Технологическая последовательность работы

Для выполнения декоративного панно в технике граттография были выделены и выполнены следующие этапы работы:

1. Изучение натуры.

2. Выполнение линейного эскиза (поиск композиции);

3. Выполнение эскизов в тоне (поиск тонового решения);

4. Выполнение эскизов в цвете (поиск цветового решения)

5. Выполнение рисунка композиции в натуральную величину;

6. Печать пробных оттисков и выявление ошибок;

7. Устранение недочетов и выполнение итоговой работы в полную величину;

8. Подготовка к экспозиции готовой работы.

Как известно, для художника важно почувствовать то что он хочет изобразить, поэтому, первым этапом работы было посещение исторического памятника – Сызранского Кремля. Этот этап работы заключался в том, чтобы осмотреть и изучить существующую вокруг обстановку, проникнуться необходимой атмосферой. Для того чтобы оказаться внутри башни, нужно подняться сначала по лестнице, расположенной сбоку стены башни, а затем забраться по крутой лестнице, находящейся внутри здания.

Посетив Спасскую башню, можно внимательно рассмотреть колокола вблизи и рассмотреть открывающуюся панораму города и близлежащих рек. Из каждого проема башни можно увидеть отдельную живописную композицию:

Первое (центральное) окно выходит на главную улицу исторической части центра города – улицу Советскую, которая и берет своё начало от Кремля (приложение №7). Данная улица со второй половины 19 века и по сей день выполняет роль центра деловой, культурной, социальной и административной жизни города. Первоначально она называлась улица «Большая» и представляла собой немощёную дорогу, тротуары которой были выполнены из толстых досок. Вдоль зданий и сооружений изредка встречалась растительность, огороженная жердями. Сегодня, как и весь исторический центр города, улица представляет собой единый градостроительный ансамбль строений.

Она выполнена в разнообразных архитектурных стилях: представителем модерна является дом Клярова (1910 г.), особняк купца Стерлядкина (1914 г.) Доминирующее положение на улице «Советской» занимает стиль эклетики - Городской банк (1863г.), дом мещанина Мясникова (1909 г.), дом купцов Сыромятниковых (1910 г.), Дом Маркушиной (конец XIX века).

Среди остальных строений на дальнем плане невозможно не заметить эффектное ярко-синее здание с куполом, сооруженное из железобетона в 1907 году по проекту городского архитектора С.П.Щербакова. После пожара, уничтожившего основную часть Сызрани в 1906 году, в первую очередь отстраивалась центральная улица. Данное двухэтажное угловое здание торгового дома было выстроено в рекордные шесть месяцев и в январе 1907 года на первом этаже в Торговом доме А.Н. Пермяковой уже бойко шла розничная торговля мануфактурным товаром, а на втором этаже располагалось отделение Волжско-Камского банка.

Внешнее оформление дома отличалось эклектичным декором: на фасаде через определённое расстояние размещены подковы, а междуэтажный пояс был специально расширен для размещения рекламных вывесок. Г-образное здание состоит из прямоугольных частей, соединенных срезанной с угла башней, увенчанной массивным куполом со шпилем. Со стороны переулка располагается арочный въезд во двор. Оригинальное по архитектуре здание имело большую площадь подвальных помещений, используемых ранее под склады.

Торговый дом А.Н. Пермяковой и сыновей расположен в непосредственной близости со знаменитым особняком А.А. Стерлядкина и внесён в список архитектурных памятников Сызрани. Сейчас там расположено отделение почты России.

(Далее в работе описание панорамы будет изложено слева направо от центрального окна)

Из второго окнаоткрывается вид на переулок Лодочный, многоэтажные здания жилых домов и центральный рынок, который частично перекрывает Казанский Кафедральный собор (приложение №8).

