Расчет размещения телевизора в учебной аудитории
Выбор марки телевизора для кабинета определяется в зависимости от глубины помещения, разрешающей способности глаза, размеров изображения. Полосы воспроизводимых частот и номинальной выходной мощности по звуковому каналу. Удобство эксплуатации и надежность работы, качество изображения и звука зависят от размещения телевизора. Эффективность восприятия телепередачи зависит от размещения телевизора и учащихся, т.е. от просмотровых зон. Выделяют:
§ комфортную (К)
§ оптимальную (О)
§ удовлетворительную (У) зоны видимости (рис. 19).
§
Рис. 19 Определение просмотровых зон
Знание размещения рабочих мест учащихся по ширине и глубине позволяет рассчитать высоту (Н) в сантиметрах установки телевизора от уровня пола до низа экрана по формуле
(20)
где С – расчетное превышение луча зрения для задних рабочих мест (см) (С=12см);
Lmax– максимальное удаление учащегося от экрана телевизора (см), (Lmax = 12·Шэ);
Lmin-минимальное удаление учащегося от экрана телевизора (см), (Lmin = 3·Шэ);
d –дистанция по глубине между учащимися (см) (d=110 см)
Шэ– ширина экрана телевизора (см) (см. табл. 35).
Если Lmax<L, где L – глубина заполнения аудитории, то удовлетворительная зона просмотра не охватывает все рабочие места, значит, в кабинете необходимо устанавливать два или более одинаковых телевизора. Их закрепляют с помощью консолей на внешней стене кабинета (рис. 20), чтобы не было засветки экрана прямыми солнечными лучами. Необходимо избегать засветки экрана от естественных и искусственных источников света, так как она снижает контрастность изображения и и насыщенность цвета. Вместе с тем не рекомендуется вести просмотры телепередач в полной темноте, поскольку это утомляет зрение.
Пример 6
№ варианта | Число учащихся | Световой поток мультимедиапроектора, ANSI Лм | Диагональ телевизора, дюймы | Соотношение сторон телевизора |
24 – 30 | 16:9 |
1. Рассчитать размер изображения экранных пособий.
Ширина (Ш) изображения на экране рассчитываются по формуле:
Ш = 0,2 · L
где L – глубина заполнения учащимися помещения. По таблице 1, L= 5,2м.
Ш = 0,2 · 8,5 = 1,7 м
Площадь (S) изображения на экране рассчитываются по формуле:
S = 0,73 · Ш2.
S = 0,73 · 1,72 = 2,1 м2 .
2. Рассчитать яркость освещения экрана указанными мультимедиапроекторами и принять решение о необходимости затемнения аудитории.
Яркость экрана (В) определяют по формуле:
r=0,8- коэффициент отражения чистого экрана.
Поскольку полученная яркость более 110 , затемнения в аудитории не требуется.
3. Расчет размещения телевизоров в аудитории.
3.1. Высота размещения телевизора. Высота Н, в сантиметрах, установки телевизора от уровня пола до низа экрана определяется по формуле.
Все данные подставлены в сантиметрах.
где С – расчетное превышение луча зрения для задних рабочих мест (см) (С=12см);
d –дистанция по глубине между учащимися (см) (d=110 см)
3.2. Удовлетворительная зона просмотра телевизора определяется как 12Ш. Для этого необходимо определить ширину экрана.
.
для телевизоров с соотношением сторон 16:9 к = 0,87.
12Ш= 12·0,57= 6,84 м
Шэ– ширина экрана телевизора (см) (см. табл. 35).
Поскольку L>12Ш, в аудитории необходимо устанавливать два одинаковых телевизора или телевизор большего размера.
3.4. Эскиз размещения телевизоров:
Рис. 20 Размещение двух телевизоров
Задание 5.
1. Рассчитать размер изображения экранных пособий для заданного количества учащихся
2. Рассчитать яркость освещения экрана указанными мультимедиапроекторами и принять решение о необходимости затемнения аудитории.
Норма яркости экрана для полностью затемненного помещения 25-50 нит, для незатемненного 110 нит. Если получившаяся яркость равна или более 110 нит, тозатемнять помещение не требуется.
3. Сделать расчет размещения телевизоров в аудитории. Определить необходимость установки дополнительного телевизора в учебной аудитории.
4. В масштабе начертить эскиз, на котором указать:
- размещение телевизоров в аудитории для указанного количества учащихся с учетом просмотровых зон (комфортная, оптимальная, удовлетворительная):
- экран необходимого размера для демонстрации проекционных изображений.
Таблица 35
Варианты контрольных заданий