны, крестовый нервюрный свод, контрофорсы, пилоны, перспективный портал, вымперг.