Казанский собор - один из самых богатых и красивых храмов Поволжья расположен в самом сердце города. Пятиглавый храм с величественной колокольней в стиле эклектика был построен в 1872 году на территории упраздненного Богородицкого монастыря. Закладка храма произошла в 1866 году на месте обветшалой Казанской церкви, возведённой ещё в 1742 году. После освящения двух престолов в честь Казанской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского новая церковь была названа соборной. Казанский собор создавался по проектам архитектора К.А.Тона и под руководством архитектора А.А. Томаринского. Художественная роспись и орнаментные украшения храма принадлежат московским живописцам Ефиму Антонову и Алексею Стороженко. Строился храм на средства прихожан, купца Б.И. Колпаченко и городского главы А.И. Леднева. Что интересно, храм остался единственным нетронутым зданием во время сильного пожара 1906 года. В наши дни главными святынями храма являются: икона Казанской Божией Матери, чудотворный образ Феодоровской Божией Матери и икона Святителя Николая Чудотворца.

Из третьего окнаможно увидеть главное здание «Сызранского колледжа искусств и культуры им. О. Н. Носцовой» (приложение №9), а также железнодорожный мост через реку Сызранку.

Из четвертого окна открывается очень живописный вид на реку Волгу, вдоль которой расположился район Засызран. На дальнем плане виднеются многоэтажные дома района Монгора. В этом проёме с левой стороны можно наблюдать березовую рощу, над ней возвышается Христорождественский собор (приложение №10). Эта каменная церковь была возведена в 1717 году, на месте ранее располагавшегося деревянного собора во имя Пречистой Богородицы (1683). Внешне он отличается от других церквей, представляя собой стиль нарышкинского барокко. Христорождественский собор построен по принципу «восьмерик на четверике» и завершен слегка приплюснутым куполом с граненой луковичной главой на изящной восьмигранной шейке. Долгое время он являлся образцом стиля в культовой архитектуре Сызрани.
Назван он был так в честь праздника Рождества Христова, но история этого храма трагична. Сначала он сильно пострадал во время пожара, после его использовали с совершением служб для заключенных и надзирателей, в конце 20-х годов прошлого столетия храм был закрыт, а находящиеся в нем иконы и другое имущество разворованы. Только во второй половине 50-х годов храм получил статус памятника истории, культуры и архитектуры федерального значения.

Несмотря на все невзгоды, собор остался прекрасным образцом древнерусского зодчества. Сейчас церковь находится в ведении Казанского кафедрального собора. И хотя в настоящее время он не является действующим, вместе со Спасской башней и Казанским собором он составляет выразительный архитектурный ансамбль на левом берегу Волги и дает ясное представление о том, каков был облик сызранских приходских церквей второй половины 18 века, известных нам лишь по архивным чертежам и дореволюционным фотографиям.

Из пятого окна виден мемориальный комплекс в честь воинов погибших во время второй мировой войны, памятник жертвам локальных войн и Вечный огонь. Памятники находятся в обрамлении клумб с цветами и живописных деревьев, на берегу реки Сызранка (приложение №11).

Из шестого окна виднеется мужской Вознесенский монастырь, построенный в 1685 году (приложение №12). Он находится к северо-востоку от Кремля за рекой Сызран, на мысу в месте впадения в нее реки Крымзы. Основателем его являлись некто старец Кирилл и переведенные в состав города Сызран из разных мест солдаты. Вознесенский монастырь занял выгодное сторожевое положение на подходе к городу по большой саратовской дороге. Однако до сих пор неизвестно, преследовалась ли при строительстве военно-тактическая цель или же место возведения монастыря было выбрано исходя из других соображений.

Из седьмого окна виден простор реки Крымзы, вдоль которой растут зеленые насаждения. Центральное положение занимаетчасть современных построек, возвысившихся над сооружениями прошлых лет.

