Архитектура Галицко-Волынского, Черниговского и Смоленского княжеств XI-XIIIвв
Галицко-Волынская земля, лежавшая на юго-западной окраине Руси, в плодородных и обильных естественными богатствами верховьях Западного Буга и Днестра, была с глубокой древности густо населена и покрыта сетью больших и малых поселений сельского и городского типа. Ранние полугосударственные объединения у славянских племен бужан-волынян известны здесь уже по первым упоминаниям о Руси авторов раннего средневековья. Архитектурная история Владимира Волынского уходит ко временам Владимира Святославича, который построил здесь собор. От этого памятника ничего не сохранилось; можно лишь предполагать, что архитектура данного храма, если он действительно был каменным, не выпадала из общего стиля архитектуры X-XI веков.
Памятники же Владимира-Волынского, возникшие в
XII столетии, очень тесно связаны с памятниками Киева и Чернигова. Успенский собор, восстановленный в конце XIX века архитектором Г.И. Котовым на основании древних развалин, был сооружен в 1160 году по типу собора Печерского монастыря.
Храм не имел ни башен, ведших на хоры, ни каких-либо пристроек, нарушавших строгую геометричность масс здания, которое завершалось полукружиями закомар и массивной главой. В убранстве его фасадов, как и в соборе черниговского Елецкого монастыря, имеются некоторые романские детали; таков, например, пояс аркатуры. К Успенскому собору близок трехнефный храм XII века, сохранившийся в развалинах над р. Бугом. Владимир-Волынский был крупным средоточием строительных кадров. На его территории, под землей, лежат руины более чем десяти каменных построек XI-XII веков.
Мстиславов храм во Владимире-Волынском — древнейший на Волыни памятник архитектуры, кафедральный собор Владимиро-Волынской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) Он был построен в 1160 г. волынским кн. Мстиславом Изяславичем по типу шестистолпного крестовокупольного одноверхого храма (как Кирилловская церковь в Киеве), что свидетельствует, что его строили киевские строители. Стены храма гармонично расчленены арками на полуколонны; имел фресковые росписи; перестроен в 18 в. Общий вид монументальный, несмотря на не очень удачную реставрацию, выполненную 1896—1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым. Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском — единственный памятник на Волыни, дошедший до нас со времён Древнерусского государства. Правнук Владимира Мономаха, Мстислав Изяславич, который был удельным князем во Владимире, а позднее великим Киевским князем, построил новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Освящение храма было после росписи в 1160 г. После освящения храм стал кафедральным, продолжая историю первой епископской кафедры Волынской епархии основанной на этих землях в 992 г. В честь 1000-летия Волынской епархии вблизи собора в 1992 г. установлен памятный крест.
Особым ответвлением волынской архитектурной школы является зодчество маленького Гродненского княжества. Границы Волынской земли достигали на севере течения Немана, где и стоит город Гродно, рано оказавшийся во власти Литвы. Внимание исследователей давно привлекал единственный сохранившийся здесь памятник XII века – Борисоглебская церковь на Коложе, предместье древнего Гродно. При рассмотрении истории русского зодчества, его обычно присоединяли к полоцко-смоленскому кругу памятников, от которых он все же отличается многими своими особенностями.
Борисоглебский храм в Гродно дошел до нас в очень разрушенном виде. Храм сложен целиком из тонкой плинфы. Он был увенчан, как предполагал П.П. Покрышкин, тремя главами. Особенность храма составляют его круглые кирпичные колонны, несущие своды и главы и придающие свободный, «зальный» характер интерьеру. По стенам, снизу доверху, идут ряды голосников, усиливавших «звонкость» пространства церкви. К хорам, в западной части храма, примыкали своеобразные и, должно быть, неширокие деревянные балконы, шедшие на значи-тельной высоте вдоль боковых стен храма вплоть до алтаря. Внутри стен его боковых апсид располагались лестницы, выводившие на эти «балконы». Полы храма были выстланы характер-ными для архитектуры XII века майоликовыми квадратными, треугольными и фигурными плитками. В алтарной апсиде было каменное седалище для священнослужителей. Особенно эффектны были фасады Борисоглебской церкви, расчлененные плоскими трехобломными лопат-ками со скругленными углами и богато украшенные выложенными из майоликовых разноцветных плиток крестами и вставками полированного гранита разных оттенков.
Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь в Гродно, Коло́жа — одно из сохранившихся архитектурных сооружений Республики Беларусь периода Древней Руси. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником. Входит в число объектов, предложенных правительством Беларуси в качестве кандидатов на занесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Православная церковь | |
Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь Барысаглебская (Каложская) царква | |
Коложская церковь — единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чёрнорусского зодчества | |
Страна | Республика Беларусь |
Город | Гродно |
Конфессия | Православие |
Епархия | Гродненская епархия |
Архитектурный стиль | Романский стиль |
Борисоглебский храм в Гродно дошел до нас в очень разрушенном виде. Храм сложен целиком из тонкой плинфы. Он был увенчан, как предполагал П.П. Покрышкин, тремя главами. Особенность храма составляют его круглые кирпичные колонны, несущие своды и главы и придающие свободный, «зальный» характер интерьеру. По стенам, снизу доверху, идут ряды голосников, усиливавших «звонкость» пространства церкви. К хорам, в западной части храма, примыкали своеобразные и, должно быть, неширокие деревянные балконы, шедшие на значи-тельной высоте вдоль боковых стен храма вплоть до алтаря. Внутри стен его боковых апсид располагались лестницы, выводившие на эти «балконы». Полы храма были выстланы характер-ными для архитектуры XII века майоликовыми квадратными, треугольными и фигурными плитками. В алтарной апсиде было каменное седалище для священнослужителей. Особенно эффектны были фасады Борисоглебской церкви, расчлененные плоскими трехобломными лопат-ками со скругленными углами и богато украшенные выложенными из майоликовых разноцветных плиток крестами и вставками полированного гранита разных оттенков.
Раскопками на территории древнего кремля в Гродно были открыты новые памятники зодчества XII века. В центре кремлевского высокого мыса лежат руины второго кирпичного шестистолпного храма, условно называемого «Нижняя церковь». Как и коложская церковь, он сложен из тонкой плинфы; в обработке его фасадов также применены огромные цветные пятна полированных и необработанных плоских валунов гнейса и гранита; в убранство верхних частей стен, помимо майоликовых плиток, были введены зеленые поливные блюда и чаши. Композиция плана отличается от коложской церкви. С востока из плоскости фасада очень слабо выступает дуга средней апсиды, боковые врезаны в толщу стены – эта особенность напоминает прием, примененный в соборе полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря. Расположение столбов свидетельствует, что глава храма была сдвинута к западу, и композиция масс здания была, как и в Коложе, асимметричной. В этой связи следует отметить, что плоские, со скругленными углами, лопатки фасадов имеются только на осях столбов, углы же здания лишены лопаток и срезаны под углом в 45°, как и углы внутренних квадратных столбов. В западной части храма были расположены хоры; ход на них был устроен также своеобразно – в юго-западном углу, в особой полукруглой кирпичной коробке. Как и в коложской церкви, в стены были заложены многочисленные голосники.
Живописное убранство храма, по-видимому, ограничивалось иконами, размещавшимися на небольшой деревянной алтарной преграде, украшенной вызолоченной гравированной медью. Богатство декоративной фантазии проявилось и в яркой красочности майоликового пола храма.
В подкупольной части пол был украшен сложным орнаментом, а около порталов – вымостками из полированного гранита.
Своеобразие архитектурных форм и, в особенности, полихромное убранство фасадов майоликой и натуральным камнем, не встречающееся в архитектуре домонгольского времени и невольно заставляющее вспомнить о полихромии русского зодчества XVII столетия, позволяют считать гродненскую архитектурную школу особой ветвью русского зодчества XII-XIII веков. Мы не знаем, имело ли маленькое Гродненское княжество своих зодчих или использовало строитель-ные силы своей метрополии – Волыни или Смоленска. Но кто бы ни были эти строители, в Гродно ими были созданы памятники, имеющие свой местный облик, не находящие себе прямых аналогий в постройках других школ феодальной Руси.
Галицко-Волынское княжество в конце XIII веков | Борисоглебский собор в Вышгороде[1] |
Башня в Столпье | Местонахождение: Вышгород (Украина) Создание: Первое упоминание – 1021 год |
С 40-х годов XII века начинается большое строительство смоленских князей, которые, по словам летописца, имели «любовь ненасытную о зданиях» и, обстраивая свою резиденцию, хотели сделать ее «вторым Вышгородом» (см. рис. в таб.) В этом выражалась не только приверженность смоленских князей к киевской художественной традиции, но и желание поднять значение своей столицы ее связью с культом первых русских святых Бориса и Глеба. Смоленск был местом гибели одного из братьев – Глеба, и Смядынь, урочище на берегу речки Смядыни, стала местом княжеской резиденции и вновь выстроенного Борисоглебского княжеского монастыря.
