Опыт федерального управления в системе сохранения историко-культурного наследия
Культурное наследие является совокупностью всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, социальный капитал, хранящийся в арсенале национальной памяти. Отношение к памятникам является одним из критериев зрелости и развитости общества. Богатое культурное наследие Российской Федерации является весомой частью всемирного культурного наследия. Ее надлежащее хранение и использование – это не только одно из ключевых направлений государственной политики, но и показатель, по которому оценивается наша страна на европейском и мировом уровне [15].
Современные процессы трансформации приоритетов в Российской Федерации сопровождаются пробуждением национального самосознания и духовного возрождения. Наша страна стремится сохранить свое культурное наследие, национальные традиции, историческую память, занять должное место в современном европейском культурном пространстве. Осознание этого места в контексте европейской и мировой цивилизации невозможно без осознания своих исторических корней путем изучения и популяризации памятников культурного наследия, истории России. В этих условиях особую актуальность приобретает научное обеспечение деятельности в сфере сохранения, охраны, использования и популяризации национального культурного достояния [17, с. 287].
Культурное наследие – совокупность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов культурного наследия. Объект культурного наследия – выдающееся место, сооружение (произведение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними подвижные предметы, а также территории или водные объекты (объекты подводного культурного и археологического наследия), другие природные, природно-антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, что донесли до нашего времени археологическую, эстетическую, этнологическую, историческую, архитектурную, художественную, научную точки зрения и сохранили свою аутентичность [25, с. 121-125].
Из-за недостаточного бюджетного финансирования памятники культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. Депутаты АКЗС внесли изменения в закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае». Теперь статус памятника различным объектам будет присваивать краевое управление по культуре и архивному делу — эти функции переданы профильным чиновникам.
Ранее эти полномочия были закреплены за краевым парламентом — депутаты решали, какое здание или сооружение достойно считаться объектом культурного наследия, а какое нет. Федеральное законодательство теперь относит эти полномочия к компетенции регионального органа охраны объектов культурного наследия. В Алтайском крае такие функции есть у управления по культуре и архивному делу. Сейчас ведомству достаточно выпустить соответствующий приказ и сооружение получит статус памятника.
«Необходимо отметить, что для принятия такого решения заявителем должно быть предоставлено заключение историко-культурной экспертизы, определяющее ценность объекта», — подчёркнули в управлении по культуре.
Кроме того, изменился порядок оформления охранного обязательства для пользователей объектов культурного наследия. Теперь, владельцы исторических зданий не смогут отказаться от обязанности следить за состоянием архитектурных памятников — их заставят делать это в одностороннем порядке. «Раньше этот документ носил характер договора. Его подписывали орган охраны – управление по культуре и пользователь объекта. Но наша работа осложнялась тем, что далеко не все собственники хотели принимать на себя эти обязательства, — пояснила начальник управления Елена Безрукова. — Поэтому на федеральном уровне было принято очень правильное решение изменить эту ситуацию. Теперь охранное обязательство будет являться односторонним актом органа охраны. То есть нам достаточно будет направить этот документ с уведомлением для того, чтобы у пользователя объекта культурного наследия возникли обязательства по сохранению объекта» [64].
Стремясь сохранить культурное наследство, обращаются к разнообразным механизмам.
Механизмами сохранения культурного наследия являются:
1. Передача в аренду
Одним из эффективных путей сохранения объектов историко-культурного наследия является передача их в аренду. В Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечается, что объекты культурного наследия, являющиеся памятниками (за исключением памятников, отчуждение или передача которых ограничивается законодательными актами Российской Федерации) могут быть отчуждены, а также переданы владельцем или уполномоченным им органом во владение, пользование или управление другому юридическому или физическому лицу при наличии согласования с соответствующим органом охраны культурного наследия [3]. Но главным условием реализации данного механизма является заключение соответствующего договора аренды, в котором должны быть четко указаны условия использования памятника и возможные физические изменения, которые разрешено осуществлять с этим памятником или на территории этого памятника. То есть арендатор обеспечивает реставрацию и сохранение исторического памятника, а для возмещения своих инвестиций в ремонт памятника, может открывать на территории памятника кафе, магазины и гостиницы, организовывать экскурсии, осуществлять продажу сувениров, осуществлять другие мероприятия, не нарушая целостности памятника.