Из восьмого окна виднеются городские постройки со множеством деревьев и Ильинский мост. С первых минут взгляд привлекает небольшой Ильинский храм (Храм Ильи Пророка). Он был возведен в Сызрани во второй половине 1770-х годов севернее крепости, на противоположном берегу реки Крымзы. Храм являлся композиционным центром, на который ориентировалась застройка Крымзенской слободы, а также вершиной воображаемого равнобедренного треугольника, образованного Успенской церковью и Христорождественским собором. Это позволяло визуально соединить две части города, разъединенные рекой. Стоящий на правобережье Крымзы храм и сегодня хорошо виден из центра и по-прежнему украшает собой панораму исторической части города Сызрани. Интересно, что при составлении первого регулярного плана 1782 года - формировании системы пересекающихся улиц и переулков - были учтены не только особенности рельефа, но и месторасположение церквей. Они являлись в какой-то степени композиционными центрами, например, Ильинская церковь находилась ближе всего к крепости. При составлении плана рядом с этим храмом спроектировали Ильинскую улицу (сейчас Интернациональная), ставшую главной магистралью Закрымзенской, второй по размерам части города (приложение №13).

При взгляде на Сызранскую панораму в голову невольно приходят строки из стихотворений про наш город:

Вьется синей лентой
Волга средь полей
Дорогой и славной
Родины моей.
На холмах у Волги,
Где реки изгиб,
Долго, очень долго
Город мой стоит.
Небольшой, но славный
Город мой родной.
Кремль, как лебедь белый,
Виден над рекой.

Широкой Волге город Сызрань

Свои объятья распахнул.

Издалека плоты и баржи

Он словно руки протянул.

Вот стадо беленьких барашков

Несет высокая вода.

С далеких стен стариной башни

Слетает галочья орда.

Сам город в плаванье пустился

Под белым парусом Кремля.

И я горжусь, что здесь родился,

Что это отчая земля.

Далее, со Спасской башни было сделано много различных набросков видов города.

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Главной задачей на этом этапе работы было создание простого обобщенного рисунка с передачей формы объектов. Нужно было быстро изобразить то, что заинтересовало и привлекло внимание.

Обычно наброски выполняются простым карандашом, соусом, сепией, угольным карандашом и другими средствами. С помощью гелевой ручки было создано несколько вариантов набросков из каждого проема башни. Затем, как вспомогательный материал для работы дома, было сделано небольшое количество фотографий в разное время суток.

Далее, из всех набросков была выбрана серия наиболее удачных работ, которые в последующем разрабатывались далее. Это: композиция с видом на реку Сызранку, композиция с видом на колледж искусств и Христорождественский собор, композиция с видом на главную улицу города – улицу Советскую.

Далее, к лучшим работам было выполнено несколько вариантов тоновых эскизов. Тоновый эскиз это рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их световых характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих. То есть, на этом этапе было определено, что в работе будет самым светлым, а что самым темным. Найдены массы малого, большого и среднего темного и массы малого, большого и среднего светлого. Выполнялись тоновые эскизы при помощи черной гуаши и простого карандаша.

Затем, был выбран наиболее удачный вариант работы – это композиция с видом на улицу Советскую, вводом в которую является контрастная освещенная плоскость стены башни. Центром работы является колокол, нависающий над городскими строениями, уходящими в перспективу. После этого было сделано три тоновых варианта эскиза размером 17,5х24,5 см. Были определены и закомпонованы три тона – темный, средний и светлый. Для выполнения работы была выбрана была смешанная техника. Для самого темного тона была выбрана художественная тушь, для среднего тона гелиевая ручка, для светлого – белый цвет бумаги.

Следующим этапом стал цветовой набросок. Нужно было распределить цвета согласно их тону и предметам. Для работы были выбраны родственно-контрастные сочетания цветов: тёмно-синий, голубо-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый, желтый. Именно эти цвета преобладали в окружающей природе в период наблюдения с 17-00 до 18-00. Контраст света и тени вдохновлял на создание цветового наброска, который и стал в дальнейшем главным вспомогательным материалом в создании панно в полную величину.

