Структурированная кабельная сеть
Основой современных учрежденческих сетей, в первую очередь телефонной и компьютерной, являются структурированные кабельные сети (СКС). Основная идея построения СКС — интеграция сетей гостиницы в едином кабельном пространстве, благодаря чему удается избежать дополнительных кабельных работ при изменении структуры существующих сетей. Меняя конфигурацию перемычек на коммутирующей панели, можно включать кабельные отрезки в ту или иную сеть в соответствии с имеющейся на данный момент необходимостью.
СКС обычно состоят из вертикальной (межэтажной) проводки, выполняемой с помощью оптического кабеля (реже — витой пары), и горизонтальной (внутриэтажной) разводки, для которой чаще всего применяется витая пара. Все кабели заканчиваются розетками, к которым подключается либо телефонный аппарат, либо сетевой адаптер компьютера — в зависимости от того, в составе какой сети сейчас используется соответствующий кабель. В настоящее время на рынке присутствуют системы для структурированных сетей от нескольких производителей. В качестве примера можно привести Open DEC connect корпорации «Digital».
Структурированная сеть значительно дороже, чем традиционная. Стоимость повышается и за счет того, что вся вертикальная разводка выполняется очень качественным (а соответственно очень дорогим) оптическим кабелем. В крупных современных гостиницах, вынужденных быстро реагировать на все изменения в окружающем деловом мире, этот перерасход средств окупается после нескольких перестроек сети без дополнительных кабельных работ.
Телефонная сеть гостиницы
Говоря о телефонных сетях, хотелось бы отметить новые возможности, которые открывает интеграция телефонных и компьютерных сетей. Во многих гостиницах сегодня используют мини-АТС и учрежденческие автоматические телефонные станции (УАТС).
Мини-АТС — это специализированный компьютер, в который заводятся внешние телефонные линии и от которого отходят линии внутренней связи.
Преимущества мини-АТС:
•позволяет отказаться от части городских номеров, при этом большое количество внутренних абонентов может бесконфликтно пользоваться небольшим количеством внешних линий. Наиболее оптимальный вариант,когда на один внешний номер приходится шесть внутренних абонентов;
•позволяет гостинице сделать свою телефонную связь современной и использовать ее максимально эффективно;
•предоставляет всем своим абонентам современный сервис, не требуя при этом каких-либо специальных телефонных аппаратов;
•производит тарификацию, т. е. регистрацию телефонных переговоров с указанием внутреннего номера, использованной линий, даты, времени, набранного номера и продолжительности разговора. Все междугородные и международные разговоры фиксируются. При этом компьютер делает распечатку счета за разговор по тарифу городской АТС или по тарифу, установленному в данной гостинице.
Использование мини-АТС помимо прямой экономии на покупке городских номеров и регулярной их оплате позволяет реализовать следующие сервисные функции, которые не предоставляются городскими АТС:
•переадресация вызова;
•подключение к разговору нескольких абонентов (конференц-связь);
•вмешательство к занятому абоненту (экстренная связь);
•проведение селекторных совещаний;
•автодозвон по городским, междугородным, международным линиям;
•прием и отправка документов без повторного дозвона переключением на факс-аппарат;
•используя системный телефон, можно получить удобную и быструю командно-диспетчерскую (селекторную) связь;
•при отсутствии на месте основного абонента станция будет наводить вызовы на других абонентов, пока не найдет того, кто ответит на вызов.
Мини-АТС рассчитаны на небольшое количество абонентов и могут быть установлены в малых и средних гостиницах. Производителями мини-АТС являются следующие компании: «Siemens» (Германия), «Panasonic» (Япония), «LG» (Южная Корея), «Samsung» (Южная Корея), «Nutsico» (Япония) и др.
Функциональные возможности локальных телефонных станций определяются способом организации коммутации и схемой соединения с городской АТС. В зависимости от способа коммутации станции могут быть аналоговыми и цифровыми.
