История и виды колоколов, колокола спасской башни
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и отдыхать, время бодрствовать и спать, время веселью и скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям. Однако, церковь не сразу ввела колокола в практику Богослужения.
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые древние колокола и колокольчики имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. Там же впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. Позднее они появились в Корее, Бирме, Индии.
Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их. В Церкви колокола стали использовать приблизительно с конца V века и поначалу звались они на итальянский манер «кампанами». Технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно. Первые христианские колокола Европы были клепаными из листов железа. Первое применение их для христианского богослужения легенда приписывает Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), в церковный обряд колокольный звон ввел папа Сабиниан (время его понтификата 604-606 гг ).. Позднее, колокола начали изготавливать из разного материала: дерево, глина, стекло, серебро, чугун. В XVI веке на Руси стали отливать большие колокола. Самые лучшие получались из сплава, который называют «оловянистая бронза»: 80 процентов специальной меди и 20 процентов олова. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г )., Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн).
В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
1. Праздничные колокола - праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов. Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Воскресные колокола
2. Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.
3. Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.
4. Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
5. Будничные (простодневные) колокола которые используются в будние дни.
Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.
Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургию Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах. Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
К малым колоколам относятся «зазвонные» колокола и «подзвонные» колокола.
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения.
Любой колокол состоит из нескольких основных частей:
1. Крепежное ухо
2. Голова колокола (остов)
3. Поля
4. Язык
(приложение №2)
Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.
В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.
В нашем городе в революционное время, в начале 1930-х годов колокола, находившиеся на Спасской башне Сызранского Кремля были сброшены и утоплены в Волге. Лишь 9 мая 1995 года во время торжеств по случаю 50-летия Победы, после долгих лет молчания, колокола на башне зазвучали вновь. Идея о создании в Сызрани колокольни принадлежала бывшему директору Сызранского колледжа искусств и культуры Наталье Коноплёвой и Ольге Николаевне Носцовой. Ансамбль Спасской башни состоит из девяти колоколов. Отлиты они специально для сызранской звонницы уральскими мастерами в Усть-Каменогорске и перед установкой освящены отцом Григорием (Коберником).
Самый большой колокол, благовестник, весит 550 кг и своим «басом» он пронизывает всю улицу Советскую. Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются лишь при так называемом звоне «в двои». Так же в башне располагается серия «подзвонных» колоколов. Сам звон осуществляется резким нажатием руки на верёвки, которые крепятся одним концом к языкам «подзвонных», а другим к так называемому звонарскому столбику. Благодаря местоположению Спасской башни звук голосовых и самых малых зазвонных колоколов подхватывает водная гладь и разносит далеко за пределы Сызранского кремля. Поэтому и несется над старинной Сызранью звон не только по церковным и государственным праздникам, но и во время многочисленных мероприятий: торжеств по случаю 300-летия обретения Феодоровской иконы Божией матери, крестных ходов, приезда паломников в Вознесенский мужской монастырь, для участников Международного фестиваля духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья».