Подножия и завершения зданий
Здания обычно имеют подножия, возвышающиеся над уровнем земли, так сказать, «видимые основания», без которых сооружения казались бы поставленными непосредственно на землю или вросшими в нее.
Учитывая практическое назначение подножия, его обычно выполняют из материала, более твердого и прочного, чем поверхность стены. Так, для кирпичной стены подножие делается из естественного камня, для стены, облицованной известняком или песчаником,— из более твердого камня, например из гранита.
Наиболее распространенный вид подножия - цоколь. Цоколь не является конструктивной частью здания. Он создается путем облицовки нижней части стены с некоторым выступом на поверхности. В простейшем случае цоколь может состоять из одного-двух рядов каменной облицовки с очень небольшим выступом - обрезом (до 3 - 5 см). Обычно высота цоколя соответствует уровню пола первого этажа но он может быть и настолько высок, что в нем может разместиться этаж (полностью или полуподвальный), так называемый цокольный этаж (см. рис.53).
Разная высота цоколей и разные приемы их обработки определяются композиционными соображениями, так как на практике достаточна высота цоколя 50—75 см. Однако, кроме чисто практических функций, цоколь играет значительную роль в архитектурном облике сооружения: он придает ему законченность и служит переходным элементом от плоскости стены к земле или к площадке, на которой стоит здание (мостовая, тротуар и пр.). Если здание в условиях городской застройки стоит на красной линии, цоколь, равно как и вся нижняя часть здания, зрительно воспринимается с самого близкого расстояния. В этом случае характер и качество исполнения, а также материал цоколя приобретают большое значение, и в связи с этим его часто облицовывают камнем высококачественных пород, тщательно обработанным, например полированным гранитом.
В зависимости от характера архитектуры и композиционных задач цоколь может иметь разную форму — завершаться карнизообразной тягой или крупным профилем вала — кордоном, заканчиваться внизу базой или иметь троечастное членение подобно пьедесталу ордера. Сама плоскость цоколя иногда разрабатывалась рустами, квадрами и т. п. Иногда, когда цоколь имел усложненную форму, его вынос от стены делался значительно больше, чем обрез гладкого цоколя. В таком случае переход от цоколя к полю стены осуществлялся с помощью ряда профилей. Для усиления впечатления большей устойчивости цоколя ему иногда придавался небольшой уклон.
При большом разнообразии типов цоколей и их пропорций трудно отыскать общие закономерности их построения. Тем не менее можно привести два наблюдения:
1. Цоколь характеризуется горизонтальной структурой, преобладанием горизонтального направления, которое подчеркивается и его отдельными элементами.
2. В больших зданиях (особенно многоэтажных) высота цоколя относительно меньше, чем в малых или одноэтажных.
Цоколь является наиболее распространенным видом подножия в большинстве зданий, архитектура которых основывается на классических традициях, но и в зданиях современной архитектуры цоколь не утратил своего значения. В зданиях, при сооружении которых стояла задача достигнуть определенной архитектурной выразительности, встречаются формы подножия, заимствованные из античных храмовых сооружений Греции и Рима. Древние греческие храмы обычно возводились на приподнятом основании в виде двух и более высоких ступеней, называвшихся кpепидома, или стереобатом (см. рис. 48). Верхняя ступень или ее верхняя поверхность, на которой устанавливались колонны, называлась стилобатом. В современной терминологии стилобатом принято именовать все ступенчатое основание такого типа, как основания портиков Исаакиевского собора в Ленинграде.
Римская строительная традиция выработала другой тип храмового подножия, так называемый подиум, или подий, в виде высокого постамента с вертикальными стенками, к торцовой стороне которого подходила широкая лестница, ведшая к входному портику. Примером развитого подножия такого типа может служить основание здания Биржи в Ленинграде (рис. 79).
Рис. 79. Здание Биржи в Ленинграде |
В современной архитектуре можно встретить разнообразные подножия сооружений - цоколи разного вида, например западающие по отношению к плоскости стены, что характерно для крупнопанельных сооружений, перроны типа подиумов.
В некоторых современных зданиях нижний этаж целиком или частично отсутствует, и все сооружение опирается на столбы или колонны. В этом случае, естественно, надобность в цоколе совершенно отпадает.
Обычным завершением зданий, выполненных в стиле классической архитектуры, является карниз*. Такие карнизы, как правило, формируются по законам построения ордерных карнизов, имеют ту же структуру, основные членения и характер отдельных элементов.
При определении размеров карниза зданий, архитектура которых основывалась на классических традициях, часто исходили из ордерных пропорций. В таких случаях применялось правило масштабности: чем ниже здание, с меньшим количеством горизонтальных членений, тем относительно больше карниз, и наоборот, чем больше этажей, тем меньше он относительно высоты здания.
Пропорции классических карнизов характеризуются также отношением выноса к высоте. Существовавшие в свое время термины, вышедшие теперь из употребления, так определяли эти отношения: легким назывался карниз, у которого вынос больше высоты, тяжелым — если высота больше выноса.
Форма классического карниза определялась его каменной конструкцией, при которой вся структура этого элемента являлась логичной и обоснованной. В дальнейшем, с появлением других материалов, классический карниз потерял свой конструктивный смысл. Если в кирпичной конструкции классический карниз при использовании каменной слезниковой плиты еще сохранял конструктивную логику, то карнизы, выполненные из металлических листов по каркасу, или пустотелые железобетонные карнизы только повторяли традиционную форму, уже совершенно лишенную конструктивного содержания. Современные конструкции дают возможность сделать значительный вынос карнизной плиты без сложной системы поддерживающих частей. Более того, в современной архитектуре с плоской кровлей и внутренними водостоками вообще отпадает надобность в карнизе, примером чего являются современные здания.