Для сохранения исторических памятников во многих странах используется другой, также достаточно эффективный механизм сохранения исторических памятников – концессия [66]. В России также принят соответствующий закон, регламентирующий данную процедуру. Согласно Федеральному закону 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (21 июля 2005 г.)» концессией считается предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и ( или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска [2]. Согласно этому закону между концессиедателем и концессионером подписывается концессионный договор, согласно которому концессионер несет ответственность за сохранение и рациональное использование объектов социально-культурного назначения.
Архитектор Александр Деринг, считает, что особого отношения требуют исторический центр города, в частности, Сереброплавильный завод и Демидовская площадь. Кроме того, архитектор отметил, что следует пристально следить за развитием туристического кластера. Деринг также упомянул о проблемах, имеющихся в краевой столице.
«У нас есть Ленинский проспект, который требует определенной пристальной охраны. Ведь ряд памятников не числятся в списке охраняемых. Есть фоновая, средовая застройка, которая не стоит на охране, но является частью ансамбля, и без нее мы не можем представить города. Как раз таким случаем является пристройка на Ленина, 63. Это одно здание, но одна половина его стоит на охране, а вторую не успели поставить. Кто-то воспользовался этим, и была сделана пристройка, которую мы все сейчас наблюдаем. Поэтому нужно охранять и сохранять не только сами отдельные памятники, которые числятся в реестре на охране, а нужно, прежде всего, сохранять историческую среду», - считает Деринг.
Деринг отметил, что туристический кластер «Барнаул – горнозаводской город» недостаточно представлен барнаульцам, которым хотелось бы иметь больше информации о проекте.
Главный архитектор города Сергей Боженко считает, что нужно смотреть шире и сохранять землю и природные ресурсы. Архитектор привел в пример случай, когда барнаульские предприниматели пытались организовать добычу песка на берегу Барнаулки.
По мнению архитектора, эту проблему можно решить, создав отдельный сайт туристическому проекта. «Сайт будет находиться в открытом доступе, там будет размещена информация обо всех затратах, инвестициях, а также там будут размещаться все актуальные новости с различными иллюстрациями».
Одним из путей сохранения историко-культурного наследия может быть приватизация исторических памятников. Путем приватизации частные инвесторы приобщаются к охране и популяризации объектов культурного наследия. Это проверенная мировая практика, которая действительно работает, если за этим стоит какая-то обоснованная позиция государства, которая определяет правила игры в этом сегменте. Государство стимулирует, охраняет и привлекает к ответственности тех, кто нарушает правила и нормы. В частности во многих европейских странах распространена практика передачи исторических объектов, находящихся в ненадлежащем состоянии в частную собственность практически бесплатно, но при этом с будущим владельцем заключается договор о том, что он должен обязательно отреставрировать исторический объект [66].
Однако механизмы сохранения культурного наследия не всегда действуют так, как предусмотрено в законодательстве. Причинами этого являются:
1. Недостаток системности и координации в деятельности органов государственной власти по сохранению культурно-исторического наследия.
2. Недостаточный контроль над выполнением действующих законов, правовых актов и принятых решений.
3. Низкий уровень осведомленности с российскими памятниками в мире.
Таким образом, сохранение культурного наследия – одна из основных задач государства, также один из ключевых и наиболее важных вопросов современного гуманитарного развития. Есть определенные механизмы сохранения культурного наследия, однако по ряду причин они не действуют так, как должны [56, с. 106-114]. Одно из основных требований нормального функционирования этих механизмов – это изменения в законодательстве и контроль над выполнением и соблюдением законов и решений.