Аналоговые мини-АТС с декадно-шаговой коммутацией громоздки, медлительны, требуют больших эксплутационных издержек и не способны поддерживать многие автоматические сервисные функции.
Цифровые мини-АТС обладают гораздо большими возможностями, компактны и надежны.
УАТС в отличие от мини-АТС способны обслуживать большее количество абонентов, поэтому их используют в средних и крупных гостиницах.
Современные цифровые УАТС позволяют еще больше расширить возможности телефонных сетей. Помимо преимуществ и сервисных функций, присущих мини-АТС, УАТС имеют оборудование для интеграции с компьютерной сетью, программное обеспечение (со специальными приложениями для гостиниц), предоставляют клиентам услуги голосовой почты и конференц-связи, осуществляют интеллектуальную коммутацию телефонных вызовов, систематизируют поступающую информацию и др. Примерами таких УАТС являются системы Definity от «AT&T», HICOM -130 HICOM-300 от «Siemens», Alkatel производства компании «Alkatel», MD110 от «Ericsson», а также Meridian1 от «Northern Telecom».
Благодаря интеграции телефонной сети и локальной компьютерной сети пользователь получает возможность применять свой настольный компьютер для управления работой УАТС. Соответствующие запросы передаются по локальной сети к телефонному серверу, подключенному к УАТС. Он преобразует данные запросы в команды УАТС, которая и выполняет все необходимые действия. Можно создать среду унифицированного обмена сообщениями, позволяющую помещать все сообщения (факсы, электронные письма, голосовые сообщения) в единый почтовый ящик пользователя и обрабатывать их одинаковым способом. Еще один пример компьютерно-телефонной интеграции — система интеллектуальной обработки информации, получаемой с помощью автоматических определителей номера. При ее использовании сотрудник офиса, поднимая телефонную трубку, уже имеет на экране своего компьютера всю информацию о звонящем абоненте, которая хранится в корпоративной базе данных.
Основные виды оборудования, интегрируемого с УАТС, — это блоки DECT- или СТ-телефонии, голосовой почты, для подключения к локальным или глобальным компьютерным сетям, в том числе к Интернет.
УАТС обеспечены комплектом стандартных программ, позволяющих осуществлять основные функции станций, комплектом оригинальных программных продуктов для системы голосовой почты и специальными приложениями.
Рис. 2.31. Структурная схема приложения для гостиницы на примере станции Millenium NEAX 7400 ICS
На рис. 2.31 представлена структурная схема приложения для гостиницы на примере станции Millenium NEAX 7400 ICS, выполняющей следующие функции:
•заселение/отъезд с индикацией на телефоне оператора (занят номер или свободен, если свободен — убран или нет);
•информация о статусе номера (убран или нет, заполненность мини-бара и т.д.) с индикацией на телефоне оператора;
•включение/отмена и подтверждение для оператора звонка будильника на телефоне в номере для пробуждения гостей;
•включение светового индикатора сообщения для телефонов, оборудованных таким индикатором. Это позволяет проинформировать гостя о поступлении звонков для него. Если к АТС подключена система голосовой почты TVP, то звонящий может оставить информацию для гостя, а индикатор проинформирует его о поступившем сообщении;
•быстрый набор — позволяет вызывать сервисные службы гостиницы набором одной цифры;
•горячая линия — позволяет установить соединение с оператором/дежурным простым поднятием трубки;
•дистанционная (с телефона оператора) блокировка телефонов в номерах гостей;
•формирование и распечатка счета на русском языке с указанием даты заселения, отъезда, номера комнаты, информации о сделанных звонках и их стоимости, стоимости услуг за пользование мини-баром и др.;
•распечатка информации о заселении номера, состоянии номера и мини-бара, неподтвержденных звонках пробуждения;
•встроенный интерфейс компьютерного управления системой интеграции УАТС с большинством наиболее известного гостиничного программного обеспечения.
