Современная зарубежная архитектура О.В. Орельская
Виолле Ле Люк беседы об архитектуре том 1
X I X век, подобно всем историческим эпохам, богатым великими откры-
тиями, благоприятствующим известному моральному и материальному про-
грессу, в каком-то страстном порыве ринулся на путь исследования. Он
вносит дух анализа в изучение наук, философии и истории. Он превращает
археологию в нечто большее, чем умозрительная наука; он стремится из-
влечь из нее практические знания, может быть, великие уроки на будущее. Стр. 435
Будущее архитектуры Франк Ллойд Райт
В архитектуре определенной эпохи и определенного общественного строя могут быть некоторые объективные качества, которые сохраняют свою жизненность и ценность для последующих эпох или при другом общественном строе. В современной архитектуре надо уметь находить то, что представляет интерес в данный момент и может быть использовано в будущем.
Минимальный вес сооружений, а следовательно, его зрительная легкость является одним из основных достоинств современной архитектуры. Если строгая симметрия здания раньше предпочиталась асимметрии, то сегодня ей часто противопоставляется свободное решение, более соответствующее требованиям функционального процесса и особенностям участка. Если в прошлом здания украшались лепкой, резьбой и разного рода орнаментацией, то теперь предпочтение отдается формам, свидетельствующим о том, что они являются продукцией машинного производства. Стр. 3
Новый подход к проектированию у передовых современных архитекторов выражается в том,что они обращаются не к проходящим канонам, а к основопологающим принципам архитектуры, стремятся, отбросив потерявшие смысл шаблоны, анализировать реальные условия эксплуатации здания, изучать новые конструкции и лучшие современные методы строительства, широко использовать строительные материалы, как новые, так и старые. Стр.4
Архитектура – это строительство, в которое входят человеческие мысли и чувства, чтобы создать высокую гармонию и подлинную значимость сооружения, как целого. Кров и утилитарность сами по себе никогда не были достаточны. Здание было высшим продуктом человеческого духа. Стр 41
Архитектура – остов самой цивилизации. Она требует времени для своего роста, начинает становиться архитектурой только тогда, когда строится разумно, т.е. когда она является завершенным синтезом, рациональным со своего начала, подлинно современным. Стр. 172
Нам приходится видеть, что в ХХI веке с появлением новых возможностей великое исскуство архитектуры стало крайне запутанным.
Что бы ни строил человек, его произведения не могут отражать и выражать больше того, что он собою представляет. В них нет больше того, что он чувствует. В этой каменной летописи он записывает не боьше и не меньше того, что знает о жизни в то время, когда строятся здания. В них живут его сокровенные мысли. Здесь его философия, истинная или ложная. Стр.52
Благодаря новой философии, изобретению новых машин и открытию новых материалов - новая архитектура видит реальность в пространстве, огражденном стенами и предназначенном для жизни в нем. Новой реальностью здания является интерьер, внутреннее пространство, а стены и крыши служат только для того, чтобы ограждать его. Стр. 54
Американский архитектор Франк Ллойд Райт утверждал: « Тот город, который в будущем построит человек с помощью машин, будет не только сильно отличаться от старинных и сегодняшних городов: он будет коренным образом отличаться от нового города-машины, который рисуется в машинной проповеди Ле Корбюзье и его школы.
То, что некогда делало город большой и мощной притягательной силой для человека, теперь готовит реакцию, которая переместит город в другое место, сделает его иным.» стр. 139
В архитектуре будущего свет, все больше наполняет здание, становится его украшением и великим благом для жильцов. Высший порядок – это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости в сооружении, подобной легкости паутины – то, что увидел Джон Реблинг и осуществил в строительстве Бруклинского моста. Стр. 158
При наличии новых материалов, легкость и прочность в современных зданиях все больше и больше проявляют свою тесную взаимосвязь.
Архитектура – серьезные поиски реальности.
