Страна древних святынь
Государство Израиль было провозглашено в 1948 году. Оно занимает площадь, равную Московской области. Но живет здесь около шести миллионов человек, из них свыше 80 процентов — евреи.
Самый большой город страны — Тель-Авив (более 2,5 миллиона жителей) расположен на берегу Средиземного моря. Его пригородом стал город Яффа. Столица Израиля — Иерусалим (более 600 тысяч жителей, из них свыше 65 процентов евреев, 30 процентов арабов и только несколько процентов христиан). Государственный язык — иврит, но повсеместно говорят и на английском. Нынешний Израиль, несмотря на то, что он перманентно находится в состоянии войны с арабским миром, — одно из самых развитых государств Ближнего Востока. Сильнее всего здесь “продвинута” туристическая индустрия. В качестве туриста мне и довелось побывать на Святой Земле.
ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС
В 10 километрах от Иерусалима находится Вифлеем. Святое для христианских паломников место Вифлеем (Bethlehem — на иврите Бейт-Лехем — в переводе с древнееврейского означает “Дом хлеба”), в настоящее время небольшой арабский городок, лежащий на склонах крутого холма с редкими кипарисами и оливами. Почти все здания этого города построены из белого камня. Он населен в основном арабами-христианами, которые являются искусными мастерами.
При въезде в город со стороны Иерусалима расположена гробница Рахели, святое место, почитаемое как евреями, так и арабами-христианами. Это одно из немногих на этой земле мест, увековечивших память о религиозной женщине, что придает ему особое значение.
По преданию, в Вифлееме родился царь Давид. На Ясельной площади находится церковь Рождества Христова, она стоит на том месте, где, как утверждают, родился Иисус Христос.
В Евангелии от Луки говорится, что еще до рождения Иисуса римские власти приказали провести перепись, с тем чтобы каждый проживал там, где родился. И потому родители Иисуса (по происхождению его отец Иосиф был из дома и рода Давидова) переехали из Галилеи, города Назарета, в Иудею, город Вифлеем. Но для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице, и им пришлось устроиться в пещере, где и родился Иисус. Мария спеленала своего Первенца и уложила его в находившиеся здесь ясли.
При византийском императоре Константине Великом в 325 году его мать императрица Елена построила здедь первую церковь, которая впоследствии была разрушена. Но наконец в 339 году как раз над той самой пещерой, где согласно преданию Мария родила Иисуса, была воздвигнута величественная церковь — базилика Рождества Христова.
Храм чудом сохранился в VII веке, когда Святая Земля была опустошена персидскими завоевателями. Об этом чуде предание повествует следующее. Когда персы вошли в Вифлеем и ворвались в храм Рождества, первое, на что они обратили внимание, была фреска с изображением поклонения волхвов родившемуся Иисусу Христу. Волхвы, пришедшие из Персиды, были в национальных одеждах. Узнав на фреске своих далеких предков, поклонявшихся Спасителю, персидские воины решили пощадить храм.
И вот мы идем по примыкающей к храму площади, огражденной с южной стороны мощными и очень высокими крепостными стенами, над которыми высится ажурная колокольня. Именно здесь находится колокол, который каждую Рождественскую ночь возвещает всему миру об очередном наступлении светлого праздника. Приближаемся к главному входу в храм — Вратам Смирения.
Находятся они в тени массивных каменных стен базилики Рождества и представляют собой невысокий (высота 1 метр 20 сантиметров) и довольно узкий дверной проем церкви.
Вначале этот вход в базилику вполне соответствовал грандиозности ее размеров, но в XVII веке он стал низким частично из-за оседания арки. Построена она была еще при крестоносцах, а также чтобы воспрепятствовать мусульманам въезжать в здание церкви верхом на лошадях. И хотя в настоящее время необходимость в этом отпала, вход в храм остался малых размеров. Чтобы войти в церковь, нужно согнуться вдвое и поклониться Иисусу Христу.
Наклоняемся и входим в храм Рождества Христова. Посетителей потрясает монументальное великолепие его интерьера, грандиозность которого достигается за счет пяти нефов, разделенных четырьмя рядами коринфских колонн (по одиннадцати в каждом) из красного известняка. В центральном нефе — восхитительные мозаичные композиции на золотом фоне. На них изображены предки Христа и Семь Вселенских Соборов.
