Техника исполнения шрифтовой надписи в архитектурном чертеже
Компоновка и разметка шрифтовой надписи.Шрифтовое оформление архитектурного чертежа начинается с определения места каждой шрифтовой полосы в композиции чертежа. Затем избирается размер заглавных и пояснительных надписей, где главным размерным показателем служит высота строки h. Исходя из объема заголовка и пояснительного текста рассчитывается количество строк. Затем проводятся две параллельные линии, ограничивающие строки но высоте, и, если того требует характер избранного шрифта, проводится средняя горизонтальная линия, на которой располагаются поперечные элементы букв Н, А, Ч и т. д. Затем рассчитывается количество букв в каждом слове, а также величина интервалов между знаками и словами, которые отмечаются верти кальными (если шрифт имеет вертикальную направленность) или наклонными (если шрифт имеет наклонный характер) линиями. В шрифтах с высотой строки 2,5; 3,5 и 5 мм можно без ущерба соблюдать одинаковые интервалы между всеми буквами. В шрифтах с высотой строки в 7, 10, 14, 20 мм и т. д. интервалы между буквами следует делать переменными, с расчетом характера начертаний букв разной формы. В полученную сетку линий вписываются отдельные буквы.
Если надписи выполняются с применением летрасета, трафарета или фотоколлажа, то разметка шрифтовых строчек ограничивается двумя горизонтальными линиями по верху и низу строки. Интервалы между буквами и словами рассчитываются на глаз.
Расположение шрифта в архитектурном чертеже может быть или в виде заполненного текстом прямоугольника (см. рис. 103), или в виде ряда строк, расположенных «флажком» (см. рис. 101). Во втором случае текстовая полоса ограничена слева вертикальной линией, а справа не имеет четкой границы, так как каждая строка может состоять из разного количества знаков.
Исполнение шрифтовой надписи карандашом, рапидографом, фломастером.С помощью карандаша, рапидогра-фа, фломастера можно изобразить шрифтовые гарнитуры в любой графической технике, линиях с применением штриховки и заливки (см. рис. 100— 102). Выбор соответствующего стиля шрифта, оформляющего чертеж, зависит от графической техники изображения архитектурных проекций. В карандашном чертеже целесообразно изображение шрифта в толщину линии карандаша. Для этого следует выбирать шрифт с характером начертания букв в линию одной толщины. В чертеже, выполненном в технике тушевой линейной графики с заливкой, целесообразно шрифтовое оформление от руки с использованием тонкого фломастера или рапидографа. Если масса залитых черной тушью элементов архитектурных проекций достаточно существенна, то в чертежном оформлении можно использовать шрифт с массивными буквами. Элементы такого шрифта сначала обводятся линией по контуру, а затем пространство внутри контурного изображения буквы заливается тушью. Необходимо учесть, что шрифт массивный, с большой долей залитых тушью поверхностей должен органично соотноситься с массой изобразительных элементов архитектурных проекций. Как правило, высота строки таких шрифтов избирается несколько меньшей, чем высота строк шрифтов с линейным характером начертания знаков. Следует заметить также, что при изображении шрифта карандашом и фломастером наклон инструмента относительно плоскости бумаги может быть любым, рапидограф при изображении шрифта следует держать вертикально,
Исполнение шрифтовой надписи с использованием трафарета.Особенности шрифтового оформления чертежа с помощью трафарета состоят не только в искусстве компоновки шрифта, которая имеет свои трудности, но и в качестве исполнения. В настоящее время шрифтовые трафареты изготавливаются из листов сравнительно толстой (1,5— 2 мм) прозрачной пластмассы и потому при компоновке шрифтовой полосы необходимо учитывать эффект преломления светового луча в толще пластмассового листа. Игнорирование этого оптического эффекта может привести к ошибкам в интервалах между знаками, неровной расстановке знаков относительно горизонтальных линий строки. Особую трудность составляет графическое исполнение знаков, так как они вычерчиваются оголовником рапидографа, соединенного специальной шарнирной вставкой с рукояткой, которая направляется рукой чертежника. Такой процесс начертания знаков через ячейки трафарета требует умения перемещения иглы рапидографа строго перпендикулярно бумаге. Только в этом случае контурная линия знаков будет равной по толщине, с четким началом и окончанием каждого элемента знака. С трафаретом можно работать и без специальной угловой приставки, однако в этом случае сильно устает рука, снижается качество изображения. Стиль шрифтовых надписей, выполненных с помощью трафарета, хорошо сочетается с характером линейной графики с заливкой.
Исполнение шрифтовой надписи с использованием летрасетаи фото коллажа(рис. 17,2). Техника перенесения букв с листа летрасета на бумагу, приемы выклейки шрифтовых полос из элементов шрифтового фотоколлажа сравнительно просты, что существенно экономит время. Однако шрифтовое оформление чертежа в технике летрасета и фотоколлажа отличается ярко выраженным «полиграфическим стилем, сочетается далеко не с каждым видом чертежной графики. Это объясняется не спецификой техники летрасета или фотокол-лажа, а характером шрифтовых гарнитур, избираемых для промышленного изготовления листов летрасета или печатного изготовления шрифтового фотоколлажа. В обоих случаях технические условия производства диктуют выбор характера шрифта массивного, с преобладанием толстых элементов букв и цифр. Такие шрифтовые гарнитуры можно использовать лишь в случае оформления архитектурного чертежа. эскиза, схемы огрубленной графикой с использованием толстых линий, больших поверхностей с заливкой и интенсивной штриховкой.
Применение листов летрасета и фотоколлажа в чертежах с изящной линейной графикой, с небольшим количеством заливок элементов плана и разреза зданий обычно противопоказано. Применяя леграсет, фотоколлаж для шрифтового оформления чертежа необходимо избирать шрифты с высотой строк не более 2,5; 3,5 мм. Крупные заглавные буквы с высотой строки 4, 5, 7, 10, 14 мм рекомендуются в плакатах, схемах, графиках, характер чертежной графики которых органично сочетается с полиграфическими шрифтами, изображенными на листах летрасета и фотоколлажа. Следует рекомендовать для шрифтового оформления в архитектурной графике листы летрасета и фотоколлажа с изображением машинописного шрифта, полиграфический стиль которого нейтрален, хорошо сочетается почти с любой техникой чертежного исполнения. Размер машинописного шрифта может колебаться по высоте строки (А) в пределах 2,5; 3,5; 5; 7; 10 мм. Для наклеиванияэлементов фотоколлажа на чертеж рекомендуется использовать клей ПВА.