Лекция 4: Садово-парковое искусство европейских стран XV-ХVШ вв
Политическая разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества. Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры. Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы. Парк Герренхаузен в Ганновере заложен в 1666г. в регулярном стиле. Главная подъездная дорога подходила с востока. В первой, северной, половине парка к западу от главного фасада располагался великолепный партер, а по сторонам боскеты.
Партер и боскеты ограничены высокими стенами из граба. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой симметричную сетку плана взаимно перпендикулярных аллей. С трех сторон парк был окружен каналом. Вторая половина парка была обсажена высокими деревьями. Построена она по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один боскет был отведен для лабиринта, другой – для зеленого театра. Зеленый театр в прошлом был признан лучшим в Европе. Он представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурами, водным декором и умелым применением зеленого фона. В настоящее время он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью. За 300 лет своего существования парк целиком сохранился и поныне славится как великолепная регулярная композиция. Ансамбль Сансуси строился с 1744 по 1860гг. в Потсдаме.
В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Г.В. Кнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы». На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sans souci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения». Сансуси становится интеллектуальным центром. Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец». Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта. Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей.
Вдоль главной оси (по принципу Эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами, расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы.
Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов) Фридрих Великий любил вино и потому на холме, предназначенному под сад, был размещен виноградник. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой. Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты.
Главное требование к ним — обеспечить интимность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства. Сансуси – это не просто дворцово-парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена.
Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т.д.).
С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в XIV веке, культурный подъём начался в Италии, в садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца.
Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте - пять, а в садах виллы Д'Эсте - восемь. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5 га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки.
Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой "зеленые залы", а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений: высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц.
Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств - каскадов, каналов, фонтанов и прочих, также являлась необходимой составляющей. Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.