Мастера советской архитектуры об архитектуре
Архитектура – сложное, синтетическое явление. Создать полноценное сооружение можно только при всестороннем учете всего большого круга функциональных, технических, экономических и идейно-художественных задач. Архитектор должен следить за тем, чтобы все, из которого создается сооружение, выступало в подлинно органическом единстве. Стр.525
Современная зарубежная архитектура О.В. Орельская
Архитектура продолжает агрессивное вторжение в природу. Архитектура должна радикально измениться, чтобы вернуть потерянные контакты с природой. Новая архитектура должна быть сплавом природы и искусства. Она должна удовлетворять требованиям климата, использовать экологически чистые материалы, энергию солнца, использовать системы фильтрования воздуха и воды, отвечать эстетическим требованиям, тогда она будет жизнеспособной.
Сегодня необходимо экологическое просвещение, которое помогло бы формировать отношение к окружающей среде. Нужны значительные затраты на восстановление окружающей среды, защиту от истощения ресурсов, ограничение загрязнения всей природной среды планеты. Должны появиться четкие экологические стратегии, философские и этические рамки, в которых появится новая архитектура. Стр. 214
Поиски в этом направлении ведутся рядом архитекторов в разных странах. Архитектор К. Янг построил здание-башню МБФ в Пенанге, Малайзия (1990-1993гг.), которая включает в свой состав офисы и апартаменты. Многоэтажное здание получило название биоклиматического небоскреба. Направление ветра и инсоляция определяют расположение офисных и жилых блоков. Между внутренним и внешним пространством здание имеет буферную зону в виде террас, которые используются как место для выращивания растений и для отдыха., а также для естественной вентиляции жилых помещений. Каждая квартира и офис хорошо проветриваются, что особенно важно в условиях тропического климата. Здесь имеются специальные приспособления, создающие тень. Специфика его архитектурного решения основана на учете климатических особенностей.
Американский архитектор Э. Амбас обсуждает проблемы архитектуры и ее связи с окружающей средой. Его концептуальное направление – вписывание архитектуры в природу. «Архитектура – сплав с контекстом». Инновационная цель его работ – использование пейзажа для создания закрытого землей укрытия. Он, продолжая идеи Ф. Райта, рассматривает деревья и растения как композиционные акценты вокруг зданий, а среду обитания – расширенно, с включением в нее ландшафта. 1990-1993)
его Центр межнациональной культуры и информации в Фукуоке (1995 г.), в плотно населенном городе Японии, издали напоминает зеленый террасированный склон.
Новая интерпретация органических форм, объединенных плавными формами поверхности земли, представлена в серии из девяти жилых домов в Диетиконе, Швейцария (архитектор П. Ветсч, 1993 г.). Дома построены из монолитного железобетона и представляют собой скульптурный эксперимент со свободными формами. Плавные очертания кровель сливаются с холмистой поверхностью земли на данном участке. Мягкие причудливые формы домов напоминают абстрактные (стр. 215) биоморфические образования, а интерьеры домов подобны пещерам. Дома имеют квартиры из четырех-семи комнат и группируются вокруг пруда и небольшого дворового пространства. Оконные проемы обращены на юг. Освещение ряда помещений осуществляется через верхние фонари. Это еще один прием экологического подхода к архитектуре жилища.