Следующий этап – выполнение рисунка композиции в натуральную величину, то есть перенос маленького эскиза на большой формат (54х84 см). Был взят планшет формата А1 на который при помощи скотча прикреплён лист ватмана, затем, используя правило «третей» маленький формат эскиза был увеличен. Суть заключалась в следующем: изображение было разделено на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, было получено 9 равных частей. Основные объекты размещались вдоль линий либо в точках пересечений линий (приложение №14)

Правило третей утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении - в так называемых точках силы. Они называются силовыми потому, что несут на себе всю картину, её целостность. Силовые линии - это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Именно выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета в центре композиции. Силовые точки и линии - это скелет идеи предмета.

В данной работе существуют несколько силовых точек: одна из них приходится на край колокола, другая на облака, которые объединяют в композиции земную среду с воздушной, а третья – край крыши здания, расположенного в начале улицы. Таким образом было показано взаимодействие предметов на рисунке и передано отношение предметов друг к другу.

Перед этим силовые точки сначала были отмечены на маленьком формате – эскизе, затем перенесены на большой формат. Линии были размечены с помощью линейки, затем, определена линия горизонта, намечены большие массы. Далее, каждый объект композиции был построен с учетом перспективы. Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач в этой техники. Знание перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Следует различать перспективу линейную, воздушную и световую.

На данном этапе была произведена работа над линейной перспективой, то есть над видимым изменением величины различно удаленных предметов. По правилам линейной перспективы вблизи предметы были изображены относительно большими, вдали - малыми. Линейная перспектива была выполнена посредством линий контура, очертаний. На определенной линии горизонта, была отмечена точка схода, куда и сводились все линии.

Следующий этап работы – пробный вариант работы в технике граттаж.

Для осуществления цветового эскиза понадобилось:

- 1 картон средней плотности теплого оттенка, цвета слоновой кости. Размер 17.5х28,5 см.

- 1 лист ватмана формата А3

- 5 цветов художественной гуаши, серия «Мастер класс», производство ЗАО «Завод художественных красок «Невская поллитра», Россия, Санкт-Петербург:

белила титановые;

охра светлая;

желтая средняя;

красная;

ультрамарин;

- 1 белая восковая свеча, содержащая 80 грамм парафина, длиной 18,5 см, диаметр 2,5 см.

- 1 стакан для воды. В качестве палитры для смешивания красок использовалась тарелка глубиной примерно 5 мм, диаметр 17,5 см.

- кисти: Roubloff Synthetic № 12 , № 26 и Squirrel № 6, 8

- 1 клей ПВА Berlinqo

- 1 крем - мыло жидкое серии Mayway «Роза и миндальное молочко»

В состав мыла уже входит вода, а флакон с мылом имеет дозатор, что очень удобно для работы в технике граттаж. К тому же такое мыло придает работе приятный запах.

- 1 небольшая эмалированная кастрюля диаметром 15 см, глубиной 10,3 см.

- 1 жестяная банка диаметром 10 см, глубиной 11 см.

- 1 фен PHILIPS Salon Dry Travel 2000W с режимом холодного воздуха.

Первым делом было подготовлено место для работы. Со стола были убраны лишние предметы, на стол расставлены все необходимые материалы. Для того, чтобы не испачкать стол, на него был положен ватман формата А3, затем, сверху положен картон. Далее был растоплен воск на водяной бане. Водяная баня представляет собой нагреваемое тело (например, сосуд с веществом, такой как колба, пробирка, или иное тело), помещённое в более крупную ёмкость с водой. Вода нагревается, и от неё нагревается тело. Вода не может нагреться выше своей температуры кипения (при данном атмосферном давлении), тем самым достигается автоматическое ограничение максимальной температуры нагрева тела.

В данном случае была взята эмалированная кастрюля и из крана налита уже теплая вода для быстрого нагревания воска. Так как воск достаточно быстро плавится, вода не была доведена до кипения, для этого был выставлен средний огонь на газовой плите.

В кастрюлю была поставлена жестяная банка с 1/3 восковой свечи. Для удобства восковая свеча была предварительно разрезана на кусочки приблизительно по 2–3 см. и из неё был убран фитиль. Пока воск растапливался, был намешан второй слой гуаши нежно-оранжевого цвета (так как в работе использовался уже цветной картон нужного цвета, первый слой гуаши не накладывался).

