Скульптура периода эллинизма. Творчество Скопаса
Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели. Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувств, передаче стремительных движений. Одним из выдающихся сооружений эллинизма стал монументальный фриз Пергамского алтаря, построенного Эвменом 2 в честь победы над галлами в 180 г. до н.э. Его цоколь был покрыт фризом длиной 120 м, исполненный в технике горельефа и изображавшим битву олимпийских богов и восставших гигантов со змеями вместо ног. Мужество воплощено в скульптурных группах "Умирающий галл", "Галл, убивающий себя и свою жену". Выдающаяся скульптура эллинизма - Афродита Милосская работы Агесандра - обнаженная наполовину, строгая и возвышенно спокойная.
Родосская школа скульптуры развивала традиции Лисиппа, здесь выработался образ сильного, атлетически сложенного обнаженного мужчины. Скульптурная группа "Лаокоон" Агесандра, Афинодора и Полидора создана на сюжеты из легенды о Троянской войне. Одной из скульптур этой школы стал Родосский колосс - 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, изготовленная учеником Лисиппа Хересом в 292-280 гг. до н.э., которая служила маяком. Ника Самофракийская - статуя богини победы, созданная на острове Самофрикия в 190 г. до н.э. в честь победы Родосского флота, установленная на пьедестале в виде носа корабля, трубила в рог на высоком утесе над морем.
В конце II в. до н.э. работал в Малой Азии ваятель по имени Александр или Агесандр: в надписи на единственной дошедшей до нас статуе его работы сохранились не все буквы. Статуя эта, найденная в 1820 г. на острове Милос (в Эгейском море), изображает Афродиту—Венеру и ныне известна всему миру как «Венера Мил осекая». Это даже не просто эллинистический, а позднеэллинистический памятник, значит, созданный в эпоху, отмеченную в искусстве некоторым упадком.
Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра - 'Афродита Милосская' (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа 'Лаокоон', изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В 'Лаокооне' ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности. Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей 'Колосса Родосского' 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке 'чудес света'. Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: 'Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.'
Совершенство формы, поразительная игра света и тени, гармоническое сочетание самых резких контрастов, неиссякающая динамичность каждой фигуры, каждой группы и всей композиции созвучны искусству Скопаса, равноценны высшим пластическим достижениям IV в. Это великое греческое искусство во всей его славе. Скопас(греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос — 350 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета. Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты — в Британском музее). Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.). Выступал также и как архитектор, выстроив, в частности, храм Афины Алеи в Тегее, который, согласно Павсанию, «превзошел все прочие пелопонесские храмы как размерами, так и совершенством своим» (сохранились его фундаменты, открытые раскопками). Искусство Скопаса стоит у истоков эллинистического периода античной культуры. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - 'Ника Самофракийская'. Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.