Пол базилики двойной. Под каменными плитами современного покрытия находится филигранной работы мозаичный пол эпохи Константина Великого, небольшую часть которого можно рассмотреть в левой стороне храма через специально оставленный проем. Единственным недостатком этого замечательного памятника раннехристианского искусства было то, что на полу были изображены кресты. На основании соборного постановления, запрещавшего изображать кресты на попираемых ногами местах, они были скрыты под каменными плитами, образовавшими верхний настил.
Идем к алтарю вдоль стройного ряда коринфских колонн. В одной из них пять небольших углублений, которые образуют форму креста. Это следы еще одного из чудес, происшедшего в этом храме много столетий назад. Однажды, во время одного из опустошительных набегов, арабы на конях ворвались в этот храм с "целью избить всех
находящихся там. Помощи ждать было неоткуда, и люди с мольбой обратились к Богу. Их молитва была услышана: из каменной колонны вылетел рой ос и стал жалить арабов и их лошадей. Арабы вынуждены,были срочно покинуть храм и оставить в покое находившихся там.
В восточной части храма, под алтарем, находится пещера, где родился Иисус Христос. Спустившись по мраморным ступенькам вниз, мы попадаем в пещеру Рождества, где сохранилась полустертая мозаика XII века, а справа от входа в алтаре базилики сверкает четырнадца-тилучевая серебряная Рождественская звезда (Вифлеемская звезда). Звезда искусно вделана в мрамор и имеет в центре небольшое отверстие, через которое можно дотронуться до части скалы.
На звезде есть латинская надпись: “Hie de Virgine Maria lesus Christus Natus est” (“Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос”). Место рождения Спасителя осеняется 15 серебряными лампадами — это дары пбместных церквей. Среди них есть и лампада от Русской православной Церкви. Поклониться этому святому месту мечтает каждый христианин. Перекрестившись, я встаю на колени и касаюсь рукой Вифлеемской звезды.
Как говорится в Библии, Мария положила младенца в ясли-.рядом, где сейчас слева находится Ясельная часовня. Ясли были из глины, но царица Елена, нашедшая их, заменила на серебряные. Против яслей — место, где волхвы поклонялись Богомладенцу. Оно выделено особо и отделано мрамором, а над ним висят лампады. Кормила Мария Новорожденного в так называемом Молочном гроте. По легенде, несколько капель молока упали на пол, и он стал белым...
Вблизи Вифлеема находится Поле пастухов, которые находились в ночной страже своего стада и перед которыми явился Ангел, сказавший им о рождении Христа Спасителя. В нескольких километрах от Вифлеема находится Цитадель Ирода. Это известный, искусственно насыпанный в форме женской груди холм, где в приступах мании преследования скрывался странный царь Ирод.
Когда Ирод узнал о рождении Иисуса, он стал опасаться за сохранение своей власти. В гневе он приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, родившихся в Вифлееме. Спасаясь от Ирода, Иосиф с Девой Марией и младенцем Иисусом бежали в Египет. На холме царь построил огромный дворец, в котором во время войны против римлян евреи устроили синагогу. Говорят, что Ирод был похоронен здесь.
ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ
“.
Иерусалим, этот вечный город, влечет к себе множество паломников. Ему четыре тысячи лет: в Библии Иерусалим впервые упоминается в Книге Бытия — именно здесь таинственный Мелхиседек, царь и священник Салима, встретил Авраама, возвращавшегося после победы над Кедарлаомером и благословил его. Авраам — праотец, который “родил” народ Израиля. Вавилонский Талмуд скромно говорит о Иерусалиме:
“Десять мер красоты было отпущено миру — девять — Иерусалиму и одна — остальному миру”. .
Даже сейчас, когда этот город перенес столько разрушений, он остается одним из самых прекрасных архитектурных ансамблей.
Старый Иерусалим поделен на четыре больших квартала — еврейский, арабский, армянский и христианский. По Via Dolorosa — улице слез, толпы паломников движутся к храму Гроба Господня. На Via Dolorosa четырнадцать остановок — воспоминания о крестном пути Иисуса Христа. Каждая из них связана с тем или иным библейским эпизодом: вот здесь Христос упал в первый раз, здесь Симон из Кирены взвалил на свои плечи крест, здесь святая Вероника утерла пот со Лба Иисуса...
Храм Гроба Господня поражает не только своими размерами (это своеобразный город, в котором соседствуют алтари православных, католиков и протестантов), но и
какой-то странной архитектурой, не вписывающейся ни в один из существующих стилей.
