Дополнение среды стихийно развивающейся торговой зоны системой временного оборудования, проект
бителю. Встабильных ситуациях нужная композиционная целостность и полнота кажутся достигнутыми. Но здесь вступает в силу стремление сохранить художественные ценности среды, несмотря на ее неизбежное старение, появление несоответствий между вновь народившимися функциями и существующим оснащением, наконец, желание следовать «моде», меняющимся эстетическим идеалам потребителя. Поэтому и здесь З.о.с. только кажется постоянной, среда постоянно обновляется, стараясь, однако, не менять своих существенных черт и характеристик.
Таким образом, критерием З.о.с. выступает не длительность ее существования, а соответствие по масштабу и насыщенности деталей, четкости восприятия композиции комплексу по-
требностей пользующихся ею в данный момент. И здесь следует отметить совершенно особую роль суммарной системы элементов предметного наполнения среды — самого мобильного из ее компонентов и часто самого яркого, заметного и действенного из средств ее художественного формирования.
Законы восприятия среды:
А — особенности человеческого зрения: а — зона активной видимости; б — зона расплывчатого восприятия («боковое зрение»); в — проецирование предметного мира на картинную плоскость; г — пространство как система ограничивающих его поверхностей;Б— основные виды восприятия пространственной ситуации: а, б— «пешеходный» и «автомобильный» виды восприятия открытых пространств; в — «ярусы восприятия» городской среды;
В — формы восприятия пространства: а — фронтальная картина (L<2h); б — объемное построение (L>2h); в — глубинное (L>2h(2b); г — панорама; д— силуэт; L— глубина пространства; h— высота; b— ширина
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СРЕДЫ — основная форма получения и осознания эмоционально-образных впечатлений от средовых объектов и систем.
По мнению психологов, подавляющее большинство информации об окружающем нас мире мы получаем в виде зрительных ощущений, образующих в нашем сознании относительно объективную картину этого окружения — визуальную среду. Для архитектора-дизайнера эта форма восприятия — важнейшая, овладение ее механизмами составляет часть его профессионального мастерства, она является основным инструментом его работы над образом среды.
Облик среды составляется из бесконечного ряда воспринятых мозгом сигналов-изображений, все многообра-
зие которых сводится в конечном счете к сообщению об объемах и плоскостях либо символизирующих границы средового пространства, либо находящихся внутри него. Зрительные представления об облике среды комбинируются в следующие условные стереотипы: фронтальные картины, объемные построения, глубинные построения и панорамы (силуэт). Основой этих представлений является комплекс физически существующих компонентов среды, образующих вертикальные и горизонтальные границы пространства (ограждения и планшет) и его заполнение.
Зрительные образы среды различаются в зависимости от условий, в которых находится наблюдатель. Для неподвижного зрителя облик среды составляется из серии накладывающихся друг на друга изображений всего, что находится вокруг, образующих «круговую панораму» окружающего пространства со всеми его подробностями, причем происходит это практически моментально. Полученные неподвижным наблюдателем пространственные образы среды разделяются на локальные (целостные, относительно компактные «бассейны восприятия», охватывающие зрителя со всех сторон) и линейные «коридоры восприятия», когда серия воспринимаемых изображений расположена перпендикулярно к одной оси и считыва-ется последовательно «вдоль» нее.
Человек может при этом, «настраивая» глаз, видеть или дальние планы (границы) пространства, или близкие к нему элементы, что позволяет при необходимости прибегать либо к цельным, нераздельным приемам визуальной организации среды, либо к их «кулисным» вариантам. Причем особенности человеческого зрения таковы, что эти ощущения практически не зависят от положения наблюдателя в пространстве, если его скорость не превышает 5—10 км/ч.
Зритель, перемещающийся в пространстве с большей скоростью, по сути дела видит его по «линейному» принципу — вдоль оси движения, не успевая понять картины ближних планов, но относительно долго осваивая периферию своего пространственного «русла». Поэтому современные исследователи специально выделяют «автомобильное» восприятие среды, при котором происходят различного рода объективные деформации пространственных впечатлений: общее целостное пространство площади, которую пересекает экипаж, видится его пассажирам неполно — фрагментами, расстояния вдоль оси движения кажутся значительно короче реальных, исчезает целостность видения пути, который распадается на цепь независимых друг от друга отрезков, чрезвычайно важных для замыкания перспектив.
Во многих ситуациях глаз прежде всего схватывает их общее состояние, ощущение, затем, при повторном восприятии, главные впечатления (наиболее заметные, доминантные компоненты среды), затем — детали. Происходит это независимо от того, что является первопричиной полученной зрительной информации — пространственные «архитектурные» границы средового объекта, или его предметное наполнение, образующее собственную объемно-пространственную структуру, или объемно-колористическая композиция в целом.
