ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх

(дословно «сто вод» и «царство мира») — псевдоним Фридриха Сто-вассера (1928—2000) — самого оригинального художника XX века, мечтавшего о яркой, праздничной среде обитания для современного человека, и воплотившего эту мечту в самых узнаваемых архитектурных сооружениях.

Самоучка, он самостоятельно осваивал сюрреализм, абстракционизм, архитектуру Гауди, русский авангард 1920-х годов и рисовал ни на что не похожие картины. Первая выставка X. состоялась в 1952 году в Вене, первый большой успех пришел к нему в 1962 году в Венеции.

Более всего X. известен своими постройками — разноцветными «игрушечными» замками, похожими на фантазии гномов из сказок братьев

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - student2.ru

Гримм. «Дом Хундертвассера» в Be- о не — расчерченный асимметричными цветными четырехугольниками фасад, ни одного одинакового окна, неровные стены, вынесенные но фасад лестницы, и все это — буквально утопает в зелени: кусты и деревья растут даже на балконах и в лоджиях.

В этом доме X. реализовал все свои принципы «живой» и экологической архитектуры — сад на крыше, яркие краски, неожиданный силуэт, «смешные» колонны и — розные окно. «Здание состоит из окон... Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как пер-

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - student2.ru

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - student2.ru

Работы Ф. Хундертвассера: a— проект «Зеленое шоссе», 1974; б — экологическая концепция «Жилец — дерево», 1976; в— модель жилого дома «Мидоу-хаус», выставка в Мюнхене, 1983; г —«Дом Хундертвассера», фрагмент фасада, 1985

вая кожа пронизана порами, так третья — окнами» («второй кожей» человека X. считал одежду). X. верил — здание нельзя мерить стандартами, «оно должно быть оазисом гуманизма в море рационально построенных домов, воплощать страстное человеческое стремление к романтизму».

Уже будучи мировой знаменитостью, X. никогда не отказывался от работы: строил придорожный ресторан, перестраивал мусоросжигательный завод, разрабатывал эскизы почтовых марок, телефонных карт, даже государственных флагов, оформлял книжные обложки, придумывал дизайн авиалайнера для фирмы «Кондор». И всегда — по-своему. Творчество X. — непредсказуемый сплав радостного изумления и почти примитивного «про-тодизайна» — у каждой квартиры должно быть свое дерево, на крыше должна расти трава, а вред от автомобиля надо свести к минимуму, загнав дороги под землю.

О нем всегда спорят. Одни говорят — кич, другие — гений. Потому что он ни на кого не похож.

ШЕВРОЛЬ Мишель Эжен (1786-1889) — ученый, специалист в области цвета. Его книга «Принципы гармонии и контраста цветов и их использование в искусстве» (1839) повлияла на теорию цвета, которую разрабатывали И. Ньютон, И.В. Гете, Г. Геймгольц.

111. обладал разнообразными талантами: он стал членом Королевского Британского общества в сорок лет и одновременно являлся всемирно известным авторитетом в различных областях химии. Причиной его обращения к изучению цвета и написания своего научного шедевра было то, что в 1824 он стал директором знаменитых красильных мастерских французских гобеленов. 111. известен тремя уникальными вкладами в теорию цвета: 1) открытием закона симультанного контраста, который значительно повлиял на художественную школу импрессионистов, неоимпрессионистов и орфизм в искусстве; 2) принципами цветовой гармонии, которые изучаются и поныне; 3) открытиями в области визуального смешения цвета, которые были использованы такими художниками, как Жорж Сера, Эжен Делакруа, которые находили новую выразительность в этих закономерностях цвета. Ни один ученый или писатель не имел большего влияния на искусство и теорию визуальной и эстетической культуры цве-

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - student2.ru

ЭКУАН Кендзи (1929) - крупнейший представитель японского промышленного дизайна.

Известность Э. принесли разработки, выполненные по заказу фирмы «Ямаха» (мотоциклы, музыкальные инструменты), однако своеобразие им придает не столько формообразование — оно тщательно продумано, но вполне традиционно — сколько необычные для объектов такого типа колористические решения, методы демонстрации их потребителю. Гораздо более интересными представляются разработки, выполненные Э. исключительно для японского потребителя. Тематика их варьируется от палочек для еды или бутылочек для соевого соуса — форма их почти канонична, но адаптирована к новейшим синтетическим материалам, из которых они изготовлены, до компактного городского автомобиля, но каждый из этих объектов отличается неповторимым национальным характером, органично вписывающимся в современную среду.

Несмотря на некоторую утопичность взглядов Э. — подобно тому, как Ле Корбюзье в 1920-е годы верил, что архитектура может уберечь мир от социальных потрясений, — он видит в дизайне средство достижения экономического процветания («место золота займет... дизайн»). Деятельность его как практика представляет собой замечательный пример сочетания национального и интернационального в дизайнерском творчестве.

ЭРЛ Харли (1893-1969) - американский автомобильный дизайнер, глава Центра стиля (так называемая секция «Искусство и цвет» — 1925—1959) корпорации «Дженерал моторе».

С именем Э. связано создание «классического» образа большого американского автомобиля — непропорционально большой машины, отличающейся изощренной, часто иррациональной лепкой форм, обилием хрома, стекла и т.д. Творчество Э. являет нам, пожалуй, самый яркий пример стайлинга, нацеленного на извлечение максимальных прибылей, порой в ущерб потребительским качествам («авиационные» формы машин значительно снижали их активную и пассивную безопасность, ухудшали аэродинамику, усложняли технологию производства, повышали материалоемкость и т.д.). Тем не менее нельзя не признать, что при всех минусах творения Э. отображали творческую личность автора в несравненно большей степени, чем унифицированные под воздействием факторов технической целесообразности формы современных автомобилей.

ЭШФОРД Фредерик К. — английский практик и теоретик дизайна, инженер по образованию, начал свою практическую деятельность в качестве дизайнера в консультативном бюро Р. Лоуи (английское отделение). Сотрудничал с различными предприятиями машиностроения и приборостроения в широком диапазоне тематики работ — от медицинских приборов до крупногабаритных станков. В конце 1960-х годов возглавлял дизайнерское бюро «Эшфорд ассошиэйтс». Одна из его наиболее известных работ того времени — токарный станок «Маскот-1600», созданный совместно с эргономистами и инженерами фирмы «Колчестер Лайз». В 1967 году этот станок был удостоен премии

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - student2.ru

X. Эрл: а — концегт-кар «Ле Сейбр», 1951; б — серийная модель «Кадиллак», 1954

Совета по технической эстетике Великобритании.

Э. автор книги «Дизайн и промышленность», представляющей интерес для представителей различных специальностей (дизайнеров, инженеров, экономистов, руководителей предприятий), связанных с промышленным производством изделий.

«Дизайн не есть нечто статичное, что может непрерывно повторяться, как какая-нибудь формула. Это — творческий процесс, непрерывно меняющийся, и единственный человек, который может дать ощутимые результаты в нем, и есть дизайнер», — считает автор. Поэтому в книге уделено внимание раскрытию роли дизайнера в обществе и художественным началам его творчества. Большое значение Э. придает организации работ дизайнеров и методикам выполнения отдельных этапов этих работ — эскизного проектирования и технического рисунка, выполнения чертежей и изготовления моделей, выбора материала изготовления и технологии производства и отделки изделия. Особое место в работе дизайнера отводится анализу спроса и сбыту выпускаемой продукции.

ЮККЕР Гюнтер (1930) - немецкий художник, известный композициями из гвоздей, крупнейший мастер современного нефигуративного искусства.

Творчество Ю. протекает главным образом в выставочной среде, многие работы выполнены непосредственно в выставочных залах, в процессе осуществляемых им акций, хеппенингов, инсталляций — актуальных в последнее десятилетие пространственных, дея-тельностных, с участием публики, форм художественного творчество. Ю. в 1958 году закончил обучение в Академии художеств Дюссельдорфа, с тех пор организовал более 140 персональных экспозиций-акций, участвовал более чем в 400 выставках. Работы Ю. сочетают созерцание, медитацию и интуитивное просветление духа, призванные направить взгляд зрителя в «сердцевину мира», с активным вовлечением его в игру с произведениями с помощью рычагов, кнопок, приводящих в действие динамические, качающиеся, вращающиеся, гремящие скульптуры. В используемых им обыденных предметах (мебель, электроприборы, музыкальные инструменты) Ю. умеет увидеть таинство — сокровенное и непознаваемое. Ю. не создает ни изображений, ни иллюстраций, но творит, подобно К. Малевичу, беспредметный мир, проявляющий себя в символах, обладающих высокой степенью чувственной реальности и огромным собственно художественным, пластическим воздействием.

ЛИТЕРАТУРА

1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987.

3.Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. — М.: Стройиздат, 1987.

4. Архитектура и эмоциональный мир человека (Забелыионский Б А, Минервин Г.Б. и др.). — М.: Стройиздат, 1985.

5. Беляева ЕЛ. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. — М., 1977.

6. Буров А. Мир художника. — М., 1980.

7. Борев Ю. Эстетика. - М., 1990.

8. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне: Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1990.

9. Виноградов Я.П. Изучение взаимодействия полихромии и структуры объемно-пространственной формы/Дехни-ческая эстетика, 1980, № 3.

10.Воронов Н. Российский дизайн. — М.: СД России, 2001. Тт. 1, 2.

11. Генисаретский О. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореф. канд. лисе — М., 1987.

12. Гибсон Дж Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988.

13. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. — М., 1924.

14.Глазычев В. О дизайне. — М:: Искусство, 1970.