После того как воск принял жидкое состояние, была взята широкая прямая кисть синтетика № 26. Воск был набран на кисть, а затем легкими и быстрыми движениями перенесен с кисти на поверхность картона. В результате было достигнуто оптимальное восковое покрытие 1,5- 2 мм. Обязательно нужно было следить за тем, чтоб большое количество воска не скапливалось на кисти, иначе от изобилия воска картон покрывался восковыми катышками.

Следующим этапом стало нанесение слоя гуаши на восковую поверхность картона. Для того чтобы гуашь не сползала с картона в неё было добавлено жидкое мыло в соотношении 50/50. Чтобы слой гуаши не сильно пачкал руки, был добавлен клей ПВА в соотношении 1/3. Весь состав был тщательно перемешан, затем нанесен на поверхность большой кистью «белочкой». Данной кистью удобнее всего наносить гуашь, так как она очень мягкая, не царапает и не повреждает восковую поверхность. Далее, пока первый слой гуаши сох, была намешана краска сине-голубого оттенка для покрытия второго слоя. Для этого были смешаны белила титановые с ультрамарином, красной краской и светлой охрой.

После этого предыдущий слой был просушен холодным воздухом из фена, затем вся процедура повторилась ещё раз.

Следующий замес - это красно-коричневый цвет, полученный путем смешения красной краски, ультрамарина, охры светлой и титановых белил.

Последний замес это глубокий фиолетовый цвет полученной из красной краски, ультрамарина, охры светлой и белил титановых. Так же добавляется мыло и клей ПВА. Последний слой только просушивается, воск не наносится. Работа велась в хорошо освещенном помещении.

Далее, на покрытый картон сверху был наложен эскиз такого же размера, и контур рисунка был продавлен карандашом. После чего на прокрытой поверхности остались заметные очертания рисунка.

Ненужный слой гуаши был соскоблен. Остатки счищенного воска смешанного с гуашью сильно пачкают рабочую поверхность, поэтому снятие слоев происходило на табуретке. Под покрытый картон был подложен ватман формата А3. На пол, под табуретку и рядом с ней положены ненужные старые газеты. Большие слои гуаши счищались обычным канцелярским ножом, а мелкие детали прорабатывались толстой швейной иглой. Каждый раз, как на работе скапливалось достаточно большое количество счищенного воска, он переносился на отдельный лист, а остатки были убраны за счет кисти «белки».

Главное и самое трудное в работе было почувствовать толщину покрытия воска и гуаши и не соскоблить лишний слой, для этого покрытие счищалось сверху вниз. Чтоб выявить центр композиции, сначала было раскрыто пространство неба, затем, передний план и вдаль уходящий город с учетом линейной и воздушной перспективы. Слои раскрывались постепенно друг за другом.

Как и в эскизе, были раскрыты три отношения по тону: темное, среднее и светлое.

Таким образом, было выполнено три варианта работы в технике граттаж. Целью этого этапа было почувствовать материал, понять особенности этой техники, выявить особенности работы с штрихом и снятия слоя гуаши. В результате выполнения всех работ в каждой из них были выявлены свои недостатки и достоинства. Основные усилия были направлены на то, чтобы в дальнейшей работе избавиться от выраженных минусов, выявить положительные стороны и отразить их в большом варианте декоративного панно.

Следующий этап – это выполнение декоративного панно в технике граттаж.

Для этого понадобились практически такие же материалы, как и в пробном варианте:

- 1 лист белого ватмана формата А1

- 1 лист ватмана формата А2

- 5 цветов художественной гуаши, серия «Мастер класс», производство ЗАО «Завод художественных красок «Невская поллитра», Россия, Санкт-Петербург:

белила титановые;

охра светлая;

желтая средняя;

красная;

ультрамарин;

- 6 белых восковых свечей, каждая содержит 80 грамм парафина, длиной 18,5 см, диаметр 2,5 см.