Мощность, напряженность, доминантность зрительных впечатлений от тех или иных компонентов среды, их взаимодействия составляют основу для формирования ее композиции, а сравнение их размерных характеристик — базу ощущений масштаба и масштабности среды.
ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения, особая часть промышленного дизайна.
Произведения И.д. отличает принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требований и эффективной эксплуатации, и безаварийного функционирования. К объектам Ил. относятся мосты, дороги, путепроводы, тоннели и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансформаторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.). Формообразование сооружений и устройств этого класса внешне как бы отделено от задач эстетики или индивидуальных требований художественной целостности. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность структурных решений, техническая целесообразность, базирующиеся, как правило, на оригинальных конструктивных и технологических разработках, безусловная масштабность, значимость этих объектов в нашей жизни, наконец, специфическая выразительность их облика делают объекты И.д. мощнейшей частью эстетики нашего окружения, элементами среды, которые интересны и сами по себе, и как источники композиционных мотивов, в т.ч. «техногенных», в формообразовании других сфер дизайна.
Поэтому в наше время проектирование объектов И.д., некогда считавшееся областью чисто инженерного творчества, все больше привлекает внимание художников, архитекторов и дизайнеров, активно использующих их художественные возможности в становлении полноценной среды обитания человека. А отдельные произведения И.д. — автострады Германии и США, Днепрогэс, Бруклинский мост, плотины и польдеры Голландии, ирригационные системы Средней Азии, эстакады японских поездов на воздушной подушке — давно стали образцами внедрения «высокой» эстетики в любые проявления инженерно-технической мысли.
И.д. — новая, чрезвычайно перспективная и активно развивающаяся зона дизайнерского творчества, особая форма интеграции художественного и прагматического отношения человека к действительности, лежащая на стыке архитектуры, ландшафтного дизайна и различных направлений технического искусства, находится сегодня на стадии профессионально-эстетического самоопределения.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СРЕДОВЫЕ СИСТЕМЫ — области обеспечения активной жизнедеятельности, лежащие на стыке интересов всех слоев общество и обладающие ярко выраженными особенностями зрительных образов всех своих компонентов (пространство, оборудование, предметное наполнение, одежда, аксессуары), обусловленных спецификой процессов, породивших данную систему.
Формы инженерного дизайна:
а— силуэт моста в Калькутте, 1874 г.; б, в— опоры подвесного моста вчера (Альбертбридж, Лондон. 1873) и сегодня (Хольмбрандбридж, Гамбург, 1974); г — полигон солнечных батарей «экологической» электростанции. Калифорния
Сегодня к интегральным типам среды можно отнести четыре сферы: • транспорт, армию, медицину и религию, которые: а) каждая по-своему пронизывают все подразделения общества; б) имеют значение для нормального функционирования всех видов производительного труда; в) так или иначе вычленяются, выделяются визуальной организацией из прочих форм среды. Причем люди, вольно или невольно включенные в процессы соответствующей средовой деятельности — врачи, служащие транспортных
компаний, пассажиры, военные всех рангов, священнослужители — ведут специфический для данной сферы образ жизни, регламентированный ее правилами и установками.
К И.с.с. в полной мере относится понятие «инфраструктура» — совокупность сооружений, систем и служб, необходимых для функционирования общественно-производственных комплексов и обеспечения условий жизнедеятельности человечества. Причем они являются одновременно и «производственными», и «социальными» разновидностями этого класса явлений, т.е. одинаково важны для всех сторон человеческой жизни.
Вторая особенность этих форм среды — каждая из них охватывает строго определенные области деятельности (жизнеустройства, мировоззрения, эмоциональной сферы). Естественно, что эти области в каких-то случаях пересекаются (существуют врачи на транспорте, полковые священники и т.п.), но определяет характер среды специфика ведущего, «титульного» вида деятельности.
Третья особенность — все четыре сферы имеют долгую историю развития, позволяющую проследить специфику их «работы» и особенности становления и прогнозировать отдельные направления перспективного движения их визуальной организации.
Четвертая — в них участвуют все возможные средства визуализации средового процесса, т.е. комплекс явлений и слагаемых, образующих данную средовую форму, максимально полон для процессов средоформиро-вания вообще и всегда подчинен ведущему для этой формы началу. Причем общество, чувствуя исключительность этих начал для собственного существования, всегда находило и будет и дальше находить средства и силы для зрительного выделения соответствующих форм среды из пестрого мира жизни.
Проявляются названные особенности в каждой из сфер по-своему, в соответствии со спецификой породивших их потребностей общества (в перемещении людей и грузов, защите отечества, охране здоровья и т.д.). Но все они весьма примечательны общей чертой — убедительностью показа процесса «прорастания» ведущего фактора становления средовой системы в художественный результат.
