Декоративные свойства воды

Вода является одним из важней­ших компонентов природного ланд­шафта и занимает значительное ме­сто в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микро­климат территории, снижая темпе­ратуру воздуха и повышая его влаж­ность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отды­ха и спорта. И, наконец, важна эсте­тическая ценность воды. Ее физиче­ские свойства — текучесть, способ­ность образовывать абсолютно го­ризонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму — богатые возможности для создания самых разнообразных вод­ных устройств.

Английский теоретик ландшафтно­го искусства С. Кроу, уделяя внима­ние эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному ис­пользовались ее свойства: «Настрое-ения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий тем­перамент. Она может быть безмя­тежной, она может быть деятель­ной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомыс­ленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д'Эсте с их очарова­тельным падением в 1—3 такта (име­ется в виду Аллея ста фонтанов — прим. авт.) или, в наши дни, в тща­тельно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выстав­ки. Удовольствие в рассматрива­нии — наблюдать пенящиеся фонта­ны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслажде­ние прохладой передается медлен­ным капаньем воды, стекающей боль­шими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа»*.

Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-пар­кового искусства и современной практике, можем еще более расши­рить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устрой­ства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, со­здавая своего рода фронт восприя­тия пейзажей парка.

Водные ресурсы осваиваемой тер­ритории, как правило, являются оп­ределяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытя­нутой формы, а также каналы стано­вятся композиционными осями пар­ка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы — композиционными центрами и узла­ми. Сооружения меньшего (по пло­щади) масштаба — бассейны, фон­таны, водопады, источники — ста­новятся центрами внутренних ком­позиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.

Соотношение парка и водоема не­однозначно — к одной группе отно­сятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой — парки у водое­мов, расположенные на берегах об­ширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, пар­ки на берегу Финского залива (Пе­тергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просто­рам залива. Курортные парки Южно­го берега Крыма, Черноморского по­бережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и совре­менные курортные комплексы на озе­ре Иссык-Куль.

Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, уст­ройство каскадов и фонтанов Стрель-ны и Петергофа оказалось возмож­ным прежде всего благодаря перепа­ду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявле­нию источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед двор­цом на верхней террасе парка боль­шой водяной партер, который слу­жил бы не только декоративным це­лям, но и «для накопу воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлет­ворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Роп-шинских высотах мощные источники воды, которые и решено было исполь­зовать для питания водных парко­вых устройств. Так был создан зна­менитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, пру­дов, трубопроводов, которые функ­ционируют и сейчас. В последующем

на основе этой водной системы был создан ряд парков — Луговой, Ко­лонистский и др.

Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований тер­ритории парка, а иногда и прилежа­щих к ней земель. Размеры и конст­рукции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его во­досборной площади, определения грунтов и т. д.

Сохранившиеся до наших дней исторические парки Москвы созда­вались вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково, Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское) и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково, Усачевых-Найденовых и др.), а так­же имели свои внутренние водоемы. Так, в Измайлове пруды, «нанизан­ные» на извилистую р. Серебрянку, стали не только ландшафтообразую-щими факторами в его массиве, но и основой существования первых в России опытных садовых хозяйств. Они образовали единую с архитекту­рой Измайловского острова парко­вую среду. Размещение московских исторических парков в плане города показывает, что часто они независи­мо' один от другого базировались на одной водной системе. Так, система Косинских прудов во многом опре­делила существование прудов Куско­ва и Кузьминок. На р. Лихоборке бы­ли созданы усадьбы Грачевка и Ми­халкове, а в районе слияния Лихо-борки с Яузой — усадьба Свиблово и массив Главного ботанического сада АН СССР. Нарушение одной из частей этой системы ведет к изме­нению водного режима парков, ги­бельному для их водоемов, и в ко­нечном счете — к потере основы пар­ковой композиции и утрате парков. Так, при строительстве МКАД (Мо­сковской кольцевой автомобильной дороги) была перекрыта речка Бра-товка, питающая пруды усадьбы Братцево. Следствием этого была ги­бель прудов, заболачивание местности и начало распада насаждений. Уничтожение прудов у подошвы склона усадьбы Нарышкиных в Фи­лях привело к еще более тяжелым последствиям — нарушению гидро­логического режима грунтов и опол­занию береговых склонов. Поэтому всякое новое строительство в городе должно учитывать его гидрологи­ческую систему с целью ее макси­мального сохранения и умелого использования при эксплуатации имеющихся и создании новых объ­ектов озеленения.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, во­дохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бес­сточным — пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естест­венных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок мест­ности. Известны 4 типа питания во­доемов, зависящих от климатиче­ских и других физико-географиче­ских условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однород­ного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверх­ности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по скло­нам местности), который, как прави­ло, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