Стены храма охватывают место крестных страданий Христа — Голгофу и Гроб Господень, пещеру, куда было положено Его Тело.
У самого входа в храм обращает на себя внимание колонна, рассеченная трещиной. Рассказывают, что в 1687 году армяне, исповедовавшие одно из направлений христианства, стали претендовать на право получения так называемого Благодатного Огня, или Священного Пасхального Огня. Перед самой Пасхой они подкупили стражу и вошли в храм Гроба Господня, оставив православных и их священника перед запертыми воротами. Он вынужден был молиться на улице. Долго стояли армяне у Гроба Господня, но Благодатного Огня не дождались. Между тем у входа в храм вдруг треснула одна колонна и из трещины показались тоненькие язычки пламени! Благодатный Огонь нашел себе выход, и с тех пор никто никогда не оспаривал первенство у православного патриарха...
Войдя под своды храма Гроба Господня, мы поднимаемся по крутой лестнице. Она приводит к месту, где . на Голгофе, по преданию, стоял крест, на котором был распят Иисус Христос. Это место разделено массивными колоннами на два нефа — один принадлежит греко-православной, другой — римско-католической церкви. В православном притворе блестят в свете свечей золотые и позолоченные лампады и оклады икон, у стены стоит скульптурный крест с распятым на нем Иисусом Христом. Здесь есть икона Богоматери, подаренная храму семьей Медичи.
Между Голгофой и Гробом Господнем, почти у входа в храм, находится плита, украшенная множеством лампад. На эту плиту был возложен снятый с Креста Спаситель для приготовления его к погребению. Именуется она — камень Помазания.
В центре храма стоит небольшая часовня с куполом в московском стиле. Мы осматриваем Кувуклию — место, где находится мраморный саркофаг, по преданию выст-
роенный над пещерой, где лежало тело Христа. Часовня формально принадлежит трем церквям — греческой, армянской и католической. Именно здесь в Великую Субботу на Страстной неделе сотни верующих собираются, чтобы лицезреть чудо схождения Священного Пасхального Огня. После молитвы патриарх в сопровождении армянского священника входит в обитель, где по преданию был похоронен Иисус Христос. Двери закрываются, большая . незажженная лампа заполняется маслом и водружается на Гроб Господень. Священники, распевая гимны и произнося молитвы, обходят святое место.
Как сообщают многочисленные очевидцы, в этот момент внезапно появляется сверхъестественный огонь, от которого* зажигается большая лампа. Двери открываются, и отсюда, из Кувуклии, патриарх к восхищению присутствующих осеняет лампой толпу, воспламеняя у каждого свечу. Чудесное схождение Священного Пасхального Огня сопровождается бурным выражением чувств верующих. В храме начинается подлинное ликование. Поднимается невероятный шум, и весь храм оглашается восторженными криками. .Люди веселятся как дети. А Священный Огонь изливает свой благословенный свет всюду: вверху, внизу, вокруг...
Да, здесь, у Гроба Господня, ежегодно совершается великое таинство — появление Благодатного Огня на Пасху. Когда произошло впервые это чудо, установить трудно. О нем писали еще св. Григорий Нисский, крестоносцы и древние паломники.
Какова же природа Священного Пасхального Огня? Первое, что приходит в голову неверующему человеку, это мысль о каком-то трюке. Действительно, существует много различных химических веществ, которые самовозгораются на воздухе. Но что бы ни писали и ни говорили скептики, они не в состоянии объяснить долговечность чудесного явления. В самом деле, физически невозможно обманывать народ в течение целого тысячелетия.
Происходит здесь и еще одно чудо. Всем известно, что в момент сошествия Священного Пасхального Огня
иерусалимский патриарх, лишенный в Кувуклии света (ведь гасятся даже лампады — и это проверяется!), пребывает в молитве у Гроба Господня. Спрашивается, как же он способен читать строки особой молитвы, поданной ему служителем?.. Так вот оказалось, что Патриарх, благоговейно преклонивший колени перед Гробом Господнем, от исходящего от него самого света может легко различить слова молитвы к нашему Создателю...
После этого посещения храма Гроба Господня нас ведут к еврейской святыне — Стене Плача. Мы идем по мостовым Святого Города, превращенного в огромное торжище, но, к большому удивлению, хранящего благодать и покой, которые у нас, в России, я ощущал прежде лишь за стенами православных монастырей. Стена Плача — это остаток стены древнего храма. Вот его краткая история...