В полярной противоположности находится Европейский центр Вулканизма во Франции (архитектор Г. Холляйн 1994-2001 гг.) – пример активного вмешательства в пейзаж. Вулканический европейский центр является комплексом, расположенным на 100-метровой отметке, врезанным в бассейн потухшего вулкана. Круглая конфигурация здания, подземные залы для выставок, большая башня в форме конуса символизируют различные элементы ландшафта, связанного с вулканом, и готовы ответить на вопросы людей об извержениях, определивших формирование Земли. Автор придал комплексу сильное ритуальное и космическое качество, совместимое с мистикой и наукой – вулканологией. Надземные части здания предполагают разрезы в пейзаже, а подземные секции обращаются к слоям земли для геологического изучения. Интеграция архитектуры и пейзажа выражена архитектором в ряде скульптурных объектов, которые метафорически отражают существующую топографию области. Г. Холляйн предложил, чтобы вся область потухших вулканов была включена в часть выставки. Сеть проходов ведет посетителя вовнутрь, где демонстрируется, как происходит вулканическая деятельность. Посетители получают различную геологическую информацию. Для строительства центра автор использует местные материалы. Это пример экоориентированной архитектуры, эксперимент с определенным местом. (стр. 216) Сооружение носит скульптурный характер. Оно продолжает ранние органические поиски Ф. Райта.
Архитектурная группа «Сайт» («Скульптура в среде»), основанная в 1970 г. в Нью-Йорке скульптором Дж.Уайнсом, внесла вклад в интеграцию архитектуры с окружающей средой. Среди знаменитых проектов группы— зданиеМузея Исламских искусств в Дохе, Катар (1997 г.), где структура вырастает из естественной окружающей среды, соединяя контекст и здание. Музей исламских искусств решается как система проходов. Его крыши подобны дюнам, а стены создают впечатление пейзажа пустыни, который акцентирован архитектурными оазисами растительности. Проект отражает традиции геометрии в исламском искусстве. Это имеет отношение к художественному оформлению стен. Верхние сады демонстрируют пример эстетических решений на основе включения зеленой природы в структуру здания. Энергия падающей воды дает электричество для освещения интерьеров.
Группа «Сайт» стремиться использовать искусство для контроля за климатом. Музей представляет собой сплав архитектуры, технологии и пейзажа. Проект стал результатом сотрудничества архитекторов, художников и техников. Холмистые уровни крыши создают драматичные скульптурные интерьеры с различной высотой потолка.
Климат в Катаре отличается очень высокой температурой и высокой влажностью. Для строительства музея, где внутри будут размещены древние рукописи и исторические экспонаты, необходимо использовать термостойкие материалы, второй свет в интерьерах, зеленый парк, стены с пер-голами, внутренние дворы, технологии деувлажнения в местах хранения экспонатов. Предлагаемые новшества — сохранение прохладного ночного воздуха в дневное время и естественная вентиляция. Специальные фильтры охлаждают пространство. Архитектурный образ музея рождается как ответ на обращение к исламской культуре, пустыне, морю, местной растительности и определенной топографии места. «Сайт» придает скульптурную форму зданию. Решетчатые перегородки, использующие фрагменты исламской архитектуры, выполнены в разных материалах и имеют разную степень прозрачности (непрозрачность, перфорацию и прозрачность). Центр музея выделен куполом, основанном на классических исламских пропорциях, и посвящен истории религии. Группа «Сайт» стремится к интеграции архитектуры и контекста. Музей исламских искусств объединяет окружающую среду с технологией коммуникаций, создает взаимодействие структуры, информации и региональных образов.
Достижением связи здания с культурным контекстом и выражением поэзии в архитектуре служитКультурный центр Джейн-Мари Тджибаоу в Нумеав Новой. Каледонии по проекту архитектора Р.Пиано (1992—1998 гг.). Эта необычная структура расположена на французской территории Океании в 1000 милях к востоку от Сиднея (Австралия). В сооружении отражены многократные слои Малайнезийской культуры в сочетании с западной архитектурой. Известный проектировщик Центра культуры и искусств им. Ж.Помпиду в Париже, прародитель хай-тека в архитектуре Р. Пиано победил в международном конкурсе 1991 г. на Культурный центр Джейн-Мари Тджибаоу. В его постройке целесообразно объединены местные материалы, традиционные методы строительства, современная технология и эко-логичность. Его концепция — решать план в виде павильонов, отражающих наследие архитектуры в южной части Тихого океана. Здание отвечает и современной стратегии, и топографии местности, природе; оно идентифицировано с пейзажем Новой Каледонии. Здесь использован бамбук для вертикальных элементов, которые управляют ветром подобно вентиляторам. Бамбук, используемый в качестве строительного материала, связывает здание с местной культурой. Автор соединяет ряд павильонов в единую цепь, подобную горному хребту, напоминающую образцы линейного, типичного для данной местности, сельского поселения. Этот комплекс воплощает настоящее, прошлое и будущее. Автором предлагается идея высокохудожественной зеленой архитектуры, вырастающей из технологии. Это новый экообраз здания, соответствующего месту и обратившегося к использованию экологических материалов.
