Анализ научной литературы, Интернет источников по проблеме исследования показал, что существует два подхода к определению понятия «памятник»
Введение.
Ход истории не возможно ни остановить, ни изменить, можно только сохранить то, что составляет нашу общую историю, нашу национальную родословную - культурное наследие, к которому относятся памятники и памятные места. За каждым памятником и мемориальной доской стоят чья-то судьба и чей-то подвиг. Однако, данные опроса, проведённого накануне исследования, показали, что знания опрошенных о памятниках, мемориальных досках находящихся на территории муниципального образования Краснотурьинск поверхностны и недостаточны. Актуальностьвыбранной темы очевидна: будущее в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой Родины, поэтому каждый житель просто обязан знать хотя бы немного историю своего города, района, которая запечатлена в памятниках.
Цель исследования
· создать путеводитель по памятным местам и памятникам ГО Краснотурьинск, в которых запечатлена история родного города.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1) Изучить историю развития памятников;
2) Рассмотреть виды и функции городских памятников;
3) Изучить нормативно-правовые документы по охране и защите памятников, памятных мест, мемориальных сооружений;
4) Определить, какие памятники и памятные места находятся на территории города и округа, и в каком они находятся состоянии;
5) Провести опрос с целью выяснить, что знают сверстники о памятниках нашего города;
Объект исследования – культурное наследие
Предмет исследования – памятники и памятные места как часть культурно – исторического наследия
Гипотеза: памятники и памятные места – это «застывшая» история, поэтому жители города не только знают памятники нашего города, но и с любовью заботятся об их сохранности.
Территориальные рамки исследования: в исследовании рассматриваются памятники, расположенные на территории городского округа Краснотурьинск, созданные в разные эпохи.
Хронологические рамки исследования: январь 2011г. – январь 2012г.
Методы исследования:
· социологический –в ходе исследования были опрошены группы:
- Школьники 9 класса МОУ СОШ №19 -20 человек
- Учащиеся группы 2 курса КПЛ - 20 человек
- Академические группы студентов-металлургов 1 и 3 курсов УрФУ (УПИ УГТУ) – 20 человек
- случайные прохожие на улицах города
· методы анализа и обобщения;
· статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;
· теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников;
В основу исследования положены:
· Официальные документы администрации городского округа Краснотурьинск ;
· «Путеводитель по городу», изданный к 60-летию города Краснотурьинска историко-производственным музеем БАЗа под руководством заведующей музеем Рейш Н.П.;
· Материалы малой краеведческой энциклопедии, посвящённой Краснотурьинску;
· Материалы периодической печати - статьи газет «Заря Урала», «Вечерний Краснотурьинск», «Алюминщик»;
В ходе исследования были проведены встречи с компетентными специалистами – с заместителем начальника «Управление культуры городского округа Краснотурьинск» Тукмаковой Ольгой Николаевной, с депутатом городской думы от Заречного района Киселёвой Любовь Георгиевной, в ходе которых мы убедились, что проблема памятников является актуальной. Киселёва Л.Г. поддержала нашу инициативу установить мемориальную доску на здании нашей школы в память тех выпускников, которые погибли при исполнении интернационального долга в Афганистане и участия в военных действиях в Чечне.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Новизна. В своей работе мы систематизировали городские памятники и памятные места в зависимости от того, с какими событиями истории они связаны. (Приложение28)
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы
v учащимися школы при подготовке к урокам по истории Урала;
v в подготовке экспозиции в школьном музее
v при подготовке учащимися докладов по краеведению;
v всеми, кто интересуется историей родного города
Глава 1. Теоретический аспект исследования.
Понятие «памятник», его виды и функции.
Человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным. По определению Даля В.И.: «Памятник - все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить или поминать, не забыть чего-либо» [1].
Анализ научной литературы, Интернет источников по проблеме исследования показал, что существует два подхода к определению понятия «памятник».
В узком смысле памятник — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях.[2] В широком— объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность памятников истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые памятники. По типологическим признакам памятники могут быть разделены на пять основных категорий: археологические памятники, памятники истории, архитектуры, монументального искусства и письменности.
К памятникам материальной культуры относится все, что является материальным свидетельством истории жизнедеятельности социума – типичные для его членов жилые дома, общественные здания, производственные и инженерные сооружения, предметы быта - одежда и обувь, украшения, оружие, средства транспорта, книги и т.д. Общественную значимость имеют потерявшие свою первоначальную форму останки памятников материальной культуры, места их нахождения в прошлом, связанные с важными общественными событиями, даже если они не отмечены памятными знаками. Памятниками культуры они становятся тогда, когда соответствующим образом собраны, систематизированы, описаны, помещены на ответственное хранение и в силу этого становятся публичными, т.е. вводятся в научный, культурный и социальный оборот
Недвижимые памятники материальной культуры постоянно открыты обозрению окружающих людей, однако собственно памятниками они становятся лишь тогда, когда зрителям известно заключенное в них духовное, историческое или культурное содержание. Для этого распространяют информацию о духовном содержании памятников в средствах массовой информации, выпускают популярные книги, фотоальбомы, почтовые открытки, марки, сувениры, и т.д. Внутри или рядом проводят регулярные собрания, конференции, устраивают массовые гуляния или балы. В дни социальных потрясений в таких местах собираются на массовые митинги.
В данной работе мы рассматриваем городские памятники как памятные места и сооружения, предназначенные для увековечения людей, событий, объектов. Понятие «места памяти» введено французским учёным Пьером Нором в начале 80-х годов XX века. Оно воплощает в себе единство духовного и материального порядка, которое с течением времени и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Подтверждает статус памятника истории мемориальная доска, которая свидетельствует о важном событии или связана с деятельностью гражданина города, внесшего значительный вклад в его развитие. Она - молчаливый экскурсовод в городе, хранитель памяти.
Наиболее распространёнными видами городских памятников являются скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д. Согласно определениям словаря Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:
-Скульптурная группа – это скульптура, изображающая группу;
-Статуя – скульптурное (обычно в полный рост) изображение человека, животного;
-Бюст – скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс);
-Триумфальная арка – сооружение в виде больших дугообразных ворот;
-Колонна – сооружение в виде высокого столба, воздвигаемое в качестве монумента;
-Обелиск – памятник, сооружение в виде граненного, сужающегося кверху столба.[3]
Говоря о функциях памятников, следует отметить, что наиболее ярко выраженными являются следующие:
· мемориальная функция – сохранить в памяти как что - ценное, значимое, важное для данного поколения;
· функция организации архитектурного пространства - памятники организуют пространство, исполняя роль визуального центра площади или другого общественного пространства.
· памятники обладают историко-познавательным или историко-художественным значением или функцией.
· Для памятника, обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется в самом характере размещения памятника, как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей.