Периодичность дефектоскопии стальных канатов

КОНТРОЛЬ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

1.1. Периодичность контроля стальных канатов


1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале <*>.

--------------------------------

<*> Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.


Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл. 1.


Таблица 1


ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

----+--------------+------------------+------------------+-------------

¦ N ¦ Наименование ¦ Назначение ¦ Периодичность ¦ Примечание ¦

¦п/п¦ подъемного ¦ стального каната ¦ дефектоскопии ¦ ¦

¦ ¦ сооружения ¦ ¦ (месяц) ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦1 ¦Краны грузо- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦

¦ ¦подъемные ¦стреловой ¦12 ¦<**> ¦

¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦<*> ¦

¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦<**> ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦2 ¦Краны ¦несущий ¦последующая каждые¦первая при ¦

¦ ¦кабельные ¦ ¦24 ¦пуске в экс-¦

¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦плуатацию ¦

¦ ¦ ¦грузовой ¦12 ¦ ¦

¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦ ¦

¦ ¦ ¦канаты поддержек ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦ ¦подвески кабелей ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦ ¦удержание крана ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦ ¦(опоры) ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦3 ¦Подъемники и ¦грузовой ¦6 ¦ ¦

¦ ¦лебедки для ¦тяговый ¦12 ¦ ¦

¦ ¦подъема людей ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦4 ¦Сменные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦5 ¦Съемные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приспособления¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦6 ¦Тали электри- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦

¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦7 ¦Лифты ¦тяговый ¦6 ¦ ¦

¦ ¦ ¦хвостовой ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦ ¦(уравновешивающий)¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦8 ¦Подъемники ¦ ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦(вышки) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦9 ¦Подвесные ¦несущий, тяговый, ¦вторая - через 36,¦первая при ¦

¦ ¦пассажирские ¦тягово-несущий ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦

¦ ¦(грузовые) ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦

¦ ¦канатные ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦дороги ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------+------------------+------------------+------------+

¦10 ¦Наклонные ¦тяговый ¦вторая - через 36,¦первая при ¦

¦ ¦рельсово- ¦ ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦

¦ ¦канатные ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦

¦ ¦подъемники ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦

¦ ¦(фуникулеры) ¦(хвостовой) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦предохранительный ¦не подвергаются ¦ ¦

----+--------------+------------------+------------------+-------------


--------------------------------

<*> При интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры.

<**> Для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.


Примечание: малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев.


1.1.5. Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:

- проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии);

- у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);

- крепления на барабане, кабине и противовесе;

- подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву;

- внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.

У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.

Клиновые втулки и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов.

Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима (рис. 1, а - здесь и далее рисунки не приводятся) на расстоянии 0,2 - 0,4 м (для канатов, соответственно, диаметром 20 - 40 мм), фиксируя положение одного зажима, второй вращают в направлении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается.

При внутреннем контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия контактных нагрузок, обрывы проволок. После внутреннего контроля необходимо ввести защитную смазку в раскрытую часть каната и с небольшим усилием произвести обратный поворот вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать канатной смазкой.

Для внутреннего контроля участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим (рис. 1, б).

1.1.6. Участки каната, рекомендуемые выборочному внутреннему контролю:

- участки, взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии;

- участки, расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми блоками;

- участки, подверженные атмосферным воздействиям;

- участки неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки.

При эксплуатации каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без изменения - обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего контроля.

Периодичность проверки каната дефектоскопом указана в табл. 1, а после появления зафиксированной потери сечения более 15% - каждые 10 дней с записью показаний дефектоскопа в журнале.


1.2. Методы и средства контроля стальных канатов


1.2.1. Методы контроля стальных канатов


При оценке технического состояния стальных канатов применяются следующие методы контроля:

а) визуальный;

б) инструментальный;

в) деформационный (косвенный);

г) дефектоскопия.

Визуальный метод контроля состоит в осмотре каната по его длине и в местах его заделки на предмет наличия дефектов, определяемых глазом человека либо с помощью оптических средств.

Инструментальный метод контроля представляет собой замеры параметров стального каната (диаметра, износа наружных проволок, геометрических отклонений от прямолинейности и т.д.) с помощью мерительного инструмента.

Деформационный (косвенный) метод контроля состоит в интегральной оценке технического состояния каната по линейным и угловым деформациям в процессе его эксплуатации при циклическом нагружении.

Дефектоскопический контроль (дефектоскопия) состоит в определении дефекта в канатах по его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, рентгено-, ультразвукоскопии.


1.2.2. Средства контроля стальных канатов


Для визуального контроля применяются оптические приборы с кратностью увеличения не менее 5.

Инструментальный контроль производят с помощью микрометра 1-го класса точности, штангенциркуля, металлической линейки.

Замер линейных и угловых деформаций осуществляют с помощью специальных приборов с точностью 0,1%.

Дефектоскопию проводят с применением специальных дефектоскопов.

Организация, проводящая дефектоскопию несущих, тяговых и тягово-несущих канатов, лифтов, кабельных кранов, ПКД, фуникулеров, должна иметь лицензию на этот вид работ.

Дефектоскопию канатов подъемных сооружений должен проводить аттестованный дефектоскопист.


Наши рекомендации