- 1 стакан для воды. В качестве палитры для смешивания красок использовалась тарелка глубиной примерно 5 мм, диаметр 17,5 см.

- кисти: Roubloff Synthetic № 12 , № 26 и Squirrel № 6, 8

- 1 клей ПВА Berlinqo

- 1 крем - мыло жидкое серии Mayway «Роза и миндальное молочко»

- 1 небольшая эмалированная кастрюля диаметром 15 см, глубиной 10,3 см.

- 1 жестяная банка диаметром 10 см, глубиной 11 см.

- 1 фен PHILIPS Salon Dry Travel 2000W с режимом холодного воздуха.

Сначала лист ватмана с помощью строительного степлера был прикреплен к поверхности серого художественного картона толщиной 3 мм. Для того, чтобы не забыть и не спутать верх и низ работы, размер серого картона был взят чуть меньше, за счет чего остался зазор в верхней части работы. На ватмане был намечен размер работы, по бокам, сверху и снизу было оставлено место (снизу и сверху по 1 см, справа и слева по 2 см) для закрепления в дальнейшем паспорту, специальной картонной рамки или подклейки под фотографический снимок, гравюру.

Далее, было подготовлено место для работы. Так как удобнее всего воск наносить на горизонтальной, ровно расположенной поверхности, ватман был положен на большой стол прямоугольной формы, находящийся рядом с газовой плитой. Для того чтобы ничего не мешало и не отвлекало в процессе работы, пространство вокруг было максимально освобождено от ненужных предметов. На стол были расставлены все необходимые материалы: клей ПВА, жидкое мыло, нарезанные свечи, вода. Так как использовался обычный белый ватман, на него нужно было нанести первый слой гуаши оттенка слоновой кости. Для этого понадобились следующие краски: белила титановые, желтая краска, охра светлая, красная краска (количество используемой краски перечислено в порядке убывания). Предварительно налита теплая вода и приготовлена палитра, т. е обычная тарелка, на ней удобнее всего смешивать краски. При плохом смешении гуаши могут образовываться комочки и при нанесении кистью они могут размазываться, что будет образовывать другой цвет. Поэтому, краски очень тщательно были размешаны между собой, таким образом, чтобы консистенция гуаши напоминала консистенцию сметаны. Так как площадь покрываемой поверхности картона была достаточно большой, колер первого и последующих цветов был соответствующим. Эта работа выполнялась на второй половине стола, покрытой листом старой газеты. Перед нанесением первого слоя гуаши ватман не покрывался воском, так как в противном случае, при работе этот слой бы процарапался. Чтобы при соскабливании первый слой гуаши не повредился, туда был добавлен клей ПВА в соотношении 1 к 2. Весь получившийся состав был тщательно перемешан. Далее, широкой кистью «белка» на поверхность белого ватмана длинными мазками был нанесен первый слой гуаши.

Затем, для того чтоб продолжить работу, этот слой был подсушен холодным воздухом из фена.

Далее был растоплен воск на водяной бане. Водяная баня представляет собой нагреваемое тело (например, сосуд с веществом, такой как колба, пробирка, или иное тело), помещённое в более крупную ёмкость с водой. Вода нагревается, и от неё нагревается тело. Вода не может нагреться выше своей температуры кипения (при данном атмосферном давлении), тем самым достигается автоматическое ограничение максимальной температуры нагрева тела.

В данном случае была взята эмалированная кастрюля и из крана на 2/3 налита уже теплая вода для быстрого нагревания воска. Так как воск достаточно быстро плавится, вода не была доведена до кипения, для этого был выставлен средний огонь на газовой плите. В кастрюлю была поставлена жестяная банка с восковой свечой. Для удобства восковая свеча была предварительно разрезана на кусочки приблизительно по 2–3 см. и из неё был убран фитиль. Так как нужно было покрыть большую поверхность ватмана, в банку была положена большая свеча. Пока воск растапливался, был намешан второй слой гуаши нежно-оранжевого цвета по такому же принципу, как и предыдущий слой. Для этого взяты краски: красная, желтая, охра светлая, белила титановые, ультрамарин.