Следует иметь в виду, что сейчас большое внимание уделяется корпоративным решениям УАТС, когда телефонная станция становится открытой для подключения к единым сетям передачи речи и данных. Таким требованиям отвечают цифровые станции, построенные по стандарту ISDN(цифровые сети с интеграцией обслуживания). При этом пользователю УАТС выделяется канал с ресурсом, который раньше был доступен только пользователю первичной сети связи. ISDN-телефония — это телефония будущего.
Радиотелефонная сеть
Помимо обычной телефонной сети в некоторых гостиницах иногда устанавливают микросотовую радиотелефонную сеть или пейджерную систему.
Рис. 2.32. Принцип построения учрежденческой микросотовой сети:
1 — УАТС; 2 — центр управления микросотовой сетью; 3 — модуль коммутации радиосигналов; 4 — интерфейс; 5 — базовая станция; б — сот радиотелефонной связи; 7 — мобильный телефон; 8 — сеть общего пользования
С их помощью удается быстро находить отсутствующего на рабочем месте сотрудника, что особенно полезно, когда учреждение располагается в большом здании. Учрежденческая микросотовая сеть строится по тому же принципу, что и обычная сотовая.
На рис. 2.32 показан принцип построения учрежденческой микросотовой сети.
Необходимость в использовании сотового принципа определяется тем, что в здании имеется много преград для распространения радиоволн соответствующего диапазона, поэтому, несмотря на относительно небольшие расстояния, обеспечить устойчивую связь можно только за счет установки ретрансляторов. Базовый блок учрежденческой микросотовой сети подключается к УАТС, таким образом обеспечивается единое номерное поле в пределах учреждения. В качестве примеров оборудования для организации учрежденческой радиотелефонной сети можно назвать телефонные станции ISDXкомпании «GPT» и Companionфирмы «Nortel», работающие в соответствии со стандартом СТ2 и обслуживающие до 50 абонентов.
В 2001 г. компания «RALT» построила микросотовую корпоративную сеть в отеле «Невский палас». Этот отель первым среди пятизвездочных отелей Петербурга поставил задачу создания собственной микросотовой радиотелефонной системы связи. Эта система стыкуется с существующей УАТС Alkatel 5200 и обеспечивает мобильную связь в любом месте отеля. Микросотовая сеть отеля «Невский палас» построена на основе 32 базовых станций и 6 репитеров производства датской фирмы «Kirk Telecom».
Локальная компьютерная сеть
Гостиничный бизнес, как и любой элемент инфраструктуры туризма, должен быть обеспечен компьютерными средствами.
В гостинице должны быть оборудованы автоматизированные рабочие места для персонала, обеспечивающие автоматизацию основных функциональных процессов.
Никакая гостиница в современном мире высоких технологий не может существовать без выхода в глобальную компьютерную сеть Интернет. Доступ к этой сети дает практически неограниченные возможности по поиску деловых партнеров, налаживанию партнерских отношений, рекламе и продвижению своих услуг, также есть возможность связи с непосредственными клиентами, минуя многочисленных посредников, что снижает себестоимость услуги.
Необходимо также наличие компьютерной системы бронирования, . которая позволяет бронировать и резервировать места в гостинице в зависимости от потребностей гостей и возможностей гостиницы.
Все автоматизированные рабочие места гостиницы объединяются в локальную компьютерную сеть, которая облегчает взаимодействие между отделами, уменьшая количество времени для обеспечения коммуникации, и позволяет более эффективно наладить работу всей гостиницы.
Локальная компьютерная сеть включает в себя:
•персональные компьютеры и периферийные устройства;
•сетевые адаптеры для ПК и сетевые кабели;
•сетевое оборудование — концентраторы и коммутаторы, которые соединяют между собой ПК и периферийные устройства;
•сетевую операционную систему.
Персональный компьютер и периферийные устройства позволяют автоматизировать такие процессы, как сбор, хранение, накопление и обработка различной информации (цифровых данных, аудио- и видеоинформации, графики), создание баз данных, формирование и печать различных документов. Использование персональных компьютеров на рабочих местах сотрудников гостиницы значительно упрощает и ускоряет процесс обслуживания гостей. Подробнее персональные компьютеры и периферийные устройства описаны в подразд. 2.3.3.
Все рабочие места сотрудников рекомендуется объединять в единую сеть, имеющую общую базу данных. В каждый компьютер для того, чтобы его можно было использовать в сети, необходимо установить сетевые адаптеры. Некоторые компьютеры имеют заранее установленный адаптер. Сетевой адаптер должен быть совместим по скорости с концентратором, к которому подключается компьютер.
Концентратор — это сетевое устройство, которое объединяет персональные компьютеры в сети. Его назначение — передавать (повторять) информацию, которую он получает, всем подключенным к нему устройствам.
Коммутаторы контролируют передачу информации в сети и управляют ее движением, анализируя адреса назначения каждого пакета.
Коммутаторы и концентраторы часто используются в одной и той же сети; концентраторы расширяют сеть, а коммутаторы разбивают сеть на небольшие, менее перегруженные сегменты.
В локальных компьютерных сетях для соединения оборудования используют различные типы сетевого кабеля. Наиболее современный из них — оптоволоконный кабель, который состоит из стеклянных или пластиковых волокон диаметром несколько микрон, окруженных твердым заполнителем и помещенных в защитную оболочку. По оптоволоконному кабелю, имеющему большое число волокон, можно передавать огромное количество сообщений. Скорость передачи данных очень высокая и достигает величины 1000 Мбит/с.
Возможно также использование коаксиального кабеля, который представляет собой медный проводник, покрытый диэлектриком и окруженный сеткой из тонких медных проводников с экранирующей защитной оболочкой. Скорость передачи данных по коаксиальному кабелю составляет 10 Мбит/с.
Но большинство сетей используют кабель на витой паре, который легче в использовании и значительно более гибок, чем коаксиальный. Скорость передачи данных достигает 100 Мбит/с.
Локальная компьютерная сеть гостиницы чаще всего имеет архитектуру клиент—сервер, применение которой позволяет более эффективно эксплуатировать мощность сети. В этом случае один или несколько наиболее мощных компьютеров сети выделяются как серверы.
Сервер — это выделенный для обработки запросов от всех рабочих станций сети многопользовательский компьютер, предоставляющий этим станциям доступ к общим системным ресурсам (вычислительным мощностям, базам данных, библиотекам программ, принтерам, факсам и др.) и распределяющий эти ресурсы. Сервер имеет свою сетевую операционную систему, под управлением которой и происходит совместная работа всех звеньев сети. Наиболее важные требования, предъявляемые к серверу: высокая производительность и надежность работы.
Технические характеристики сервера должны быть значительно выше, чем рабочих станций. Так, желательно, чтобы процессор сервера имел тактовую частоту не ниже 2400 МГц и обладал большим объемом памяти, как постоянной, так и оперативной.
В своей работе гостиница может использовать различные локальные компьютерные сети, но наиболее распространенными как у нас, так и за рубежом являются локальные компьютерные сети на базе сетевых плат Ethernetс операционной системой Novell Net Ware.
Важнейшей характеристикой персонального компьютера является программное обеспечение.
Программное обеспечение — это совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения задач пользователя, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе и минимум затрат труда на программирование задач и обработку информации.
Операционная система — обязательная часть системного программного обеспечения, обеспечивающая эффективное функционирование персонального компьютера в различных режимах, организующая выполнение программ и взаимодействие пользователя и внешних устройств с компьютером. Широко используемой операционной системой является Windows NT Serve rверсии 4.0 и выше — многопользовательская, многозадачная система, имеющая графический пользовательский интерфейс.
Сервисные системы используются для обеспечения эффективного взаимодействия пользователя и персонального компьютера и выполняют посреднические функции между пользователем и операционной системой.
Инструментальные программные средства используются в ходе разработки, корректировки или расширения других программ и включают в свой состав средства для написания программ (текстовые редакторы), преобразования программ к виду, пригодному для выполнения на компьютере, контроля и отладки программ.
