История создания Собора Санта Мария дель Фьоре
История:
Дуомо воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения. Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников —- Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенном. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал самым большим по вместимости в Европе —- в нём может разместиться 30 000 человек.
Решение о строительстве Собора на месте древней церкви Санта Репарата (IV—V века) было принято в 1289 году. В самом начале строительства проектированием собора занимался Арнольфо Камбио.
Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.
Строительство собора Санта Мария дель Фьоре:
Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен (в начале южной стены, под барельефом с Благовещением видна дата: 1310 год). Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году Гильдия Торговцев Шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой.
С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Aмброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 года старая церковь Санта Репарата была снесена, к 1380 был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол.
Карл V сказал по поводу кампанилы: «…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».
К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.
Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду
Интерьер собора
В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». Базиликальная часть собора поражает размахом единого, легкого обозримого пространства, торжественной монументальностью и несколько холодноватой пуританской строгостью. Готическая конструкция получила чисто итальянское истолкование: вертикаль стрельчатого свода подчинилась горизонтали мощного карниза и широкого шага опор(18м), пучки колонн превратились в пилястры коринфского ордера, между сводом и опорами сохранились тектонические отношения несомых и несущих частей. Выделенная цветом система опор и нервюр подчеркнуто конструктивна и рациональна, светлая гладь стены повсюду бережно сохранена, пространство залито ровным дневным светом, в котором нет места мистике. В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.
Заключение.
И так мы изучили биографию Филиппо Брунеллески и создание восьми лепесткового купола, который знаменит на весь мир. К собору Санта Мария дель Фьоре съезжаются сотни и тысячи людей чтоб посмотреть только на это чудо эпохи «возрождения».
Сила человеческого ума и духа на наших глазах уже пять столетий возводит сияющую белизной конструкцию, которая превышает бесформенный хаос земли в идеальную форму рукотворного неба. Божественный разум человека творит…
Список литературы
1.www.architime.ru
2. www.italyproject.ru
3.Искусство 12 №9(345),1-15мая 2006