Кремль, как организующая доминанта города

Введение

В современном мире все чаще внимание человека устремляется к чему-то вычурному, изощренному, помпезному. Так же и с памятниками архитектуры. Люди привыкли ценить только «исключительное и необыкновенное», забывая, что красота в простоте, и зачастую ищут они это вдали от дома, не обращая внимания на то, что всё самое прекрасное и удивительное находится рядом.

Часто от людей о Сызранском Кремле можно услышать фразу « ничего особенного». Но понимают ли, говорящие так, важность художественного и исторического значения памятника? Если углубляться в историю, то ещё с средневековья Кремль в русских городах составлял центральную укрепленную часть и являлся градообразующим ядром, а дороги, ведущие к нему, составляли основу планировки возникших близ кремлей жилых районов. Сызранский Кремль не является исключением, ведь именно специфика исторического развития города вокруг кремля определяла общие и отличительные черты градостроительной структуры и архитектурной композиции. Например в нашем городе улицы намеренно вытянуты для того чтобы подчеркнуть и выявить главенство Сызранского Кремля и исторического центра города в целом.

Сегодня, Сызранский Кремль, включен в городские комплексы как архитектурный и историко-художественный ансамбль. Он является не только главным символом, своеобразным украшением, органичной частью города, но и служит культурным, научным и образовательным целям, связывает нас с историей прошлого, воспитывает в будущем поколении чувство гордости за своих предков, за свою державу.

По моему мнению, Сызранский Кремль - это уникальное место. Он собрал вокруг себя многие значимые памятники Сызранской архитектуры: Казанский Кафедральный собор, Христорождественский собор, Мужской Вознесенский монастырь, Ильинская церковь. С него открывается замечательная панорама города и близлежащих рек. Сызранский Кремль это кусочек нашей истории, часть нашей «малой родины», а значит и часть нас. Его по праву можно назвать визитной карточкой Сызрани, главной составляющей, то есть, сердцем города.

Цель работы: Создать художественный образ города с учетом архитектурной доминанты Кремля.

Задачи работы:

1. Ознакомиться с концепцией городской застройки Сызрани.

2. Изучить историю возникновения Сызранского Кремля и рассмотреть его, как организующую доминанту городской застройки.

3. Углубить знания о истории графики и видах графики.

4. Расширить знания о технике граттаж.

5. Выбрать тему дипломного проекта.

6. Соблюдая технологическую последовательность, выполнить декоративное панно в технике граттаж.

Объект: процесс декоративного оформления панно.

Предмет: графическая техника граттография.

Методы: анализ и изучение литературы по теме исследования, выполнение декоративного оформления панно.

Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

В первой главе рассматривается концепция городской застройки Сызрани, как организующей доминанты города, история возникновения Сызранского Кремля и история развития колоколов, история развития графики и видов графики, история возникновения техники граттаж.

Во второй главе раскрыта последовательность выполнения декоративного панно в соответствии технике граттография, поэтапно рассмотрен ход работы над созданием изделия.

Теоретическая значимость: расширение знаний о технике граттография. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в деятельности педагога по специальным дисциплинам.

Для того, что бы раскрыть эстетическую и культурную значимость Кремля, было решено изобразить его не снаружи, в окружении природы, а показать вид города изнутри здания, то есть с башни. В художественном плане, идеей было выявить взаимосвязь и взаимодействие колоколов на переднем плане с живописной городской средой на втором плане, объединив эти две составляющие в общую композицию, выразив одну через другую.

Для выполнения данной работы, была выбрана графическая техника - гратография. Гратография является оригинальной находкой в области графики. Рисунок создается не путем нанесения красок на картон, а наоборот, путем удаления пятен краски с её поверхности. На первый взгляд эта техника кажется легче чем другие виды графики, но это не так, ведь полученные результаты очень самобытны, интересны и ни чуть не уступают по качеству. Что касается изобразительного процесса, то работать в граттаже очень интересно. Данная техника имеет свои особенности, она занимательна и необычна. Именно она наиболее точно передаёт настроение и замысел данной работы, а так же включает в себя и тесно связывает сразу несколько предметов: рисунок, живопись, декоративную композицию. Это и дает возможность применить и использовать все знания, полученные за время обучения и показать свои возможности.

Глава 1. Концепция городской застройки Сызрани

Кремль, как организующая доминанта города.