Прикладное программное обеспечение ориентировано на использование в конкретной предметной области и включает в себя множество разнообразных пакетов прикладных программ (текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, информационно-поисковые системы и др.).
Рис. 2.33. Схема стандартного комплекса полной автоматизации гостиницы с использованием программно-аппаратных систем «Fidelio» и «Micros»
Наиболее популярным русифицированным пакетом прикладных программ, позволяющим автоматизировать офисную работу, является Microsoft Office ХР.
Любая гостиница осуществляет в процессе своей деятельности ряд стандартных операций с документами, таких как разработка различных документов, создание рекламы, факсов, писем и запросов, оформление отчетов, обработка прайс-листов, сбор и анализ данных. Microsoft Office ХР содержит пакет стандартных программ, позволяющих выполнять основные действия с данными.
Помимо этого в деятельности гостиницы необходимо использовать ряд специализированных программных продуктов.
Деятельность гостиницы регламентируется правилами, нормами и указами как федерального значения, так и местными. Работать с ними помогают такие программы, как «Консультант», «Кодекс», «Гарант» и ряд других специализированных правовых систем.
Для ведения бухгалтерского учета и всех финансовых операций рекомендуется использовать программу «1С:Бухгалтерия», а также другие программы: «Парус», «Квэстор», «Инфо-бухгалтер», «БЭМБИ», «Бест», «Суперменеджмент» и др.
Рис. 2.34. Схема стандартного комплекса автоматизации гостиницы с использованием АСУ «Эдельвейс»
Необходимо автоматизировать также и другие службы гостиницы: складское хозяйство («Инфо-склад», «Товар»), работу ресторана.
Кроме того, на рынке существует ряд готовых программных средств, автоматизирующих деятельность гостиницы в целом, таких как «Русский отель», «Эдельвейс», «Невский портье», «Fidelio» и др.
На рис. 2.33 приведена схема стандартного комплекса полной автоматизации гостиницы с использованием программно-аппаратных систем «Fidelio» и «Micros», предложенная компанией «HRS». Эта компания работает в России с 1991 г. Свыше 90 гостиничных предприятий пользуются продуктами компании «HRS», среди них — как входящие в международные гостиничные цепи, так и российские: «Невский палас», «Ренессанс Москва», «Балчуг Кемпински», «Президент отель», «Националь», «Аэростар», «Прибалтийская» и др.
Российская фирма «Рексофт» разработала стандартный комплекс автоматизации гостиницы с использованием АСУ «Эдельвейс», схема которого представлена на рис. 2.34. Приведенные системы охватывают все отделы и подразделения гостиницы: прием и размещение гостей, бронирование через международную сеть Интернет, программы для склада, бухгалтерии, ресторанов и баров, банкетной службы, технического отдела, отдела продаж и маркетинга и многое другое.
Автоматизированные системы управления призваны защищать инвестиции и увеличивать прибыль за счет эффективного управления, планирования и снижения потерь.
2. Комплексная система обеспечения безопасности
Современные информационные технологии позволяют создать интегрированную интеллектуальную систему обеспечения безопасности здания, в которой используются все традиционные системы.
Интеллектуальным звеном такой системы является специальный программный продукт, собирающий информацию от всех систем, подключенных к единой диспетчерской. На экране монитора одновременно высвечиваются несколько окон, в которых отображается информация о событиях, происходящих в разных системах. При возникновении той или иной нештатной ситуации диспетчер сразу получает тревожный сигнал. В интегрированную систему может быть включена и система оповещения сотрудников, позволяющая в случае необходимости немедленно начать передачу сигналов тревоги в здании с учетом того, где именно произошла авария и что случилось.