Народу, перешедшему от скитаний по Египетской пустыне к оседлому образу жизни в собственном только что завоеванном государстве, более негоже было держать Бога в походной палатке — скинии. Полевая ставка главнокомандующего должна была переместиться в постоянную резиденцию. В Иерусалиме стали строить Дом Бога. Начал его возводить царь Давид, но окончание работ выпало на долю Соломона. Местом строительства была выбрана Сионская гора — именно здесь когда-то на жертвеннике лежал послушный сын Исаак, ожидая благочестивой смерти от отца своего Авраама. Жестокие испытания посылают ревнивые и любящие. А Бог Израиля именно таков. Размах строительства был колоссальным.
Об этом говорит, например, копия древнего Иерусалима, построенная на окраине нового города, у современного отеля Холиленд. Модель древнего города очень маленькая — по пояс взрослому человеку. Все абсолютно подлинно: и материалы, и архитектура, и даже мелкие детали.
В каменоломнях вытесывались гигантские блоки на храмовые стены, по всему царству собирали медь и золото
для литья и инкрустаций. Храм потрясал своей мощью, благоухал кипарисовыми смолами и сверкал золотом.
Прошло некоторое время, и он был уничтожен римлянами. Впрочем, римского императора Тита, во времена которого был рдзрушен храм, тоже можно понять — мно1 гочисленные еврейские восстания, объединяемые современными историками в единую Иудейскую войну, постоянно обескровливали римскую армию. В конце концов именно это вынудило Рим стянуть в Иудею отборные легионы и бросить их на Иерусалим.
Осажденный город продержался три с половиной года, но его конец был неизбежен. Римляне отрезали все возможности доставки в город пищи и воды. Всякого, кто пытался проникнуть в город, распинали на кресте. В ход были пущены тараны и наведены подвесные мосты. В итоге римляне хлынули в город, истребляя на пути все живое. Немногих уцелевших ждало рабство, в лучшем случае. Но большинство пленников было доставлено в Рим, где они были скормлены львам или сброшены с Тарпейской скалы — на потеху триумфаторам. Римляне превратили Иерусалим в пустыню и назвали это умиротворением. Храм же был сожжен, а позже — разобран...
В эпоху византийского владычества на месте, где когда-то стоял храм, была устроена городская свалка. Это кощунство так возмутило халифа Омара, преемника и ближайшего сподвижника пророка Магомета, что, завоевав Иерусалим в 638 году, он заставил тогдашнего патриарха долго стоять на коленях посреди этой помойки, после чего халиф приказал рассыпать по свалке несколько килограммов монет, чтобы местные нищие растащили и перебрали весь мусор.
И все-таки можно сказать, что храм никогда не переставал существовать. Если даже последний его камень рас-сыплется в песок, уносимый ветром в пустыню, храм не исчезнет. Он всегда будет единственным храмом евреев — до того дня, когда к ним придет мессия и восстановит, их древнее святилище. Именно восстановление храма станет свидетельством его прихода. А придет он, по древнему
пророчеству, тогда, когда еврейский народ искупит свои грехи страданием и отверженностью.
Сегодня евреи как никогда прежде верят, что день искупления близок. Разве не касаются они теплых благодатных стен храма? Разве не возродился Израиль? И уже раздаются отдельные возгласы о возможности восстановления святилища. Когда же эти стены взметнутся над городом? Вопрос в одном — кто станет мессией?
Пророчество гласит, что храм будет восстановлен только им. Нетерпеливые готовы признать мессией любого из видных сегодняшних деятелей Израиля. Но мессии пока нет. И храм терпеливо ждет его. Может быть, он уже где-то родился? Может быть...
А сейчас от бывшего храма остался кусочек западной стены — Стена Плача. Она служит сегодня евреям своеобразным почтовым ящиком Господа. Каждая трещина, каждый крохотный выступ плотно забиты бумажками. Вероятно, в основном это просьбы. Людям свойственно просить — любви, надежды, счастья. Как и во многих других религиях, в святых местах мужчины и женщины должны находиться отдельно. Левая часть стены — для мужчин, правая — для женщин. По утрам арабы-подметальщики выметают с площади белые вихри писем, видимо, уже прочитанных и принятых Богом.
