Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта
Основой, архитектурным каркасом ландшафтной композиции является рельеф. Композиция рельефа должна рассматриваться на нескольких уровнях:
региональном;
градостроительном;
детальное ландшафтное проектирование.
Геопластика – пластическая обработка рельефа, с помощи которой он приобретает не только декоративную или даже скульптурную форму, а чаще форму, соответствующую определенной функции. Каждой функции отвечают конкретные детали рельефа – лестница, пандус, подпорная стенка и т.д. Геопластика соединяет в себе возможности повышения эстетической выразительности городской среды с экономичностью использования грунта, оставшегося после строительства. Выделяют два направления в геопластике. первое – выявление характерных для данной местности природных форм и рельефа. Второе направление ставит своей целью создание совершенно новых, скульптурных, часто геометрических форм искусственного рельефа. Декоративные и пространственные возможности рельефа очень велики. Например, искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать наибольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра.
Искусственно созданный рельеф позволяет ограничивать участки разного назначения, обогатить, индивидуализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Интересен пример пластического формирования среды детского парка Мзиури в Тбилиси. В покрытии применена брусчатка – светлый бетонный кубик. Чуть округлый, упругий на вид он создает, несмотря на свою очевидную «каменистость», ощущение текучести, подвижности. Дорожки, откосы, ступеньки, стенки, не спускаются не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, пробивают в ней ход, как река пробивает к ней в ход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульптурность «каменной реки».
Обилие точек обзора, возможность замаскировать выразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени – все это достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора.
Наиболее распространенные функциональные элементы обработки рельефа – террасы, лестницы, пандусы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и дизайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешеходов, общей композиции пространства. Вторая задача – проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.
Методика проектирования лестниц под открытым небом отличается от создания их в интерьере зданий. Высота первых ступеней меньше, а ширина проступи больше. Наклон лестниц должен обеспечивать отвод дождевых вод. При значительных перепадах рельефа для закрепления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д.
Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дороже, тротуаров, площадок следует не только с точки зрения пешехода, но так же учитывать, что поверхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных домов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д.
Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов, можно достигнуть большого декоративного эффекта.
Архитектурное решение поверхности земли должно подчеркивать композицию застройки, размещение монументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать завершенность градостроительного ансамбля. Среда современного города насыщенна многочисленными и разнородными элементами городского дизайна. Связать это все воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения. Часто перед архитектором возникает задача – выбор приемов охраны деревьев при изменении рельефа. поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде естественного холма или создать подпорную стенку.
В ландшафтном проектировании выделяются два вида уровня задач:
§ создание городских или загородных водных систем;
§ детальное водное благоустройство.
При формировании городского ландшафта вдоль акватории образуются разнообразные панорамы, и используется сильнейшее композиционное средство – отражение в воде. У архитектора возникают две группы ландшафтных задач:
преобразование естественных водоемов и водотоков;
создание новых.
Водное зеркало может стать важной составляющей «наземного панно». Небольшие декоративные бассейны, фонтаны, каскады – детали, обогащающие фрагменты среды населенных мест
Бассейн– плоский декоративный водоем четких геометрических очертаний или имеющий живописную линию контура. Основная их композиционная задача – подчеркнуть и усилить эффект отражения воды.
Фонтан– декоративное водное устройство, состоящее из чаши (бассейна) и одной или многих трубок, из которых под давлением бьют струи воды. Фонтан часто украшают скульптурой.
Каскад– естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В садово-парковом искусстве он представляет собой систему водопадов, создаваемых с помощью расположенных на разных уровнях водоемов.
Парковый канал – водно-парковый элемент линейного типа, Его основная функция – подача воды к фонтанным и каскадным устройствам, связь систем прудов и других водоемов. Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются:
§ устройства для растений (трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура)
§ элементы водных устройств (спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.);
§ элементы обработки рельефа – лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.
Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений – перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др.
Глава 3