Композиция внешних объемов

Композиция внешних объемов здания представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения конструктивного решения и художественной выразительности.

Форма отдельных внешних объемов, как и форма внутренних пространств, может быть различной, но чаще всего встречается в виде простых геометрических тел (куб, параллелепипед, цилиндр, полусфера и др.). Однако в связи с применением новых конструктивных систем получают развитие и более сложные объемы.

Композиция внешних объемов может быть воспринята человеком снаружи целиком и мгновенно, в отличие от композиции внутреннего пространства. Другая важная особенность - влияние на формирование внешней объемной композиции природных или градостроительных условий.

В природном окружении объемы здания могут располагаться свободно с включением в композицию архитектурно организованных, прилегающих к зданию открытых пространств, зеленых насаждений, малых форм и т.п.

В условиях городского окружения, особенно при плотной застройке, композицию приходится строить компактно, экономно используя отведенный участок, иногда даже подчиняя очертаниям этого участка план здания. При большой плотности застройки композицию приходится развивать вверх.

Композиции внешних объемов зданий можно подразделить на три основные группы:

простые - из одного объема;

сложные - двух и более объемов, связанных или примыкающих друг к другу;

комплексные - ансамбль из нескольких зданий.

Простая композиция – более экономична, поэтому здание с несложным функциональным процессом чаще всего состоит из одного объема (здания массового строительства).

Принцип соподчиненности - главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединенных в одном объеме; подсобные функциональные процессы - в других объемах, имеющих по отношению к главному соподчиненное значение. Этот принцип является одним из основных факторов, позволяющих достигнуть единства объемной композиции. (пример – театр).

Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические , фронтальные и глубинные.

Центрическая композиция (рис. 1, в) предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы. Не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон (цирки, крытые рынки).

Фронтальные композиции (рис. 1, а) - композиции, объемы которых развиты в направлении, параллельном плоскости главного фасада здания. Фронтально-осевая - с выраженной композиционной осью.

Глубинная композиция (рис. 1, б) - композиции, объемы которых развиты в направлении, перпендикулярном плоскости главного фасада здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств (театры).

Композиция внешних объемов - student2.ru

Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотный или горизонтально-протяженный характер композиции.

Высотная композиция - когда вертикальный размер преобладает над горизонтальным.

В архитектурной практике часто применяются сочетания различных композиционных приемов (высотные с центрическими, глубинные с фронтальными). Часто объемы находятся в свободном сочетании друг с другом в пространстве. Свободная композиция - не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.

Особый вид сложных объемных композиций представляютКомпозиции комплексов зданий.Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба, масштабности.

Симметрия (рис.1) - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции (Большой театр в Москве).

Асимметрия (рис.2,а) - базируется на принципе гармонического художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично располагающихся в пространстве и на плоскости. Асимметрию в архитектуре нельзя рассматривать как произвольный, случайный прием композиции. В асимметричной композиции должно быть столь же гармоничное и закономерное построение архитектурных форм, как и при симметричной.

Важное средство архитектурно композиции – использование ритма.

Ритм в архитектуре (рис.2,б) - закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например, размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали. Ритмические закономерности в архитектуре служат богатым источником художественного разнообразия композиций.

Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции.Пропорции ( лат. - соразмерность, соотношение частей между собой) - соотношение геометрических размеров (длины, ширины, высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.

В основе пропорциональных соотношений в архитектуре лежат математические закономерности. Однако при установлении пропорциональных отношений всегда сочетаются с интуитивными поисками гармонии.

Среди многочисленных систем пропорциональных отношений нужно выделить: целочисленные пропорции, «золотое сечение», геометрические подобия.

Целочисленные пропорции основаны на соотношениях простых чисел (контрастные - 1:2, 2:3, нюансные - 14:15, 15:16).

Пропорциональная система «золотое сечение» основана на делении отрезка а в крайнем и среднем отношении, т.е. на две такие части х и а-х, чтобы х был средним геометрическим между а и а-х.

"Золотое сечение" (рис. 2,в) - очень гибкая система пропорций. В силу этого она нашла широкое применение как в древних архитектруных произведениях, так и при проектировании современных зданий."Золотое сечение" характеризуется следующим рядом чисел 0.146; 0.236; 0.382; 0.618; 1; 1.618; 2.618; 4.236, которые соответствуют радиусам кривизны хрусталика человеческого глаза.

Метод геометрического подобия (рис. 2, г) - основан на применении подобных прямоугольников (подобие прямоугольников характеризуется перпендикулярностью или параллельностью диагоналей).

Масштабность (рис. 2, д) - соответствие величины композиции и ее элементов размерам человека. Используется для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости. Рост человека (170-180см) всегда служит своеобразным модулем восприятия композиции и ее отдельных архитектурных форм.

Цвет, фактура, освещение, светотеневые эффектыи т.п., а также произведения изобразительных искусств (живопись, скульптура и др.) являются также композиционными средствами.

Тектоника (греч.- структура, строение) - художественно осмысленное и пластически разработанное конструктивное строение архитектурного сооружения, которое предполагает единство конструкции и архитектурно-художественной формы. Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, создающих конструкции зданий.

Здание или сооружение может вызвать у человека ощущение тяжести, особой массивности или, наоборот, легкости, воздушности.

Архитектурными средствами можно выразить только общие категории, как спокойствие, торжественность, суровость, жизнерадостность, или подчеркнуть специальное назначение сооружений - жилого дома, общественного или промышленного здания. Равным образом трудно выявить конкретное идейное содержание сооружения только архитектурными средствами.

Для этой цели привлекаются монументальная и декоративная скульптура, живопись и др. виды изобразительных искусств, а также литературные тексты.В этих случаях проявляется органичное сочетание различных видов изобразительных искусств с архитектурой - художественный синтез на базе архитектуры.

Еще в античные времена возникло выражение "архитектура - мать искусств". Таким образом, синтетический характер свойственен и художественному аспекту архитектуры.

Знание основ архитектурной композиции и композиционных средств дает возможность инженеру-строителю совместно с архитектором на высоком идейно-художественном уровне решать современные задачи архитектуры.

Ар – ОП.4

архитектурная композиция.

композиции внутренних пространств и внешних объемов

Ар – ОП.4. Ключевые слова и понятия

4.1. Архитектурная композиция.

4.2. Объемно-пространственная структура здания.

4.3. Композиция внутренних пространств. (словарь)

4.4. Композиция внешних объемов.

Входная информация

Приступая к изучению данной темы, Вам необходимо:

- восстановить в памяти из курса средней школы основные положения плоскостной геометрии и стереометрии;

- иметь знания по инженерной графике и начертательной геометрии;

- повторить материал по теме Ар – ОП.1 данной дисциплины.

Содержание темы

Наши рекомендации