Итак, храма, осиянного славой Господней, сейчас здесь нет. Вместо него на Храмовой горе возвышается мечеть “Купол скалы”. Мусульмане чтут это место наравне с Меккой и Мединой — сюда в свое время прилетал пророк Магомет на своем странном коне эль-Бураке. У этого коня были крылья, как у Пегаса, лицо прекрасной женщины и павлиний хвост. На вершине горы Магомет встретил архангела Джабраила (Гавриила), который проводил его на небо на встречу с Аллахом. В память об этом удивительном путешествии и была построена круглая голубая мечеть с золотым византийским куполом. Кстати, архитекторами мусульманского храма были греки-христиане...
Сегодня статус Храмовой горы является одной из главных причин разногласий между израильтянами и палес-
тинцами. Возможно, одним из вариантов решения многолетнего спора была бы передача Храмовой горы, а вместе с ней, очевидно, и всего Старого города Иерусалима под контроль и управление Совета Безопасности ООН.
Глава 16
ЧАНДИ БОРОБУДУР
В Индонезии все исторические памятники — будь то простые ворота, храмы или дворцы — называются ЧАНДИ. Обычно то или иное чанди носит имена ближайших населенных пунктов, но часто бывает и обратное. Чанди Боробудур — это прекраснейший буддийский храм и памятник несравненной красоты. Название этого памятника означает “храм на горе”. Боро — переиначенное на яванский лад слово “вихара” — храм, монастырь, а “будур” в переводе с древнеяванского означает гора. Боробудур расположен в географическом центре индонезийского острова Ява, в живописной долине Кеду, что находится в 42 километрах к северо-западу от столицы страны Джакарты.
Древняя легенда рассказывает о том, что в далеком прошлом остров Ява плавал в бескрайних просторах океана и для того, чтобы на нем могли поселиться люди, его пришлось “прибить” к центру Земли. Огромная “шляпка гвоздя” стала холмом под названием Тидар, который возвышается недалеко от чудесного и приветливого города Магеланга.
Дорога, ведущая к храму Боробудур из Джакарты, пересекает широкую плодородную равнину, по которой медленно текут реки, темные от песка и сброшенных вулканами обломков скал. С востока и юга эта плодородная равнина ограничена грядой бесформенных холмов, а на ее горизонте вырисовываются величественные очертания двух пар вулканов: Сумбинга и Синдоро на северо-запа-
де, Мерапи и Мербабу на северо-востоке. В настоящее время активен лишь вулкан Мерапи, и издалека видно, как его белый плюмаж сливается с венцом из низких облаков, висящим над кратером подобно ореолу.
Дорога к храму Боробудур сначала серпантином поднимается к одному из перевалов, а затем, миновав несколько поворотов, внезапно заканчивается достаточно широкой площадкой, сделанной на вершине продолговатого холма еще древними строителями... И самое крупное буддийское святилище — храм Боробудур — предстает перед нами во всей своей величественней красе... Это огромная пирамида из черноватого камня, на которой вырисовываются многочисленные статуи будд и колоколо-образные ступы. Все это производит очень сильное, неизгладимое впечатление — от его вида буквально захватывает дух.
Однако один из соседних холмов перед храмом заслуживает особого внимания. Если посмотреть с верхней площадки Боробудура, этот холм напоминает лицо лежащего человека. На нем можно различить нос, губы, массивный подбородок. Как гласит одна из легенд, это лицо Гунад-хармы, архитектора Боробудура, который уже более двенадцати столетий охраняет свое прекрасное творение.
Строители гигайтского храмового комплекса Боробудур, как было выяснено, пытались воспроизвести на земле острова Ява легендарную гору Меру из древнеиндийской мифологии, ее огромную золотую вершину, на которой покоится все мироздание. Считается, что в результате этого “творения” и появился самый большой монумент Южного полушария Земли.
Боробудур с его остроконечными башенками, изображениями и статуями Будды кажется и сегодня, по прошествии 12 столетий, фантастическим произведением. Если' смотреть с высоты, то храм Боробудур представляется в виде огромного геометрического знака и сакрального символа МАНДАЛА, диаграммы мироздания, в которой объединены Небо и Земля.
Чанди Боробудур покоится на квадратном основании со стороной 123 метра, которое занимает около гектара земли. Кстати, точно такую же площадь занимает территория между четырьмя опорами парижской Эйфелевой башни. На основании Боробудура ступенчатой пирамидой возвышаются четыре прямоугольные террасы, каждая из которых обнесена высокой балюстрадой.