Американский архитектор Д.Гуд-ман разрабатывает концепцию «Плавающий город» (1995 г.) как ответ на рост населения в будущем. Она ориентирована на морскую среду обитания. Архитектор приводит примеры Японии — страны с ограниченными земельными ресурсами, где более 60 искусственных островов были построены для расширения территории в течение прошлого десятилетия. По замыслу Д.Гудман остров плавал бы на больших, заполненных воздухом понтонах и крепился якорем к океанскому дну. Минигород включает чистые системы подводной промышленности по добыче различных полезных ископаемых и продовольствия. Здесь предусмотрена особая система ловли рыбы. Террасные крыши используются для сбора солнечной энергии. Д.Гудман предлагает безотходное производство, производство нового вида энергии, развитие сельского хозяйства по выращиванию морских водорослей. Проект Д. Гудман закладывает основы для расширения мест проживания в океане.
Цель «зеленых проектов» — демонстрировать связь с окружающей средой, привлечь внимание и достичь общественное признания ценности «зеленой архитектуры», показать необходимость развития программ охраны окружающей среды и создания безотходных технологий, доступных широкому рынку. Они способствуют сохранению природного пейзажа, используют солнечную энергию, призывают к экономному использованию воды.
Среди приверженцев этого направления выделяется группа архитекторов — так называемые провидцы с идеями, которые имеют важное значение для будущего. Главное для них — это использование технического прогресса для решения экологических задач.
Идея американского архитектора Дж. Милеса демонстрирует высокий уровень футуристической фантазии. Он предлагает создать изготовитель озона (ряд спутников, которые восстанавливают озоновый слой и одновременно поставляют чистый воздух из атмосферы). Его зеленая концепция — создание механизма, предназначенного для восстановления сбалансированной атмосферы. Изготовитель озона кружит над землей на высоте 16 км. Механизм раздут гелием и перемещается посредством ветра, используя паруса, что напоминает парусное судно XVIII в. Запасы воздуха переносят при помощи дирижабля и воздушных шаров к станциям, Отработанные продукты собираются и окисляются, используются как материал для систем жизнеобеспечения. Изготовитель озона кружится над планетой. Этот теоретический проект — его вклад в идею спасения человечества
Работы большинства современных архитекторов отражают лишь некоторые аспекты поиска языка экоархи-тектуры. Поиск концепций, открывающих горизонты в архитектуре, ведет к преобразованию содержания окружающей среды.
В экоархитектуре художественное качество оценивается степенью подчинения контексту.
Если проблема экологии для некоторых архитекторов — это угроза их стилистическим предпочтениям, обычным методам работы, то для других — это возможность развивать новые ресурсосберегающие технологии, более глубокое понимание жизни на Земле, новые основы архитектуры, соединяющие искусство, философию, технологию и природу. Сегодня все технологически зависимые общества понимают, что для выживания нужны координальные решения, предлагаемые «зелеными» архитекторами.
Природа — универсальный источник идей и символики в искусстве. Миссия архитектуры — возвратить те хрупкие нити связей с природой, которые были утрачены. Жизнеспособность искусства архитектуры для нового тысячелетия будет зависеть от создания мостов, которые объединят технологию с сохранением жизни на Земле, а архитекторы смогут преобразовать это объединение в новый визуальный язык. стр. 221
В настоящее время зарубежная архитектура имеет самые широкие возможности для применения разнообразных конструкций, материалов и технологий. К началу XXI в. стало реальным осуществить самые фантастические архитектурные идеи.
Тем не менее на фоне научно-технического прогресса в развитии архитектуры отмечается кризис, который носит всеобщий характер. Повсеместно происходит моральное старение небоскребов, которые уже не удивляют своим техническим оснащением.
В Европе сходят со сцены постмодернистские эксперименты, которые открыли путь другим направлениям архитектурного творчества. На рубеже веков отмечается мозаичная дробность западной архитектуры. Мировая архитектура к началу XXI в. представляла собой довольно пеструю картину разнообразных процессов и не имела четкой единой направленности. Исчезла надежда на возникновение единого мирового стиля в архитектуре. Прогнозы будущего в архитектуре неопределенны. Стр.222
Завершился XX в., наступил XXI в. Архитектура в ожидании своего обновления пытается найти новую концепцию. Вне всякого сомнения, архитекторы в ближайшем будущем будут следовать основным принципам проектирования и строительства, подчиненным требованиям сохранения среды обитания, иначе нашей цивилизации угрожает исчезновение. Проблема экологической архитектуры находится пока в стадии осмысления. Архитектор несет моральную ответственность за будущее человечества. Нельзя смотреть на архитектуру только с эстетической точки зрения. Создание и организация комфортной жизненной среды для человека должна быть поставлена во главу творческой деятельности зодчих. Эта проблема может стать общим архитектурным идеалом. Мо-заичность в сегодняшней архитектуре показывает разнообразие возможностей зодчества, которые будут способствовать разным путям решения экологической проблемы. Востребованными, безусловно, остаются и достижения научного прогресса, и поиски региональных архитектурных школ, ратующих за развитие местных традиций.
Противоречия последних десятилетий в архитектуре были связаны с кризисом современной индустриальной эпохи, неудовлетворенностью современной архитектурой, непониманием ее целей и задач, приведшими к возникновению «архитектуры выбора» и многостилью. Язык архитектуры постмодернизма также недолго удовлетворял архитекторов, и они снова обратились к практике авангардистов. Возможно, новая архитектура будет опираться на ряд достижений XX в., таких как создание универсального пространства, дальнейшая разработка принципов органической архитектуры, уважительное отношение к прошлому, учет местных особенностей, основанных на исторической преемственности. Стр. 222.
Говорить о будущем, как известно, дело неблагодарное (порождать очередные утопии), но очевидно, что надо стремиться к созданию благоприятной среды обитания и художественно осмысленного пространства, комфортного для жизнедеятельности и духовного совершенствования современного человека.
Архитектура отражает свое время, поэтому обращенность в прошлое, во вчерашний день не приемлема для любого искусства. Уровень мастерства зодчих всех стран определяется, прежде всего, профессионализмом, умением вписать каждое здание в градостроительный контекст, умением сделать здание комфортным и прекрасно функционирующим, умением соединить конструкции и форму, умением учитывать запросы потребителя. В настоящее время расширяется круг приверженцев новой архитектуры, ориентирующейся на новаторство, которому принадлежит будущее.
Время идет, настоящее уходит в историю. Мало изучать древнюю историю архитектуры, необходимо знать и ориентироваться в архитектуре сегодняшнего дня, особенно тем, кто избрал эту замечательную творческую профессию — профессию зодчего.
В процессе глобализации международной архитектурной деятельности необходимо знание реальной ситуации. В условиях оживления международных, культурных, туристских связей, наличия глобальных коммуникационных сетей более доступна стала информация по архитектуре зарубежных стран. Знакомство с архитектурным опытом разных стран мира показывает разнообразные поиски в нашей профессии. Стр.223