Тренировочные упражнения к заданию 6
Назови среди синонимов нейтральные и стилистически окрашенные.
спать — дрыхнуть — почивать,
недостатки — пробелы — дефекты — недочеты,
лицо — лик — морда.
Выполни задания.
1. Замените слово ЗАВАЛИТЬиз предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.
2. Замените слово ДОХАиз предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.
17
3. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ(любопытстве)из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.
4. Замените слово ОКЛИКНУЛиз предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(18) Мимо меня прошел один из моих друзей. (19) Я окликнул его.
5. Замените слово В БАДЕЙКАХиз предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.
6. Замените слово НЕЖЕЛИиз предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14) Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков.
7. Замените слово ИМЕНИТЫХиз предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.
8. Замените слово НЕВЕСТЬиз предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.
Б. В. Шергин: Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. | Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания, а также различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста. |
Части речи | |
А. А. Потебня: Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. | Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности. |
А. А. Реформатский: Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. |
И.Г. Милославский: Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение. | Хотя союзы являются служебной частью речи, текст без них подчас построить невозможно. Сочинительные союзы помогают связать однородные понятия и предложения в одно целое, противопоставляют одно явления другому. Особенно богаты значениями подчинительные союзы, с помощью которых можно построить сравнение, выразить значение уступки, времени, причины, условия, следствия. |
А. А. Мирошниченко: Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. | Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами ). |
А. Кузнецов: Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя. | От первого лица строятся рассказы автора. Это значит, что рассказчик пытается объяснить не только увиденные события, но и донести до читателя свои чувства, эмоции. Достаточно часто в рассказах от первого лица можно встретить не только общеупотребительную лексику, но и слова разговорные, просторечья, которые услышал автор от собеседника. Благодаря им можно лучше узнать характер и образ жизни героя рассказа и самого автора. |
В.В. Виноградов: Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе. И.Б. Голуб: Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом. И. Г. Милославский: Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент. | Русский язык богат лексикой разных стилей. Иногда, чтобы передать характер героя произведения, описать ситуацию, писатель прибегает не только к нейтральной лексике, но и к просторечьям, жаргонизмам, диалектным словам. Следует умело подходить и к образным средствам, фразеологизмам, словам научного и делового стиля. Неправильное или неуместное их употребление, сочетание в общем контексте часто приводит к комичному звучанию, нелепице. |