На рубеже XVIII - XIX в. решающее влияние на формирование облика Сызрани оказало государство. Результатом преобразования в уездной Сызрани стала корректировка улиц, образовавшихся в дорегулярный период, заселение периферийных районов, объединение посада и слобод в единую композицию. Однако процесс регулярной перепланировки города был отмечен своеобразием. Особенности ландшафта, несомненно, удобные для основания крепости, в конце XVIII в. затрудняли реализацию градостроительных принципов классицизма.

В отличие от многих уездных городов, в исторической части которых регулярными планами были запроектированы площади правильной геометрической формы, в Сызрани такая площадь не появилась. Две новые квадратные площади оказались запланированы на пересечении взаимо перпендикулярных улиц в двух наиболее крупных районах города на ещё не заселённых территориях. Перепланировщики, не только рубежа XVIII -XIX в., но и более позднего времени, были вынуждены проектировать присутственные места, не нарушая традицию, на территории крепости, где административные здания, вместе со Спасской башней и Христорождественским собором, располагались на участке неправильной (предопределённой ландшафтом) конфигурации.

Поэтому, если во многих провинциальных городах идеально правильная форма главной площади позволяла реализовать одну из отвлечённых классицистических схем застройки большого пространства типовыми зданиями, то в Сызрани это оказалось невозможным. В результате этого здесь не сложился выразительный классицистический ансамбль и значение классицизма в формировании архитектурного облика Сызрани было незначительным.

Несмотря на отсутствие периметрально застроенной площади правильной формы, представительного парадного проспекта или трезубца улиц регулярную планировку Сызрани нельзя назвать монотонной. В отличие от ряда уездных городов, которым при перепланировке была дана геометрически правильная абстрактная сетка улиц, приобретавшая черты своеобразия только благодаря её наложению на конкретный рельеф местности, Сызрань избежала подобной участи. Эту заслугу надо приписать уездному землемеру Ивану Хильдебранту, которому удалось найти индивидуальный подход к перепланировке города.

Главная уличная магистраль каждого из двух наиболее крупных районов, разделённых речкой Крымзой, была ориентирована на сохранённое при перепланировке старое ядро города - торговый центр, сложившийся издавна у стен крепости, от которого Советская (Большая) и Ильинская улицы отходили соответственно в северо-восточном и северо-западном направлениях. Продольные улицы, а также в основном прямоугольные кварталы были вытянуты параллельно этим магистралям, подчёркивая тем самым значение исторического центра Сызрани. Таким образом, в пространственной композиции города, (благодаря разновысотности речных берегов) было выявлено главенство кремля с прилегающими к нему кварталами и закреплено в планировочной структуре в конце XVIII в.

Принципы градостроительного развития, заданные планами 1872 и 1804 гг. не потеряли своей актуальности на протяжении всей первой половины XIXв. Но со второй половины XIX в. архитектурно-планировочное развитие оказалось поставленным в зависимость от местных застройщиков. Строительные процессы находились под сильным влиянием представителей торгово-промышленного сословия. Коммерческая выгода заставляла предпринимателей компактно располагать свои предприятия, стремясь сосредоточить торговые ряды, доходные дома, магазины и гостиницы ближе к крепости, а собственные жилые усадьбы на некотором отдалении от торга. Всё это влияло на зонирование главной улицы города и её архитектурный облик: застройка «сплошной фасадой», система тесных дворов без зеленых насаждений.

Исторический центр Сызрани сегодня представлен, за небольшим исключением, застройкой, появившейся здесь в начале XX в. за очень короткий промежуток времени между пожаром 1906 г. и революционными событиями 1917 г. Стилистическое лицо Сызрани определяет архитектура эклектики и модерна в своеобразной интерпретации. Наиболее распространёнными стилями, использованными для переработки в постройках периода эклектики, были барокко и ренессанс: элементы последних зачастую сочетались на фасаде одного здания. Постройки, решённые в других стилях (неогрек, русский) представляли собой единичные вкрапления среди сооружений города.

Стиль модерн был востребован рядом состоятельных заказчиков, причём строительство велось как в камне, так и в дереве. Наиболее яркой местной особенностью является тесный сплав двух стилистических направлений — эклектики и модерна, а постройки в «чистом» стиле на улицах Сызрани редки. Модерн встречается только в купеческих особняках, лучших памятниках города.

Наши рекомендации