Смядынь имела и определенное экономическое значение: она являлась «Торговой стороной» Смоленска; здесь был центр внешней и внутренней торговли княжества; по соседству находился поселок немецких купцов, в котором стояла их церковь Девы Марии.
Сохранившиеся в развалинах храмы Борисоглебского монастыря сооружены в 40-х годах
Монастырь | |
Борисоглебский монастырь | |
Современный вид места, где раньше был расположен Борисоглебский монастырь. | |
Страна | Россия |
Город | Смоленск |
Конфессия | Православие |
Первое упоминание | 1138 год |
Состояние | не сохранился |
XII века согласно двум каноническим типам крестово-купольного здания. Малая церковь (Василия?) была небольшим четырехстолпным храмом; полуколонны средней пары лопаток выделяли центральное членение фасада, имевшего, судя по старым рисункам, трехлопастное завершение; эта форма, использованная полоцким зодчим Иоанном для обработки постамента под барабаном, здесь была перенесена на фасад самого здания.
В 1145-1146 годах был построен большой шестистолпный монастырский собор – «великая церковь» Бориса и Глеба. В западной части собора были хоры с лестницей, вероятно, внутри западной стены. Фасады членились плоскими лопатками с полуколоннами, а полукружия апсид были оживлены тонкими тягами. Обстроенный в 80-х годах XII века с трех сторон галереями, предназначавшимися под усыпальницу смоленских князей, Борисоглебский собор приобрел облик пятинефного храма. Он имел нарядные майоликовые полы и был украшен фресками.
Две другие церкви XII века – Петра и Павла середины XII в. и храм Иоанна Богослова, возведенный князем Романом Ростиславичем в 1173 году, – представляют собой варианты типа малого храма на Смядыни.
Для большого строительства смоленских купцов и князей работали специальные корпорации кирпичников, знаки и клейма которых часто встречаются на кирпичах смоленских зданий. Кирпичная кладка скрывалась под побелкой или обмазкой, сообщавшей фасадам гладь и монолитность, напоминающую в известной мере памятники Новгорода. Общий облик храма был также прост и монументален. Полуколонны лопаток, глубокие теневые пятна порталов усиливали мощь и пластичность фасада, скромно украшенного строгим пояском аркатуры или выложенными из кирпича крестами.
Орловский И. И. План Борисоглебского собора. По материалам раскопок 1908 г.
Использование романских деталей обогащало художественный опыт смоленских зодчих. Венцом их творчества был храм Михаила Архангела, которому не было равного по «изрядной красоте» на всем русском Севере – «в полунощной стране». Напоминая здесь сказанное выше о поразительной по смелости и новизне композиции церкви Пятницы в Чернигове, связываемой с заказом князя смоленской династии Рюрика Ростиславича и его зодчим Петром Милонегом, можно оценить по достоинству вклад смоленского архитектурного искусства в сокровищницу русского зодчества. По-видимому, этим объясняются и широкая популярность смоленских зодчих, и влияние их приемов на архитектуру смежных областей.
Для сравнения церквь Пятницы в Чернигове
Все древние храмы Смоленска были расписаны, к сожалению, от смоленской монументальной живописи осталось очень немного. В церквах Петра и Павла и Иоанна Богослова сохранились орнаментальные росписи в откосах окон, в Петропавловском храме в камере на хорах
Рококо.
Рококо – (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).
Особенности архитектуры рококо и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
Для стиля рококо характерно большое количество сложных лепных и резных узоров, затейливых ЗАВИТКОВ, КАРТУШЕЙ, РОКАЙЛЕЙ, РЕЛЬЕФОВ. В сооружениях архитектуры этого стиля чистые поверхности стен почти исчезают или замаскировываются вычурной отделкой в связи с чем теряется ясная и четкая ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА.
РОКОКО получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике.
Архитектура РОКОКО – это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопающий в зелени садов.
В этих зданиях не было единого решения наружного объема и внутреннего пространства. Оно создавалось в соответствии с требованиями комфорта.
Для интерьеров РОКОКО характерна безудержная роскошь и ювелирная тонкость отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.
Живопись РОКОКО тесно связана с интерьером дома, получила распространение в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в гобеленах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.
У художников РОКОКО можно учиться тонкой культуре цвета, умению строить композицию декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнуто светлая палитра, предпочтение серебристо-голубых. Золотистых и розовых оттенков.