Композиция древесно-кустарниковых насаждений

Деревья, кустарники, газоны, цветы – основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу.

В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание, что деревья достигают зрелости через более продолжительный период времени, чем кустарники. Художественно – композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами – величиной, формой, цветом.

В зависимости от формы и силуэта деревья подразделяют на три категории:

§ высота 25 метров и выше (сосна, лиственница);

§ высота 15-20 метров и выше (тополь, вяз, ель);

§ высота 10-15 метров (белая акация, рябина, черемуха);

В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы:

§ деревья с четкой регулярной формой кроны;

o пирамидальные или веретеноподобные (кипарис вертикальный);

o овалные и сферические (липа, ива шаровидная);

§ деревья отличающиеся живописной формы кроны:

o живописно – сферические (каштан конский, дуб черешчатый)

o плакучей формы (ива плакучая);

o зонтиковидной формы (сосна приморская);

o стелющейся формы (сосна горная).

Деревья первой группы (и нередко второй) применяются в садово – парковых композициях для подчеркивания регулярности, высаживаются по сторонам партера и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Ассортимент растений подбирается с учетом с учетом эстетических и экологических требований. Важнейшее художественное качество древесных пород – тональность их листвы, меняющаяся по сезонам. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов используют чаще для близкого зрительного восприятия. Формируют их вдоль аллей и дорожек, у площадок отдыха.

Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями – плотная с четкими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Не менее важную роль в формировании паркового пейзажа играют кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Кустарники, как деревья. различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий. Например к высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Кустарники средней величины компонуются в самостоятельные или в смешанные древесно–кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а так же вв сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей. Особое внимание уделяется красиво цветущим кустарникам и имеющим красивые плоды.

Рассмотрим основные приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений. Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве не выражены так четко. как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер. Солитеры используются на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д.

Один из важнейших приемов в парковом искусстве – создание групп насаждений, которое требует большого мастерства. Группы насажений классифицируют по состав, величине, композиции, дендрологическому составу.

По составу:

§ древесные;

§ древесно-кустарниковые;

§ кустарниковые

§ однопородные;

§ многопородные.

По величине составляющих элементов:

§ малые (2-3 растения);

§ средние (4-7 растений);

§ большие (10-12 растений).

По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на:

§ самостоятельные;

§ сопутствующие.

Количество растений в группе обычно не четное. В средней и большой группе предусматривается ядро – одно-три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Это как бы композиционный цент группы. Уменьшение размеров растений от ядра от ядра к опушке позволяет хорошо воспринимать кроны всех составляющих группу элементов.

Компактная самостоятельная группа из елей, тополей пирамидальных и других деревьев может применяться как композиционный акцент в начале и в конце аллеи, на поляне, на острове. Группы используются в качестве кулис, а так же их расположение эффективно у поворота дорожек. Очень распространена группа из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника.

Массив насаждений (массив парковый) – посадки деревьев и кустарников на значительных площадях. Ассортимент подбирается по биологическим и декоративным признакам. Структура массива – ядро, внешний контур и опушка. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород). Парковые массивы включают открытые, полуоткрытые и закрытые пространства, в которых деревья и кустарники составляют соответственно 5-10, 50-60 и 90-100%. при формировании древесно-кустарниковых насаждений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относят, например, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам.

Рядовые посадки создаются или только из деревьев, или только из кустарников., или комбинированные, ярусные – из деревьев и кустарников. В рядовых посадках растения высаживаются в один, два и более рядов. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной.

Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллей и живые изгороди. Аллеи бывают:

§ однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте деревьев;

§ симметричные и ассиметричные;

В старинных парках создавались иногда сплошные и почти сплошные аллейные посадки. (через один–два метра) в виде стены стволов, или шпалеры ( это ряд густопосаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а так же применялась деревянная решетка (трельяж), с вертикально вьющейся растительностью Практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Раньше, например, использовали прием «ксенкопс», т.е. многорядная посадка деревьев в квадрат или в шахматном порядке. Известны сводчатые посадки – сомкнутыми свободными кронами и формированные – с применением специальной стрижки. ( В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовывался из переплетенных ветвей деревьев, который назывался биндаж или берсо. Так же называли участок сада, окруженный, сводчатыми аллеями, - прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барроко.)

Живые изгороди создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Живые изгороди могут оставаться в естественном состоянии или стричься. Они служат для декоративных целей, а так же для защиты от пыли, ветра и снега. Живые изгороди могут быть одно- и многоярусными-, одно- и многопородными. Живые изгороди высотой более 50 см называются бордюрами. и применяются для окантовки газон, партера, цветника.

При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форм, что достигается обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей. Формовка бывает простая и сложная. При простой используется одна из геометрических фигур (шар, конус, пирамида и др.), при сложной – сочетание нескольких различных элементов или создаются «зеленые скульптуры», например фигуры животных – жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с 14 века , но особенно стало модным в садово-парковом искусстве Франции и Англии с 17 века. В других странах широко применялось в прошлом столетии. Известны многие примеры из современной практики.

Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей.

По способу формирования живые изгороди подразделяются на:

§ стригущиеся;

§ выращиваемые с помощью специальных каркасов.

Искусство создания сложных форм длительный и трудоемкий процесс. Архитектору, занимающемуся реставрацией, необходимо знание основ тапиарного искусства, так как в садово-парковых ансамблях декоративная стрижка применяется очень широко.

В садово-парковом искусстве прошлых веков использовались комбинации из живых изгородей и деревьев, например, при устройстве зеленых театров. Наиболее типичной комбинацией является боскет – регулярный массив, окруженный со всех сторон стриженной зеленной стенкой. Иногда для усиления зеленых стен применяется каркас, например, в виде деревянной решети. В некоторых парках внутри боскетов устраивались регулярные пространства, которые обогащались скульптурой, фонтанами, цветочными партерами и назывались зелеными залами, кабинетами, гостиными. Туда вело несколько входов. Зеленые «залы» использовались для концертов, бесед, отдыха. В старинных белорусских парках в центральных боскетах имелись клумбы, размещались скамьи, а в боковых – выращивались фруктовые деревья и кустарники ( Дубое, Городно, Большое Можейково и др.). В «воздушных театрах» Несвижа и Альбы в 18 веке уже применялось декорации из зелени – боскеты-кулисы, подстриженные «по версальской моде». Боскеты создавались не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Так, в Павловском парке (под Санкт-Петербургом) разнообразные боскеты фланкируют главную аллею.

Наши рекомендации