на бывших польдерах (Амстер­дамский лесопарк, где водоемы зани­мают около 50% площади);

с целью понижения уровня грунтовых вод (цепь прудов на Елагином острове) путем устройства во­доемов и островов;

— на месте бывших карьеров (парки в Кельце и Катовице в Поль­ше, Московский парк Победы в г. Ле­нинграде).

В современных городских услови­ях создание водоемов с естествен­ным питанием практически исклю­чено, режим водоснабжения не по­зволяет их устраивать за счет водо­провода. Вместе с этим при освоении городских территорий наблюдается засыпка водоемов и родников, «за­регулирование» небольших рек пу­тем взятия их в трубы и превращения в ливневую канализацию. Для обес­печения парков города водоемами необходим максимальный учет и со­хранение всех его водных ресурсов. Примером сохранения водных ресур­сов в городе является парк Город­ское школьное лесничество в г. Пен­зе. Здесь сохранены родники, идущий от них ручей и устроены небольшие пруды.

Пруды и озера являются наибо­лее распространенными водными устройствами парка. Их форма опре­деляется рельефом, контур водного зеркала следует рисунку горизонта­ли, на которой находится уровень воды. По классификации 3. Никола­евской форма водоемов бывает: ком­пактная (Большое озеро в Екате­рининском парке, его примерные со­отношения 250X600 м, или 1:2,4);

изогнутая (пруды парка Качановка на Украине), вытянутая (Большой пруд в Тростянецком парке, его со­отношения 100X1300 м, или 1:13); сложная — с заливами, полуостро­вами, мысами, островами или систе­ма взаимосвязанных водоемов (вод­ная система Гатчины, северо-восточ­ная часть Белого озера, соотношения 1300X250 — 350 м, или 4:1—2,5). Пруды вытянутой формы чаще всего создают на основе овражно-балоч-ных систем путем перекрытия стока плотиной (одной или несколькими последовательно) по руслу оврага. В последнем случае образуется цепь или каскад прудов, контур которых определяется формой оврагов. Зап­руживание рек создает условия для устройства водоемов различной фор­мы. Вытянутые, компактные и изог­нутые водоемы могут иметь различ­ную по очертаниям береговую ли­нию — простую (она типична для ов­ражных прудов) и более сложную с заливами и полуостровами (подоб­ную водоемам сложной формы).

Очертания береговой линии необ­ходимо согласовывать с величиной водоема. Измельченный рисунок больших по площади водоемов при­водит к потере их масштаба так же, как и упрощенный. Во всех случаях желательно, чтобы контур водоема нельзя было охватить одним взгля­дом. Это создает иллюзию водного пространства, далеко уходящего запределы видения. Ощущение неза­вершенности восприятия пейза­жей — важный момент ландшафтно­го искусства. Полуострова, мысы и острова обогащают водоем пейза­жами, образуя кулисы и замыкая перспективы. Они усиливают глу­бину пространства и создают много­плановые картины. Виды, открываю­щиеся с полуостровов, благода­ря широкому углу обзора могут иметь характер панорамных картин, а открывающиеся из залива, как правило, имеют узкий угол обзора, ограниченный прибрежной расти­тельностью или склонами рельефа. При проектировании островов не­обходимо учитывать, что они прост­ранственно членят водную поверх­ность. Их значительные размеры и размещение в центре водоема могут привести к потере целостности вод­ного зеркала.