Протянувшиеся на три километра стены нижних террас покрыты 1460 барельефами и украшены 462 статуями Будды, ориентированными на четыре стороны света. Различия в положении рук Будды соответствуют различным аспектам буддийского учения. Нижние террасы символизируют мир Земли. Выше находятся три круговые верхние террасы, представляющие мир Духа. На них сЛят 72 ажурные колоколообразные ступы со статуями Будды внутри.
Наконец, на высоте около 35 метров над землей, в центре самой высокой террасы, с которой открывается восхитительный вид на окружающий горный ландшафт, находится закрытая и пустая Большая Ступа, диаметр которой составляет 15 метров. Это святилище символизирует созерцание Высшей истины и центрального понятия буддизма — НИРВАНЫ, то есть духовную свободу или само Небо. ”
По лестницам, идущим в середине каждой стороны пирамиды, можно подняться в верхнюю часть храма. Еще одна лестница, пересекая коридоры нижних террас, ведет прямо на круговые террасы. Главный вход находится с восточной стороны. Наконец, ступени, которые как бы “карабкаются” по склонам холма, соединяют нижнюю площадку с основанием. 32 больших каменных льва охраняют входы на разных уровнях пирамиды.
Паломники храма должны были медленно подниматься якобы с земной сферы в духовную. Они должны следовать по специальной “дороге процессии”. Поднимаясь по ступеням вверх,'нужно обходить каждую террасу, иначе не попадешь к следующей. Поворачивать при этом следует всегда только налево, поскольку поворот в другую сторону означает не что иное, как обращение ко злу.
Путь длиной примерно в пять километров ведет через одно из самых больших собраний буддийского каменного искусства. На многочисленных барельефах (напомним — их 1460), которые первоначально были разрисованы яркими красками, изображены все перипетии жизненного пути царевича Сиддхарвхи Гаутамы из царского рода Шакьев, жившего в 623—544 годах до нашей эры где-то на границе северной Индии и Непала, являющегося основателем буддизма.
“Каменная книга” жизни Будды начинается с земных глав: вещего сна его матери, рождения из материнского бока, пребывания в родительском доме, встреч со злом и несправедливостью, бегства в лес, скитаний в поисках истины. Затем “страницы” повествуют о постах, подвижничестве, проповедях, постепенном приближении к просветлению. По мере подъема вверх сюжеты отрываются от земной повседневности, все в большей степени иллюстрируют отвлеченные идеи, уводя паломника все дальше и дальше, в глубь абстрактных представлений. Эта “каменная книга” — настоящая энциклопедия буддизма.
Сотни других барельефов представляют собой разные сцены из обычной жизни людей: работу в поле и семейную жизнь; корабли, застигнутые бурей; пляшущих танцовщиц и танцоров; изображения различных животных, в том числе и обезьянок; сцены битв и т.д. Все они рассказывают о жизни яванцев в VIII—IX веках нашей эры.
Вот, например, что писал о своем впечатлении, оставленном при осмотре резных барельефов и статуй Будды, журналист С. Бычков, побывавший в конце 1980-х годов в Боробудуре:
“...Эстетическое воздействие резьбы потрясающе. Всматриваясь в проникнутые глубоким внутренним спокойствием, гармонией, равновесием барельефы, все больше окунаешься в мир, полный тепла и пластики. Мягкие, округлые формы умиротворяют, композиционная уравновешенность, неторопливость повествования настраивают на безмятежный лад. Только “очистившись” духовно при осмотре первых ярусов, паломник способен воспринять более одухотворенную, более абстрактную форму отражения истины — статую сидящего Будды под каменными шат-рами-дагобами на трех верхних террасах. Непроницаемые лики, приподнятые плечи, сплетенные в символический знак пальцы гибких рук, распластанные в позе лотоса ноги можно рассмотреть сквозь окна в коло-колообразных ступах”.
Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, явно отличающиеся от других памятников индонезийских чанди, а также, как было установлено, от других аналогичных памятников буддизма в разных азиатских странах. В связи с этим некоторые ученые утверждают, что храм Боробудур — это ступа, а не чанди.
Нужно отметить, что первоначально ступы храма служили для хранения реликвий Учителя, то есть Будды. Позднее в них погребали тела особенно почитаемых буд-
дийских святых. Но в некоторых случаях ступа была просто символом буддийской веры.
