Периодичность дефектоскопии стальных канатов
КОНТРОЛЬ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
1.1. Периодичность контроля стальных канатов
1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:
- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);
- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.
Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.
1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале <*>.
--------------------------------
<*> Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.
Содержание периодических осмотров:
- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;
- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.
1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл. 1.
Таблица 1
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
----+--------------+------------------+------------------+-------------
¦ N ¦ Наименование ¦ Назначение ¦ Периодичность ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ подъемного ¦ стального каната ¦ дефектоскопии ¦ ¦
¦ ¦ сооружения ¦ ¦ (месяц) ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦1 ¦Краны грузо- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦
¦ ¦подъемные ¦стреловой ¦12 ¦<**> ¦
¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦<*> ¦
¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦<**> ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦2 ¦Краны ¦несущий ¦последующая каждые¦первая при ¦
¦ ¦кабельные ¦ ¦24 ¦пуске в экс-¦
¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦плуатацию ¦
¦ ¦ ¦грузовой ¦12 ¦ ¦
¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦ ¦
¦ ¦ ¦канаты поддержек ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦ ¦подвески кабелей ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦ ¦удержание крана ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦ ¦(опоры) ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦3 ¦Подъемники и ¦грузовой ¦6 ¦ ¦
¦ ¦лебедки для ¦тяговый ¦12 ¦ ¦
¦ ¦подъема людей ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦4 ¦Сменные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦5 ¦Съемные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приспособления¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦6 ¦Тали электри- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦
¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦7 ¦Лифты ¦тяговый ¦6 ¦ ¦
¦ ¦ ¦хвостовой ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦ ¦(уравновешивающий)¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦8 ¦Подъемники ¦ ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦(вышки) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦9 ¦Подвесные ¦несущий, тяговый, ¦вторая - через 36,¦первая при ¦
¦ ¦пассажирские ¦тягово-несущий ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦
¦ ¦(грузовые) ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦
¦ ¦канатные ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦дороги ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+------------------+------------------+------------+
¦10 ¦Наклонные ¦тяговый ¦вторая - через 36,¦первая при ¦
¦ ¦рельсово- ¦ ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦
¦ ¦канатные ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦
¦ ¦подъемники ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦
¦ ¦(фуникулеры) ¦(хвостовой) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦предохранительный ¦не подвергаются ¦ ¦
----+--------------+------------------+------------------+-------------
--------------------------------
<*> При интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры.
<**> Для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.
Примечание: малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев.
1.1.5. Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:
- проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии);
- у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);
- крепления на барабане, кабине и противовесе;
- подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву;
- внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.
У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.
Клиновые втулки и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов.
Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима (рис. 1, а - здесь и далее рисунки не приводятся) на расстоянии 0,2 - 0,4 м (для канатов, соответственно, диаметром 20 - 40 мм), фиксируя положение одного зажима, второй вращают в направлении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается.
При внутреннем контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия контактных нагрузок, обрывы проволок. После внутреннего контроля необходимо ввести защитную смазку в раскрытую часть каната и с небольшим усилием произвести обратный поворот вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать канатной смазкой.
Для внутреннего контроля участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим (рис. 1, б).
1.1.6. Участки каната, рекомендуемые выборочному внутреннему контролю:
- участки, взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии;
- участки, расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми блоками;
- участки, подверженные атмосферным воздействиям;
- участки неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки.
При эксплуатации каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без изменения - обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего контроля.
Периодичность проверки каната дефектоскопом указана в табл. 1, а после появления зафиксированной потери сечения более 15% - каждые 10 дней с записью показаний дефектоскопа в журнале.
1.2. Методы и средства контроля стальных канатов
1.2.1. Методы контроля стальных канатов
При оценке технического состояния стальных канатов применяются следующие методы контроля:
а) визуальный;
б) инструментальный;
в) деформационный (косвенный);
г) дефектоскопия.
Визуальный метод контроля состоит в осмотре каната по его длине и в местах его заделки на предмет наличия дефектов, определяемых глазом человека либо с помощью оптических средств.
Инструментальный метод контроля представляет собой замеры параметров стального каната (диаметра, износа наружных проволок, геометрических отклонений от прямолинейности и т.д.) с помощью мерительного инструмента.
Деформационный (косвенный) метод контроля состоит в интегральной оценке технического состояния каната по линейным и угловым деформациям в процессе его эксплуатации при циклическом нагружении.
Дефектоскопический контроль (дефектоскопия) состоит в определении дефекта в канатах по его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, рентгено-, ультразвукоскопии.
1.2.2. Средства контроля стальных канатов
Для визуального контроля применяются оптические приборы с кратностью увеличения не менее 5.
Инструментальный контроль производят с помощью микрометра 1-го класса точности, штангенциркуля, металлической линейки.
Замер линейных и угловых деформаций осуществляют с помощью специальных приборов с точностью 0,1%.
Дефектоскопию проводят с применением специальных дефектоскопов.
Организация, проводящая дефектоскопию несущих, тяговых и тягово-несущих канатов, лифтов, кабельных кранов, ПКД, фуникулеров, должна иметь лицензию на этот вид работ.
Дефектоскопию канатов подъемных сооружений должен проводить аттестованный дефектоскопист.