15.Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды//ВНИИТЭ, Техническая эстетика, вып. 58. - М., 1989.

16.Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. — М., 1976.

17.Джонс Дж.К. Методы проектирования. — М: Мир, 1986.

18.Дизайн на Западе. - М.: ВНИИТЭ, 1992.

19.Ефимов А.В. Моделирование формообразующего действия полихромии/Дехническая эстетика, 1977, № 7.

20. Ефимов А.В. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990.

21. Кантор К. Правда о дизайне. - М.: АНИР, 1996.

22. Лаврентьев А Лаборатория конструктивизма. Опыт графического моделирования. — М.: Грант, 2000.

23. Лежава И.Г., Метленков Н.Ф., Нечаев Н.Н. Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании. — М.: Наука, 1980.

24. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура. — Екатеринбург: УралГАХА, 1998.

25. Мастера архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1972.

26. Мастера советской архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1975. Тт. 1, 2.

27. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм: Вып.1 — Техническая эстетика и эстетика промышленных форм; вып. 2 — Принципы образования промышленных форм. — М.: ВНИИТЭ, 1970, 1974.

28. Минервин Г.Б., Ермолаев А.П. Новая специальность — архитектор-дизайнер/Дехническая эстетика, 1989, №11.

29. Минервин Г.Б., Шимко В.Т. На пути к дизайну градостроительных систем/Дехническая эстетика, 1990, № 6.

30. Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск: Вышейша школа, 1984.

31. Михайлов С История дизайна. - М.: СД России, 2000, 2003. Тт. 1, 2.

32. Михайлов С., Кулиева Л. Основы дизайна. — Казань: Новое знание, 1999.

33. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятия. — М.: Мир, 1966.

34. Мунипов В.М. Комо грядеши, эргономика? — М., 1992.

35. Нефедов BJL Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — С.-Петербург, 2002.

36. Назаров Ю.В. Пластический язык и тектонические особенности промышленных изделий: Автореф. канд. дисс. — М., 1997.

37. Назаров Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). - М.: СД России, 2002.

38. Основные термины дизайна: Краткий словарь-справочник. — М.: ВНИИТЭ, 1989.

39. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики. — М.: «Архитеюура-С», 2003.

40. Принцип Тонета. Мебель из гнутой древесины и стальных трубок: Каталог выставки. — 1990.

41. Проблемы дизайна: Сб. статей под ред. BJ1. Глазычева. — М.: СД России, 2003.

42. Рунге В.Ф.# Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. — М.: МЗ-Пресс, 2003.

43. Рябушин А. Футурология жилища за рубежом, 60—70 годы. — М.: ВНИИТЭ, 1973.

44. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореф. докг. дисс. — М., 1990.

45. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977.

46. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. — Л.: Художник РСФСР, 1984.

47. Сто дизайнеров Запада» — М.: ВНИИТЭ, 1994.

48. Титова Н. Сады на крышах. — М.: Олма-пресс Гранд, 2003.

49. Фуско PJJe. Ле Корбюзье — дизайнер. — М., 1996.

50. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.

51. Халмянский Л.М., Щипаное А.С. Дизайн. — М., 1985.

52. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование: Учебник под редакцией З.Н. Быкова и Г.Б. Минервина. — М.: Высшая школа, 1986.

53. Художественное проектирование: Под ред. Нешумова Б.В. и Щедрина Е.Д. — М.: Просвещение, 1979.

54. Художественное моделирование комплексного объекта/Труды ВНИИТЭ: Серия «Техническая эстетика». — М. Вып.

31.

55. Черневич А. Язык графического дизайна. — М., 1975.

56. Чернышев О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. — Минск: Харвест, 1999.

57. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. — М.: СПЦ-принт, 2003.

58. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. — М.: Высшая школа, 1990.

59. Шукурова А.В. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М.: Стройиздат, 1990.

60. Щелкунов Д.Н. Дизайн — к проектированию будущего//Техническая эстетика, 1989, Ne 11.

61. Щепетков Н.И. Проектирование архитектурного освещения города. — М.: МАрхИ, 1986.

62. Эргономика: принципы и рекомендации: Метод, руководство. — М.: ВНИИТЭ, 1983.

63. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. АВ. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.

64. Baker R. Desining the Future. The computer transformation of Reality. — London, Thames and Hudson, 1993.

65. Jenla Ch. Architecture today, 1998.

66. Jeons of Design, the 20-th century. - Prestel, 2000.

67. Lucie Smith. A History of Industrial Design. — Phaidon-Oxford, 1983.

68. Mackenzie D. Design for the environment. Rizzoli, N. 1991.

69. Miller R. Craig. Modern Design In the Metropoliten Museum of Art, 1890-1990. №.D., 1990.

70. Sparke P. A century of Design. Mitchel Beazley, — London, 1998.

71. Fisher Volker. Design houte. Prestel-Verlag, 1988.

Наши рекомендации