ИНТЕРЬЕР (фр. interieui) — 1) «внутренность», внутреннее помещение. Это, по преимуществу «архитектурное» определение, связывающее понятие И. с размерами, формой, конструкциями, декором внутреннего пространства здания или сооружения;
2) облик, общий вид помещения или группы помещений. Такой подход выводит на первый план ощущения воспринимающего И. человека, в том числе связанные с процессами использования И., его контакта с соседними пространствами, поэтому термин И.
Современные приемы формирования интерьера:
а — атриум или «суперпространство», гостиница. США; б — «внедрение» в интерьер технических устройств и компонентов ландшафта (холл научного центра университета Альберта. США)
схож с понятием «.среда», т.е. они в определенной степени взаимозаменяемы.
Формально И. складывается из трех составляющих — так или иначе трактованнойстроительной оболочки (ограждений — пола, стен, потолка) ипредметного наполнения(оборудования, мебели), фактически реагизующапространственную ситуацию, предопределяющую эмоционально-художественный потенциал И. и функциональные процессы, формирующие и само пространство, и чувственно-психологическую атмосферу эксплуатации. Сказанное можно считать своеобразным перебором проектных задач его формирования — от вопросов архитектурной композиции до прямого дизайна образующих ее деталей, в том числе мебели, посуды,
бытовых приборов и т.д. Однако этим дизайнерские аспекты понятия И. не исчерпываются.
Функциональная типология И. (производственных, общественных, жилых и пр.) в жизни произвольно накладывается на художественную (где выделяются объекты разного стиля, составляются ряды по признаку «монументальное—интимное», «спокойное-напряженное» и т.д.), что при проектировании требует особого учета, разносторонней художественной подготовки специалистов: и архитекторов, и дизайнеров.
Многообразие интерьерных объектов можно разделить на две группы: единичные помещения (торговый зал магазина, цех), проектируемые и воспринимаемые обособленно, исистемы помещений, составляющие функционально-пространственную среду И. всего здания или его части (связка «вестибюль—фойе—зал» в театре). В первом случае все композиционные построения И. ограничены рамками одной комнаты или зала, и роль элементов композиции выполняют фрагменты или детали этого помещения. Во втором по законам композиции строится совокупность разных И. и доминантами или акцентами художественной структуры выступают помещения или группы помещений, а не их части (что не исключает необходимость композиционной разработки каждого компонента единой системы И. и значительно усложняет работу дизайнера).
Многократно увеличиваются эти трудности в комплексах, требующих согласования художественных характеристик как составляющих их И., так и окружающих эти комплексы открытых пространств («городских интерьеров»), В регионах с относительно мягким климатом эти проблемы решаются проще (многие дворцовые и храмовые сооружения Китая и Японии построены как чередование практически равноправных в художественном плане «открытых» и «закрытых» залов с едиными принципами декора и оборудования). В местах с суровыми климатическими условиями это требует особых дизайнерских предложений — как художественных, так и технических.
И., как и любое средовое явление, принадлежит к системам неустойчивым, подверженным изменениям и во времени, и в пространственных аспектах. Исключения составляют объекты уникальные, памятники культуры и истории, но и здесь неизбежны различные деформации из-за смены функций, амортизации конструкций и т.п. Поэтому дизайнеры затрачивают много времени на поиск приемов трансформации интерьерных систем, позволяющих гибко приспосабливать их к изменившимся потребностям ипи обстоятел ьствам.
Современный интерьерный дизайн характерен различными, внешне даже противоречивыми тенденциями: с одной стороны, стремлением максимально насытить пространство И. техническими устройствами, специальным оборудованием (системы кондиционирования, компьютерная техника и т.п.), с другой — «приближением» к природе, включением в И. естественно-природных компонентов (зелень, бассейны, фрагменты рельефа, прозрачные покрытия и стены, открывающие И. в природное окружение, и т.п.). При этом комплексное многофункциональное использование единых «перетекающих» пространств, расчлененных «перегородками» из мебели, оборудования, ландшафтных компонентов, применение специальных устройств, приспосабливающих данное пространство к разным нуждам (вариантное освещение, технические полы с избыточным количеством коммуникационных разъемов и пр.), сочетается с узкой специализацией соседних помещений, что позволяет ставить там уникальное, часто меняющееся оборудование; откровенное введение в композицию И. инженерно-технических устройств (вентиляции, водопровода) и деталей конструкции сосуществует с экранированием этих элементов, «маскировкой» систем жизнеобеспечения интерьерного пространства (скрытое освещение, встроенная мебель). Все это многообразие, строго говоря, «технических» приемов преображается в творчестве современных архитекторов и дизайнеров в соответствующие художественные системы, постоянно обновляющие образно-эстетический потенциал дизайнерского проектирования. Ибо И., как сложнейшее по структуре и условиям восприятия образование, представляет собой один из ключевых объектов проектного отношения к действительности, на котором «сходятся» и предметные, и пространственные аспекты дизайна, что и привело к появлению практически новой проектной профессии — «интерьер-дизайнер».