В качестве примера многопланового по­строения пейзажей приводится район Бе­лого озера в Гатчинском парке, анализ кото­рых был проведен 3. Николаевской. «Видо­вые картины Белого озера многоплановы бла­годаря лежащим в водоеме островам и живо­писно очерченной линии берегов. Острова, об­разуя видовые планы каждой картины, созда­ют раму, которая направляет взгляд человека на следующий пейзаж. Лебяжий остров — первый план, Вороний — второй, мыс у начала Водного лабиринта — третий, павильон Вене­ры на острове — четвертый и, наконец, Длин­ный остров — пятый план. Замыкает перспек­тиву противоположный берег...» [29, с. 83— 84].

Цепь островов, прилегающая к северо-западному берегу Белого озера, находится от него на расстоянии 10—15 м. Первый план пейзажа раскрывается перед зрителем с бе­реговой дорожки. Острова Еловый, Сосно­вый, Березовый и Липовый по мере продви­жения зрителя вдоль берега постепенно «вхо­дят» в пейзаж. В промежутке между послед­ними двумя островами открывается вид на Горбатый мост, соединяющий Длинный полу­остров и остров. Далее взгляд устремляется на обелиск, стоящий на противоположном, юго-западном берегу. Через этот же разрыв между ;'лервым и вторым островами раскры­вается вид на выступающий в озеро мыс и т. п. Такое продуманное использование разрыва между островами увеличивает видимую глу­бину пространства. Те же острова исполь­зованы в композиции пейзажей противополож­ного берега Белого озера. С юго-западной стороны через пролив между ними открыва­ется вид на Большой каменный мост. Разрывы ориентируют зрителя в желаемом направле­нии. Вместе с тем зеленые насаждения на берегах служат как бы обрамлением (рамой), первым планом видовой картины.

Особенностью прудов и озер является ста­тическая неподвижность водной поверхно­сти. В зеркале вод отражается смена эффек­тов солнечного освещения, сезонные изменения цвета окружающих деревьев, трав, неба. Ста­тичность воды усиливает временную динамику природы.

При формировании пейзажей у воды необходимо учитывать их от­ражение в водном зеркале. Этот эф­фект был умело использован еще А. Ленотром как математически рас­считанный прием и в последующем широко использовался в ландшафт­ном искусстве. Явление отражения связано с закономерностью воспри­ятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. Графическая интерпретация этого закона в виде профиля позволяет в процессе про­ектирования получить информацию о возможности и характере отраже­ния парковых объектов и предусмот­реть композиции, рассчитанные на эффект отражения в зеркале воды. Правильное решение этой задачи за­висит от размещения водоема, прост­ранственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан и с за­кономерностями восприятия разме­ров водоемов. Так, поляны у водоема зрительно расширяют его площадь, в зеркале воды отражается небо, он получает много света и кажется бо­лее обширным. И наоборот, высо­кие откосы, обрывы и насаждения, близко подступающие к береговой полосе, отражаются в водном зерка­ле, затеняют его, часто создают так называемый эффект «черной (тем­ной) воды», или «черного (темного) зеркала», и зрительно сокращают пространство.

Реки и ручьи отличаются от пру­дов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании становится таким же достоинством, как и неподвижность водного зерка­ла в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые, порожистые, иногда с водопадами. Они, как правило, настолько живо­писны, что без существенных изме­нений включаются в структуру пар­ка. Например, р. Агура в Сочинском национальном парке. Работа заклю­чалась в прокладке маршрутов, ох­ватывающих наиболее интересные участки, выявлении видовых точек, ориентирующих на водопады, скали­стые обрывы, интересные насажде­ния.

На территориях с небольшим ук­лоном реки образуют изгибающуюся ленту русла (меандируют), имеют острова и старицы.