Приведем пример. Допустим, в одном из помещений гостиницы произошло возгорание. Диспетчер тут же получает тревожное сообщение. Если в здании установлены раздельные системы безопасности, то на этом вся автоматизация и заканчивается. Интегрированная же система мгновенно информирует, находятся ли люди в самом загоревшемся помещении или поблизости от него (эти сведения имеются в системе контроля доступа), и отображает на экране полученную по системе видеонаблюдения картинку, которая позволяет определить, насколько серьезно возгорание. Затем автоматически включается система оповещения, которая не только передает сигнал пожарной тревоги, но и воспроизводит голосовое сообщение с указанием места возгорания и наиболее безопасных путей эвакуации. При желании можно настроить систему и на автоматический вызов пожарной команды.
Безопасность здания гостиницы обеспечивается, во-первых, системами безопасности (системой охранной сигнализации, системой видеонаблюдения и системой контроля доступа), во-вторых, системой пожарной сигнализации.
Системы безопасности
Система охранной сигнализации предназначена для автоматизированной охраны помещений и подступов к объекту. Обычно выделяются три рубежа: охрана подступов к объекту; охрана границ (дверных проемов, окон, стен) и объемов помещений и, наконец, охрана непосредственно объектов (дорогостоящей аппаратуры, сейфов и т. д.). В системах используются датчики и извещатели различных типов: магнитоконтактные, емкостные, оптические, УКВ, инфракрасные, акустические, сейсмические, комбинированные и др.
Технические средства охранной сигнализации могут относиться к одной из трех категорий:
•отечественное и импортное оборудование, входящее в перечень средств, которые разрешается применять на объектах, подлежащих передаче вневедомственной охране;
•отечественное оборудование, имеющее сертификат соответствия и не входящее в данный перечень;
•импортное оборудование, имеющее сертификат соответствия. Примером импортного оборудования, сертифицированного для
применения в России и включенного в перечень Главного управления вневедомственной охраны МВД РФ, является система «"УЫа-501» американской компании «Аёет.со». Эта система адаптирована к российским условиям эксплуатации и способна работать с датчиками производства российских компаний («Фотон», «Волна», «Аргус», «Эхо» и др.).
Системой контроля доступа называется любое оборудование, предназначенное для ограничения или запрещения прохода в какое-либо помещение или на определенную территорию. Сюда относится целый ряд устройств — от простейших механических кодовых замков до сложных биометрических систем, идентифицирующих человека по всевозможным биологическим или физиологическим признакам. Чем сложнее система, тем выше ее стоимость, но и меньше вероятность несанкционированного доступа к охраняемому ею объекту (для современных биометрических систем она составляет 0,001 %).
«Золотую середину» представляют собой устройства, считывающие личный идентификационный код, записанный на различных носителях информации. Здесь также существует широкое поле для выбора. Большое распространение получили карточки с магнитной полосой, на которой и записана информация. Носителем информации могут быть также радиокарты, для считывания которых не требуется непосредственного контакта со считывателем. Дистанция считывания составляет от 5 до 120 см. В современных системах контроля доступа считыватели обычно объединяют в сеть, работающую под управлением компьютера.
Рассмотрим в качестве примера систему электронных замков «Nexus» от компании «Micros».
Электронный замок представляет собой комбинацию микрокомпьютера и механического высоконадежного замка в одном корпусе.
Характеристика замка «Nexus»:
•огнеустойчивость;
•защита от влаги;
•автономное питание от четырех стандартных батареек;
•встроенное считывающее устройство и часы, отслеживающие дату и время;
•независимая память, сохраняющая до 300 последних открываний замка с указанием времени, даты, номера и типа электронного ключа.
Каждый замок имеет индивидуальный код. Кодирование замков осуществляется с помощью переносного кодирующего устройства, представленного на рис. 2.35. Переносное кодирующее устройство также считывает с замка детальную информацию о последних открываниях замка. Затем эта информация загружается в центральный компьютер, после чего она может быть распечатана на принтере. Таким образом, используя электронные замки, можно получить не только средство абсолютного контроля доступа, но и средство накопления информации.
