Восприятие световой среды человеком

ОСНОВЫ СВЕТОДИЗАЙНА

Основные принципы светоцветовой архитектуры

Восприятие световой среды человеком

В светотехнической науке в последнее время становится все более популярной проблема: «как манипулировать деталями световой среды сточ­ки зрения дизайна так, чтобы оптимизировать такие человеческие реакции как удовольствие, хорошее самочувствие, ощущения комфортности, красоты и т.д.».

Зрительный компонент является ключевым в данной схеме, поскольку объединяет три другие и связывает их с человеком. Человек – переменный, но обязательный объект среды, уча­ствующий в формировании ее облика и, одновременно – субъект, оценивающий ее ка­чества через зрительное восприятие. Восприятие ночью оп­ределяется более сложными, чем днем, ус­ловиями работы глаза:

· снижением всех функций зрения в нестабильном, дискомфортном и неэкологичном режиме ночно­го—сумеречного—дневного зрения при высоких яркостных и цветовых контрастах и, во многих случаях, слепящем действии видимых источников света и светящих элементов, при не всегда гармоничном по цветности и динамике разноспектральном свете;

· негативное впечатление от световой среды из-за визу­ального хаоса, создаваемым разнородными осве­тительными установками, при возникновении у пешехода, особенно со слабым зрением, непривыч­ных иллюзий, вызывающих предчувствие агрес­сии и усиливающихся от атавистической боязни темноты или криминогенности современного ок­ружения;

· дополнительные психологические на­грузки у пешеходов от затруднений в ориентации в городском пространстве при недо­статке световой информации или от повышенной вероятности дорожно-транспортных происше­ствий.

Многие из этих ощущений отсутствуют в дневное время у тех же людей в той же ситуации.

Главное же отличие зрительного восприятия окружающей среды днем и ночью:

· при искусственном освещении резко сокращается «бассейн видимости», т.к. глаз замечает только фрагментарно, выборочно случайно освещенные про­странства и объекты в «призем­ном» слое;

· радикально изменяются зоны компо­зиционного влияния элементов архитектурной и ландшафтной среды, их взаимосвязи, количество и визуальные качества, т.е пространство те­ряет свою физическую непрерывность и «перетекаемость», а видимые границы образующихся дискретных светопространств весьма эфемерны.

Человек получаст 85 % всей смысловой информации об окружающем мире через зрение. На зрительный процесс он расходует 25 % своего общего энергетического бюджета. Освещение – часть функционально-биологической среды, а ис­кусственное освещение обеспечивает зрительный процесс, регулирует функционирование многих органов и образ дей­ствия человеческого организма. Гармоничное ос­вещение, в том числе его естественная цветность, обеспечивают хорошее самочувствие, обуславливают зритель­ное здоровое существование и адаптацию. Это основные требования к освещению в зонах массового пешеходного движения и обще­ния.

Визуальное восприятие складывается из ощущений, лежа­щих в основе зрения. Факторы, привлекающие внимание человека с точки зрения психологии:

· субъективное восприятие света, излучаемого или отражаемого внешними предметами – ощущение яркости, направления, контраста, спектрального состава света;

· слож­ное восприятие признаков окружающей материальной среды — субъективное восприя­тия самих предметов (их формы, размеров, уда­ленности, движения и т.д.).

В реальных условиях глаз реагирует на яркость, на цвет и на их контрасты, без которых зрительная ориентация в пространстве невозможна. Глаз «охотится» за контрастами, вы­деляет наиболее контрастные участки поля зре­ния, подчеркивает границы перепада яркостей или изменения цветности. Различение этих границ — это выделение контуров, т.е. переход от элементарных ощущений к восприятию сложных признаков, в частности, к восприятию формы. Вот почему контур, силуэт объектов и застройки считается наиболее важным и информативным элементом градостроительной композиции. Наше поведение, особенно последовательность непроиз­вольного восприятия окружающей среды, опреде­ляется свойством зрения фиксировать яркостные и цветовые контрасты, что может быть использо­вано при разработке световой композиции для программирования движения пешехода и харак­тера его впечатлений.

Благоприятные условия видимости и различимо­сти объектов (две стадии зрительного восприя­тия) зависят от трех факторов — их цветовой или эквивалентной яркости (с учетом эффекта Пуркине), контраста между объектами и фоном и угловых размеров объектов. Третий фак­тор определяется архитектурой и обычно извес­тен, выбор первых двух взаимообусловлен, и кри­терием здесь может служить требуемая различи­мость. К примеру, выбор яркости освещаемого объекта может определяться остротой глубинно­го зрения, которая при темновой адаптации воз­растает до максимума при яркости объекта около 8 кд/м2, а затем снижается при ее повышении. Значит, нецелесообразно с физиологической и экономической точек зрения допускать высокие средние яркости при освещении объектов: это приводит к росту порога глубины, следовательно, снижению остроты стереоскопического зрения и ощущения глубинности пространства. В этих ус­ловиях лучше различаются светлые объекты на темпом фоне (положительный контраст), чем об­ратная комбинация, что и характерно для осве­щаемой ночной среды.

В городах средняя яр­кость адаптации больше 10 кд/м2, функционирует дневное (фотопическое) зрение с хорошим цветоразличеиием, в большей части «обитаемого» городского про­странства с уровнем яркости адаптации от 0,01 до 10 кд/м2 — сумеречное (мезоптическое) зрение со сдвигом спектральной чувствительности в корот­коволновую область видимого спектра, а в неосвещаемых пространствах (яркость адаптации менее 0.01 кд/м ) — ночное (скотопическое) зрение без цветовых ощущений. Особенности яркостной адаптации при существующем в городе разноспектральном белом и хроматическом освещении усложняются цветовой адаптацией. Реальный режим зрительной работы постоянно движуще­гося во всех направлениях глаза (саккадические и произвольно—непроизвольные поисковые дви­жения глаз с поворотами головы) в условиях пе­ремещения человека в вечернем городском про­странстве гораздо более сложен и пока не изучен наукой.

Определение диапазона яркостей для освеща­емых (отраженный свет) и светящихся (светопроемы и витражи) поверхностей имеет свои законо­мерности. связанные с таким феноменом зрения как константность восприятия светлоты. Воспри­ятие объектов осуществляется благодаря оценке относительной яркости поверхностей: если соотношение яркостей смежных поверхностей, имею­щих четкую границу между ними, будет больше 30:1, яркие поверхности покажутся светящимися, так как они излучают больше света, чем это позво­ляет, с точки зрения генетической зрительной си­стемы наблюдателя, общая освещенность окруже­ния. Это помогает выбрать расчетные яркости освещенных и светящихся поверхностей, чтобы была заметна качественная разница между отра­женным и излучаемым светом.

Учет этих специфических особенностей при разработке световой среды способствует решению творческой «сверхзадачи» — созданию вырази­тельного светового образа вечерней среды города в целом и образов формирующих среду объектов, что также включается в понятие человеческого фактора, участвующего в ее формировании.

Наши рекомендации