Установить, являлся ли храм Боробудур чанди или ступой, было очень важно для правильного истолкования его структурной композиции. Дело в том, что чанди.задумывали главным образом как обитель бога, но без определенных реликвий он не мог бы выполнять такую роль. Поэтому в чанди специально отводили места для так называемых небольших “ковчегов”, в которых содержались драгоценные металлы и камни, зерна злаков, символы бога и божественной силы.
Однако в чанди Боробудур ничего подобного не было найдено, и вообще кажется маловероятным, что в нем когда-то помещались бренные останки. Для этого, видимо, были предназначены другие ступы меньшего размера, некоторые из которых были обнаружены в храме в начале XX века. В этом случае Большая Ступа являет собой не просто элемент, завершающий памятник, но его главную часть, основанием для которой служат все нижерасположенные террасы.
Строители храма никогда не задумали бы памятника, главный элемент которого — Большая Ступа — подавлял бы своей величиной основание храма. Однако не следует думать, что строительство, для которого понадобилось более 55 тысяч кубических метров камня, могли начать, не имея четкого плана. Значит, ЧАНДИ БОРОБУДУР - ЭТО НАСТОЯЩИЙ ЧАНДИ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ИНДОНЕЗИИ.
Да, храм Боробудур несомненно был чанди, но особого рода. Поскольку в нем нет внутренних помещений, можно предположить, что он был возведен не для проведения культовых церемоний. Это, скорее всего, место паломничества. А назначение лестниц и коридоров состояло в том, чтобы “шаг за шагом” вести паломника к верхней площадке.
Ведь буддизм придает особое значение психологической подготовке, предшествующей, по его учению, окон-
чательному освобождению человека от всех связей с землей и полному прекращению цикла перерождения. Названия трех сфер Вселенной полностью соответствуют этой концепции. Самая нижняя — КАМА-ДХАТУ, сфера желаний, рабом которой является человек; следующая — РУПА-ДХАТУ, сфера форм, и последняя — АРУПА-ДХА-ТУ, сфера ухода от форм, что освобождает человека от всех земных пут.
В структуре храма Боробудур представлены все эти три сферы: ОСНОВАНИЕ — это кама-дхату; ЧЕТЫРЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТЕРРАСЫ - рупа-дхату; и ТРИ КРУГЛЫЕ ТЕРРАСЫ-ПЛОЩАДКИ, НАД КОТОРЫМИ ВЫСИТСЯ БОЛЬШАЯ СТУПА, символизируют арупа-дхату.
Комплекс Боробудур был построен между 778 и 850 годами нашей эры династией Сайлендара — “Царей гор”. По всей видимости, чтобы возвести эту храмовую гору из камня, понадобилось примерно 70—80 лет. На строительстве храма, согласно преданию, были заняты 15 тысяч чернорабочих, три тысячи каменотесов, столько же резчиков по камню и скульпторов. Храм был построен после специального освящения, длившегося три недели, и церемонии приношения богатых даров божественным силам.
Духовным центром буддийской культуры Боробудур пробыл недолго, всего первые полтора столетия своего существования. Менее чем через 200 лет после завершения строительства храм был заброшен, а в XIII—XV веках, когда среди индонезийского населения был распространен ислам, о нем вообще забыли. В XVIII столетии место, где когда-то красовалась самая большая в мире ступа, описывалось как “гора, покрытая растительностью”. Этой “горой” были покрытые мхом и опутанные лианами камни Боробудура. Храм стал постепенно разрушаться, в том числе и от происходящих довольно часто в этих районах землетрясений. Он почти полностью был поглощен тропическими джунглями.
Чанди Боробудур вновь возник из мрака прошлого в начале XIX века, в период кратковременного британско-
го правления на острове Ява. В 1814 году тогдашний губернатор Явы и будущий основатель Сингапура Томас Стэм-форд Раффлз, человек с редкой для колонизатора страстью к изучению туземной культуры, во время инспекционной поездки узнал, что в деревне Бумисегоро близ города Магеланга есть большой храм под названием Боро-будур, о котором местные жители, до шепота понизив голос, рассказывали страшные истории. Сам Стэмфорд Раффлз не мог отправиться в эти места, а послал туда Корнелиуса, голландского инженера, который хорошо знал древности Явы.
Корнелиус набрал 200 крестьян, и они расчистили место, где стоял храм: валили деревья, жгли сушняк и очищали памятники. Спустя два с лишним месяца Боро-будур вновь “появился” на свет, а уже в 1907—1911 годы голландские археологи под руководством инженера Теодора ван Эрпа впервые его реставрировали.