Рис. 2.35. Кодирование электронного замка с помощью переносного кодирующего устройства
Рис. 2.36. Открывание электронного замка магнитной картой-ключом
Для открывания замка следует вставить карту в вертикальную щель замка (рис. 2.36) и провести ее сверху вниз по считывающему устройству, находящемуся в замке. Электронный замок работает только с той карточкой-ключом, которая имеет тот же код, что и замок, и соответствующий срок действия. Если коды и время совпадает, то красная лампочка, находящаяся на лицевой панели замка, погаснет и загорится зеленая. Дверь откроется.
Если батарейки в замке уже разрядились, то при открывании замка индикаторы на нем начнут мигать. Это означает, что батарейки необходимо срочно заменить.
Электронными замками оборудуют двери гостевых комнат, офисов, комнат отдыха и т.д.
С помощью системы «Nexus» производится опознавание гостей и разрешение использования определенных средств обслуживания, таких как парковка, плавательный бассейн и т.д.
Система контроля доступа может осуществлять также наблюдение за использованием мини-баров и мини-сейфов.
Мини-бар — холодильник с камерой под ключ и сигнализацию. Он ежедневно заполняется горничной прохладительными и алкогольными напитками в стандартном наборе. Ключ от мини-бара вручается гостю вместе с ключом от номера. Любое открытие мини-бара фиксируется автоматически. Информация о пользовании гостя мини-баром поступает в центральную базу данной гостиницы. Таким образом оперативно отслеживаются любые действия с продуктами и напитками, хранящимися в мини-барах номеров гостиниц. Благодаря системе автоматических мини-баров отпадает необходимость в дополнительной проверке мини-бара горничными или другим обслуживающим персоналом, что является особенно актуальным в момент выписки из гостиницы. Корпорация «Mikros-Fidelio», например, предлагает использовать для автоматического контроля мини-баров систему «Bartech». Эта система имеет мощный аналитический блок, который позволяет не только управлять процессом использования мини-баров, но также анализировать спрос и планировать ассортимент продуктов и напитков, предлагаемых гостям.
Взаимодействие системы «Bartech» с системой автоматизации службы приема и размещения «Fidelio FrontOffice» позволяет моментально передавать информацию в основной счет гостя о всех его расходах, связанных с использованием мини-баров.
В гостиницах может осуществляться контроль за пользованием мини-сейфами. Мини-сейфы устанавливаются в номерах и служат для обеспечения сохранности денег и драгоценностей гостей. Мини-сейфы так же, как и мини-бары, подключены к единой автоматизированной системе управления гостиницей. При каждом открытии сейфа информация об этом немедленно поступает в центральный компьютер или в службу безопасности, где каждый случай анализируется и при необходимости принимаются срочные меры.
Система пожарной сигнализации
В системах пожарной сигнализации обычно применяются дымовые, тепловые и ручные извещатели, устанавливаемые во всех помещениях здания гостиницы. Такие системы могут быть адресными и безадресными. Чаще всего они строятся из двухпроводных шлейфов сигнализации, в каждый из которых включается некоторое количество извещателей. Решение о необходимых действиях принимается на основе совокупной информации, поступающей с различных элементов системы. Безадресные системы выдают только номер шлейфа, в котором произошло срабатывание датчика. Адресные системы точно указывают номер комнаты, откуда поступил сигнал. Программное обеспечение современных систем способно определять истинные сигналы тревоги, практически полностью блокируя ложные.
Наиболее развитыми функциональными возможностями обладают импортные пожарно-охранные системы; отечественные продукты, как правило, обеспечивают лишь регистрацию возгорания, выдачу звуковых и световых сигналов тревоги. Примером оборудования для системы пожарной охраны является «ESA-2» финской компании «ESMI».
Пожарная и охранная системы редко бывают объединены — в первую очередь потому, что пожарная система включена постоянно, а охранная система работает в определенном режиме. Если эти системы объединить, то при снятии с охраны можно случайно отключить и пожарную систему, что недопустимо. Определенную роль играет и то, что эти системы относятся к разным ведомствам.