Эти свойства учитываются при обработке рек и ручьев в парке. Иногда используется сочетание неподвиж­ной и текучей воды.

Так, в парке Софиевка на небольшой р. Каменке создана уникальная водная система с прудами, речной долиной, подземной рекой, фонтанами и водопадами. Перепад рельефа составляет 22 м. Мастерским сочетанием раз­личных водных сооружений, каменных глыб, выходов горных пород, грандиозных водо­падов и фонтанов создан героический парко­вый ландшафт, т. е. ландшафт, имеющий свой художественный образ.

Реки и ручьи — это линейные пла­нировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Кана­лы — важные композиционные эле­менты регулярного парка. В совре­менном паркостроении каналы — спортивные сооружения прямоуголь­ной формы.

Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного пе­репада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих уст­ройств определяется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными эле­ментами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площад­ках, пересечениях дорог.

При создании насаждений у водо­емов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие дли­тельное затопление.

Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) со­здание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному

заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

Таблица 4. Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову)

Груп­па вы­носли­вости Название растений Допустимая продолжи­тельность затопления в днях

I Шелюга красная и жел- 80 и более

тая, ива трехтычинковая

II Ива белая, ольха черная 60 и более

III Тополь черный (осо- 40
корь) и белый, черемуха
обыкновенная

IV Осина, вяз 30

V Дуб черешчатый и бо- 20

лотный

VI Клен остролистный, ли- 15

па мелколистная,

ясень обыкновенный, ель обыкновенная

1-й прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру вод­ного зеркала, ограничивают и замы­кают ландшафт, скрывая особенно­сти рельефа или способствуя увели­чению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глу­бокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожидан­ности или просто разнообразия мас­сивы прорезаются просеками, в об­зор включаются сооружения, устрой­ства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямоли­нейный контур или рельефный, пов­торяющий очертания береговой ли­нии (мыс, бухта).

Художественные качества закры­того пространства определяются структурой массива, составом по­род, ориентацией и конфигурацией береговой линии. Можно сравнить зрительное восприятие обрамления Черного и Белого озер в парках Гат­чины (Приоратский и Дворцовый парки).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами — наиболее сложный прием, организующий после­довательность и направление обзо­ра, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины прост­ранства и размеров водного зерка­ла.

Данный прием типичен для круп­ных водоемов с живописным эффек­том освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев. На­пример, большая поляна северо-за­падного берега Большого озера в Екатерининском парке, разделен­ная кулисами на 3 части, на которую раскрываются главные перспективы от Большого озера, Камероновой галереи и террасы Руска.

Устройство водного лабиринта в парках XVIII в. традиционно. Он со­здает иллюзию бесконечного прост­ранства с неожиданными эффекта­ми, четкими силуэтами насаждений на островах, например Сокольники, Гатчина, Екатерининский парк, Ора­ниенбаум (Верхний парк). Кулис-ность насаждений способствует че­редованию света и тени, перерезаю­щих водную плоскость перспективы, и объединяет право- и левобережные ландшафты, создавая эффект беско­нечности далей.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) раз­мещаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с ви­довой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осе­вые или асимметричные парковые картины.

3-й прием. Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему созда­ется впечатление широкого и свет­лого водного пространства.

Чередование открытых и закры­тых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно долж­но отвечать масштабу водоема и пар­ка в целом. Поляны могут быть ши­рокими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими берег отому. Отдельно стоящее дерево проложена в лесном массиве парка должно возбуждать интерес, иметь или лесопарка, ее называют просекой запоминающийся облик. При разме- щении его в пространстве парка основная задача состоит в том, что бы показать индивидуальную красоту дерева. Для малых парковых картин (ширина 20—50 м) рекомендуются ива ломкая форма шаровидная, красивоцветущие яблоня, груша, слива; для средних (60—100 м) —каштан конский, клен остролистный, сосна обыкновенная, ель обыкновенная; для больших (120 м и более) — лиственница сибирская, тополь белый, дуб черешчатый.

Наши рекомендации