С.3 Удары отклонившихся от курса дорожных транспортных средств
(1) При столкновении грузового транспортного средства с конструктивным элементом скорость удара vr в выражении (С.1) рассчитывают по формуле (С.6)
(при d < db), (C.6)
где (см. также рисунок С.2)
v0 — скорость грузового транспортного средства при съезде с полосы движения;
а — среднее замедление грузового транспортного средства после съезда с полосы движения;
s — расстояние от точки съезда грузовика с полосы движения до конструктивного элемента (см. рисунок С.2);
d — расстояние от осевой линии полосы движения до конструктивного элемента;
d0 — тормозной путь где j — угол между полосой движения и курсом отклонившегося транспортного средства.
(2) Ориентировочная вероятностная информация по базисным переменным, основанная частично на статических данных и частично на инженерных экспертных оценках, приведена в таблице С.1.
Примечание — См. также приложение В.
Таблица С.1 — Ориентировочные данные для вероятностных расчетов ударных усилий
Переменная | Обозначение | Распределение вероятностей | Среднее значение | Стандартное отклонение |
v0 | Скорость транспортного средства: шоссе, магистраль городская дорога внутренний двор стоянка | Логнормальное Логнормальное Логнормальное Логнормальное | 80 км/ч 40 км/ч 15 км/ч 5 км/ч | 10 км/ч 8 км/ч 5 км/ч 5 км/ч |
а | Замедление | Логнормальное | 4,0 м/с2 | 1,3 м/с2 |
m | Масса транспортного средства — грузового | Нормальное | 20 000 кг | 12 000 кг |
m | Масса транспортного средства — легкового | — | 1500 кг | — |
k | Жесткость транспортного средства | Детерминированное значение | 300 кН/м | — |
j | Угол | Рэлея | 10° | 10° |
(3) На основании таблицы С.1 можно определить следующее приблизительное расчетное значение динамического усилия взаимодействия при ударе:
(С.7)
где F0 — усилие удара;
d и db — см. (1).
Ориентировочные значения F0 и db представлены в таблице С.2 вместе с расчетными значениями m и v. Все эти значения соответствуют приблизительно средним значениям, указанным в таблице С.1, плюс или минус стандартное отклонение.
При наличии в частных случаях уточненной информации допускается применять другие расчетные значения, которые зависят от требуемого уровня безопасности, интенсивности движения и частоты аварий.
Примечание 1 — Представленная модель является грубой схематизацией и не учитывает влияния многих факторов, которые могут играть важную роль, как например причина аварии, наличие бордюров, кустов, заборов. В некоторой степени, разброс значений замедления частично компенсирует эти влияния.
Примечание 2 – Расчет динамического ударного усилия Fd по формуле (С.7) допускается модифицировать на основе анализа рисков, принимая во внимание потенциальные последствия удара, скорость замедления, тенденцию транспортного средства отклоняться от направления проезжей части дороги, вероятность съезда транспортного средства с проезжей части дороги и вероятность столкновения транспортного средства
с конструкциями.
(4) При отсутствии динамического анализа допускается применять динамический коэффициент 1,4 для упругой реакции сооружения.
Примечание — Усилия, указанные в настоящем приложении, предназначены для использования совместно с упруго-пластическим динамическим анализом конструкций.
Таблица С.2 — Расчетные значения масс транспортных средств, скоростей и динамических ударных усилий F0
Тип дороги | Масса m, кг | Скорость v0, км/ч | Замедление a, м/с2 | Ударное усилие F0, кН, рассчитанное по формуле (С.1) при vr = v0 | Расстояние dba), м |
Автострады | 30 000 | ||||
Городские дороги b) | 30 000 | ||||
Дворы: | |||||
только легковые автомобили | |||||
все автомобили | 30 000 | ||||
Стоянки: | |||||
только легковые автомобили | |||||
а) Участки дороги с ограничением скорости 50 км/ч. b) Значение db допускается умножать на подъемах на 0,6 и на склонах на 1,6 (см. рисунок С.2). |
Рисунок С.2 — Схема ситуации при ударе транспортного средства
(вид сверху и поперечный разрез подъема, ровной местности и склона)
С.4 Удары судов