В 1970—1980 годы специально созданный “Фонд Боро-будура”, куда входило 28 стран, вел спасательно-реставрационные работы при непосредственном участии ЮНЕСКО. Понадобилось почти 12 лет, сумма в 50 миллионов долларов, 600 опытных реставраторов и тысячи рабочих, чтобы разобрать гигантский храм, состоявший из полутора миллионов “кубиков”, очистить каждый блок, восстановить, покрыть защитным составом и поставить на место.
Одновременно с этим была сооружена новая дренажная система. В работе широко применялась современная вычислительная техника. Каждому камню присваивался свой код, содержавший все необходимые данные: вес, размер, форму и место, куда нужно было его возвратить. ЭВМ за считанные секунды подсказывали реставраторам, что делать с той или иной скульптурой, куда ставить тот или иной каменный блок.
Таким образом, день 14 февраля 1983 года стал второй датой рождения Боробудура. Величественный монумент, рожденный гением индонезийского народа, вновь занял полагающееся ему место среди выдающихся архитектурных памятников человечества.
Глава 17
ЭТРУССКИЕ САРКОФАГИ
Этруски — это древние племена, населявшие в I тысячелетии до нашей эры северо-западную часть Апеннинского полуострова и создавшие высокоразвитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на последнюю очень большое влияние. Высочайший уровень культуры и искусства этрусков свидетельствует о многовековой истории этого загадочного народа.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Этрусская цивилизация, достигшая своего расцвета в VIII—V веках до нашей эры, занимала земли древней Этрурии (современной Тосканы) на территории нынешней Италии. В этот период Этрурия состояла уже из ряда достаточно развитых городов.
Этруски, конечно, строили многочисленные здания самого различного предназначения. Но возводились они из дерева или кирпича-сырца, поэтому до настоящего времени не сохранились. В центре каждого города находился храм, посвященный своим богам. Помимо храмов в этрусских городах имелись красивые частные здания, замки лукумонов (аристократов и представителей военно-жреческой знати).
Основу господства лукумонов составляли земля и зависевшие от них люди — рабы и клиенты, то есть свободные люди данного рода или других родов, находившиеся в зависимости от богатых членов рода. Этрусские лукомо-ны купались в роскоши.
Известно, что во всей Этрурии было двенадцать лукумонов, во главе всех их стоял один главный лукумон, который назывался царем. Знаками царского достоинства служили пурпуровые мантия и тога,-кресло из слоновой кости и охрана с топорами и прутьями.
Этрурия в течение всей своей историй^ оставалась земледельческой страной, но наряду с этим в ней существовали также торговля и различные ремесла. Этрусские ремесленники занимались обработкой металлов, изготавливали расписную глиняную посуду, добывали краски, делали зеркала, вазы, кувшины, терракотовые статуэтки, черепицу, различные вещи из слоновой кости, серебра и золота.
Они утвердили свое господство далеко на север и на юг Италии, а в самом Риме в VI веке до нашей эры утвердилась этрусская династия Тарквиниев. Даже оба моря, омывающие с запада и востока Италию, носили этрусские названия. Одно из них называли Этрусским морем по имени всего народа, а другое — Адриатическим морем — по имени Гадрии, восточной этрусской колонии. Греки же позже переименовали Этрусское море в Тир- ' ренское, а название Адриатическое сохранилось.
Недавно в прессе появилось сообщение о том, что итальянские археологи обнаружили вблизи деревни Колл Вал д'Ельса скелет девушки; они установили, что она умерла приблизительно в VI веке до нашей эры в возрасте 20 лет. Дорогие золотые серьги означали„.нто она принадлежала к богатой и знатной семье, то есть семье лу-кумонов.
Специалисты обсчитали параметры лицевых костей черепа девушки на компьютере, а затем с помощью специальной программы и материала, моделирующих ткани лица, воспроизвели облик девушки. Перед глазами археологов возникло пленительное женское лицо с аристократическими чертами.
Этрусская религия была крайне примитивной, грубой и достаточно мрачной. В ней совершенно отсутствуют светлые черты. Этруски представляли себе мир наполненным жестокими и мрачными злыми духами. Большая часть религиозных представлений этрусков связана с культом мертвых, верой в подземных духов и Страшный Суд. Они считали, что душа человека после смерти попадает в под-
земный мир, наполненный черными демонами, оспаривающими ее у белых (добрых) гениев.