Надо отметить, что системы контроля доступа, пожалуй, самые «информатизированные» среди всех систем обеспечения безопасности. Любая гостиница может подобрать себе тот продукт, который наилучшим образом соответствует ее финансовым ресурсам и важности контролируемых объектов.
3. Комплексная система оснащения конференц-залов
В настоящее время в гостиницах очень большое внимание уделяется конгрессному бизнесу как источнику высокого и, главное, стабильного дохода. Гостиницы вкладывают большие суммы в постройку новых помещений для проведения семинаров и конференций и модернизацию существующих.
Конференц-зал должен иметь фойе, помещение для регистрации участников и весь комплекс необходимых вспомогательных помещений.
Современные конференц-залы оснащены установками климат-контроля, регулируемым освещением, аудиовизуальным и презентационным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций (рис. 2.37).
К презентационному и аудиовизуальному оборудованию конференц-залов относятся следующие технические средства.
1.Мультимедиа и видеопроектор, позволяющий показывать на большом экране информацию с персонального компьютера или видеомагнитофона.
2.Видеомагнитофон для просмотра видеокассет.
3.Графопроектор для отображения информации с прозрачных пленок — слайдов на экран, белую стену и т.п. Благодаря использованию специальных устройств графопроектор может также отображать информацию, поступающую из персонального компьютера.
4.Визуайлер — портативная настольная видеокамера, предназначенная для оперативной демонстрации на большом экране (через видео- и мультимедиапроектор) разнообразных документов и иллюстраций.
5.Интерактивная доска, обеспечивающая считывание и воспроизведение информации, наносимой на доску специальным маркером или электронным карандашом.
6.Персональный компьютер, предназначенный для сбора, хранения и обработки информации.
7.Переносной компьютер, позволяющий использовать его в мобильном состоянии.
8.Активные колонки, подключаемые к обычному или переносному ПК для обеспечения звукового сопровождения.
9.Микрофон, используемый вместе с усилителями и прочей акустической аппаратурой для обеспечения нормальной слышимости в помещении.
10. Устройства для синхронного перевода.
Рис. 2.37. Оборудование конференц-зала
Нельзя сказать, что комплексная система активно взаимодействует с общей информационной средой здания гостиницы, однако все оборудование системы в значительной степени интегрировано между собой.
5. Система сервиса
Гостиницы должны быть оснащены инженерными коммуникациями и оборудованием, обеспечивающим радиовещание и телевидение.
Радиовещание в гостиницах может осуществляться от городской радиотрансляционной сети и системы внутреннего радиовещания, дающей возможность радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты.
Система телевизионного вещания в современных гостиницах предлагает большой спектр услуг, рассчитанных на самого взыскательного потребителя.
Трансляция может обеспечиваться от городской телевизионной сети, системы спутникового телевидения, позволяющей принимать программы основных телекомпаний мира, кабельного телевидения, гостиничного видеоканала, коммерческого канала.
Гостиничный видеоканал используется для передачи гостям различных сообщений, информации об услугах, предлагаемых гостиницей, о порядке действий в чрезвычайных ситуациях и др.
Коммерческий видеоканал транслирует телепередачи развлекательного характера за дополнительную плату.
В номерах низких категорий телевизоры устанавливают по просьбе гостя за дополнительную плату.
В номерах высших категорий устанавливают цветные телевизоры с дистанционным управлением и приемом программ основных телекомпаний.
В одно- и двухместных номерах не рекомендуется устанавливать крупногабаритные телевизоры. Для удобства ремонта ассортимент телевизоров должен быть минимальным.
Техническое обслуживание и ремонт теле- и радиоаппаратуры можно проводить с помощью подрядных специализированных организаций по договору или собственными специалистами.
6. Система жизнеобеспечения гостиниц
С целью централизации управления и контроля за работой инженерного оборудования при помощи средств автоматики, телемеханики и связи в современных крупных гостиницах организуется диспетчерская служба.