На некоторых зданиях, решенных в традициях классической архитектуры, выше карниза располагались части, завершавшие сооружение. На зданиях, имеющих больше двух этажей, по краям наклонной крыши полагается устанавливать решетку, чтобы предотвратить падение людей, производящих ремонт или очистку крыши. Обычно такие решетки делаются самыми простыми. Но в некоторых случаях такое ограждение решалось как декоративный элемент и приобретало художественную форму**. Чаще ограждение делалось в виде невысокой стенки, которая называется парапетом***. На практике в условиях севера парапет менее рационален, чем решетка,
* Карниз (греч. - кривой) - завершение, увенчание.
** Таковы решетки, ограждающие крышу на домах Министерства государственных имуществ на Исаакиевской площади, на Дворце труда, на здании Эрмитажа в Ленинграде (см. рис. 86).
*** Парапет (ит. parapette от рагаге—защищать и petto—грудь). Само наименование указывает на назначение этого элемента. Парапетом называют также защитные каменные стенки, выполняющие роль перил на мостах, дамбах, набережных, террасах и т. п.
так как создает преграду, которая задерживает снег и дождевую воду. Для свободного стока воды и сбрасывания снега в нижней части парапета оставляют продолговатые отверстия или приподнимают парапетную стенку и ставят на ножки.
Парапет играет роль главным образом архитектурного элемента, предназначенного для прикрытия ската крыши со слуховыми окнами и дымовыми трубами. Кроме того, расположение парапетной стенки над карнизом придает большую законченность всему сооружению, делает его более стройным. Как правило, парапет идет по длине фасада или по периметру всего здания. В простейшем виде парапет представляет собой невысокую гладкую стенку. Наряду с этим встречаются парапеты более разработанные - с карнизообразным завершением и маленьким цоколем - базой (см. рис. 34). Встречаются парапеты, звенья которых заключены между столбиками - тумбами. Плоскость парапета обрабатывалась также филенками или выполнялась в виде баллюстрады (см. рис. 24, 32, 71). Парапетные тумбы иногда использовались для установки на них декоративной скульптуры, ваз, обелисков, как на Зимнем и Мраморном дворцах в Ленинграде (см. рис. 24, 32, 35, 53).
Стенка, подобная парапету, но более высокая и расположенная не по всему периметру здания, а только на некоторых его частях, называется аттиком (см. рис. 34, 53). Аттик находится обычно над центральной частью здания, над ризалитами и портиками. Аттики ограничиваются сверху не только горизонтальной линией, что обязательно для парапета, но иногда заканчиваются наклонной линией или имеют ступенчатую форму.
Так же, как и парапет, аттик может быть разработан в виде пьедестала, т. е. иметь карниз и цоколь, причем профили этих элементов обычно более упрощенного, обобщенного характера, учитывая их расположение на значительной высоте. Часто аттики украшались различными декоративными элементами — барельефами, картушами, скульптурными группами, на них размещались посвящения или мемориальные надписи. Иногда в виде аттика разрабатывался верхний этаж, расположенный над частью здания или идущий по всему его периметру над главным карнизом. Такой этаж называется аттиковым этажом.
Рис. 80. Центральная часть дворца Строгановых в Ленинграде. Система креповок, лучковый раскрепованый фронтон |
Характерным примером применения аттика являются триумфальные арки Древнего Рима (см. рис. 25). В русской архитектуре периода классицизма имеется много примеров применения аттиков самых разнообразных форм*. Они способствуют выразительности архитектурного сооружения, придавая известную значительность фасаду. Иногда парапет переходит в аттик, как на зданиях Публичной библиотеки и Театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде (см. рис. 12, 34). Распространенной формой классической архитектуры является фронтон. При покрытии прямоугольного в плане здания двускатной кровлей на торцовых фасадах образуются треугольники, обрамленные карнизами, идущими по уклонам крыши и в горизонтальном направлений. Эти треугольники и называются фронтонами (см. рис. 48, 55, 56, 70).
При построении классического фронтона карниз, опоясывающий здание, вместе с венчающей частью направляется по наклонным частям фронтона, а горизонтальный карниз фронтона не имеет венчающей части**. В памятниках греческой архитектуры фронтоны более низкие, пологие, чем в сооружениях римской архитектуры. Отсюда наименования греческий и римский фронтоны.
В архитектуре эпохи Возрождения, а особенно в архитектуре барокко, нашли распространение полукруглые, лучковые, раскрепованные, разорванные, или выгрызенные, фронтоны (рис. 80).
* Аттики на зданиях Сената, Главного штаба, казарм Павловского полка (Ленэнерго), Мраморного дворца, Нарвских триумфальных ворот и др.
** Как исключение фронтоны Казанского собора и Горного института в Ленинграде имеют венчающую часть и на горизонтальных карнизах.
Разновидность фронтона, в котором отсутствует (полностью или частично) горизонтальный карниз, называется полуфронтоном*, например полуфронтон на здании Биржи в Ленинграде (см.рис.79).
Рис. 81. Тимпан арки. Маскарон |
Внутренняя часть фронтона, ограниченная карнизами, представляет собой вертикальную стенку - тимпан. Тимпаны фронтонов часто использовались для размещения декоративной скульптуры**. Фронтонные композиции некоторых античных греческих храмов принадлежат к числу выдающихся произведений мировой скульптуры. Декоративные элементы располагались также над углами фронтонов и над их серединой. Эти элементы, носящие общее наименование акротеров, или акротериев, были самого разного вида - пальметты, статуи, скульптурные группы, треножники и т. п.