Обособленные согласованные определения и приложения
1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
2.Обособленные обстоятельства:
1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий: А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогомНЕСМОТРЯ НА(обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.
Тренировочные упражнения к заданию 9
Задание 1. Найдите и подчеркните обособленные определения.
1. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
2. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспенённые, загрязнённые разным хламом.
3. Дети, любопытные и любознательные, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
4. Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня, скачущего без нужды и цели, долго мучились этой загадкою.
5. Лежа на панцирно твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло.
23
6. Доктор Будах, отмывшийся, переодетый во все чистое, тщательно побритый, выглядел очень внушительно.
7. Старший брат моего отца, умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству.
8. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач…
Задание 2. Найдите и подчеркните обособленные приложения.
1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.
2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.
3. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.
4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села…
5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.
6. Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем
7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…
8.Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Гераськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.
9. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.
10. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента.
11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на
существование, приобрел смысл и даже значение.
Задание 3. Найдите и подчеркните обособленные обстоятельства.Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, нодопущена 1 ошибка в построении текста | ||
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериямС1К1–С1К4 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём балловпо всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
План написания сочинения
Вступление
1.Цитирование
2.Комментарий к высказыванию автора.
3.Переходное предложение.
Основная часть
1 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.
2 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.
Заключение
Подводится итог высказыванию лингвиста и своему сочинению.
29
Часть 3. Сочинение
№ | Критерии оценивания лингвистического сочинения 15.1 | балл |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | ||
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, илиэкзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, норассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет. | ||
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, илитезис не доказан, илидано рассуждение вне контекста задания, илитезис доказан на бытовом уровне | ||
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | ||
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, ноне указал их роль в тексте, илипривёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,илиэкзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | ||
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | ||
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более 1 логической ошибки, и/илиимеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
28
1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника
2. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении.
3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.
4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на темно-синем своде.
5. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
6. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.