После того как воск принял жидкое состояние, была взята широкая прямая кисть синтетика № 26. Воск был набран на кисть, а затем легкими и быстрыми движениями перенесен с кисти на поверхность картона. В результате было достигнуто оптимальное восковое покрытие 1,5-2мм. Обязательно нужно было следить за тем, чтоб большое количество воска не скапливалось на кисти, иначе от изобилия воска картон покрывался восковыми катышками. Остатки воска были счищены с кисти на отдельный лист ватмана. Так как воск имеет свойство быстро принимать первоначальное твёрдое состояние, кисть очищалась от воска каждый раз и после покрытия всей поверхности ватмана каждого слоя.

Следующим этапом стало нанесение слоя гуаши на восковую поверхность картона. Для того чтобы гуашь не сползала с картона в неё было добавлено жидкое мыло в соотношении 50/50. Чтобы слой гуаши не сильно пачкал руки, был добавлен клей ПВА в соотношении 1/3. Весь состав был тщательно перемешан, затем нанесен на поверхность большой кистью «белочкой». Данной кистью удобнее всего наносить гуашь, так как она очень мягкая, не царапает и не повреждает восковую поверхность. Далее, пока второй слой гуаши сох самостоятельно, была намешана краска сине-голубого оттенка для покрытия третьего слоя. Для этого были смешаны белила титановые с ультрамарином, красной краской и светлой охрой.

После этого предыдущий слой был просушен холодным воздухом из фена, затем вся процедура повторилась ещё раз.

Следующий замес - это красно-коричневый цвет, полученный путем смешения красной краски, ультрамарина, охры светлой и титановых белил.

Последний замес это глубокий темно-фиолетовый цвет полученной из красной краски, ультрамарина, охры светлой и белил титановых. Так же было добавлено мыло и клей ПВА. Последний слой только просушивался, воск не наносился.

Далее, на покрытый картон сверху был наложен эскиз такого же размера и контур рисунка продавлен карандашом. После чего на прокрытой поверхности ватмана остались заметные очертания рисунка.

Перед началом этого этапа работы ватман, прикреплённый к картону был поставлен на стол так, чтобы лучи солнца не попадали на работу, иначе восковая поверхность могла начать расплываться, а вместе с ней и слой гуаши. Чтобы счищенные слои воска и гуаши не пачкали поверхность стола, под работу был положен ватман формата А2, как вспомогательный материал рядом были расположены тоновой и пробные оттиски.

Удаление ненужных слоев производилось при помощи канцелярского ножа, со срезанным концом лезвия. Он очень хорошо показал себя в создании маленьких эскизов. Высота лезвия 2,5см, ширина примерно 1мм. Для того чтобы удалить большие участки гуаши нож держался прямо острием вверх и работа выполнялась практически всей высотой лезвия. Для удаления и проработки мелких деталей острие резака наклонялось вниз под углом 30 градусов, то есть работа выполнялась непосредственно только острием резака. Работа велась днём в освещенном помещении. Работа велась постепенно, каждый слой с ненужного участка снимался равномерно относительно друг друга. Каждый раз, как на работе скапливалось достаточно большое количество счищенного воска, он переносился на отдельный лист, большие скопления воска убрались за счет небольшой тряпочки, а мелкие - кистью «белка».

Главное и самое трудное в работе было почувствовать толщину покрытия воска и гуаши и не соскоблить лишний слой, для этого покрытие счищалось сверху вниз. Чтоб выявить центр композиции, сначала было раскрыто пространство неба, затем, передний план и вдаль уходящий город с учетом линейной и воздушной перспективы. Слои раскрывались постепенно друг за другом.В работе были раскрыты три отношения по тону: темное, среднее и светлое и было обращено большое внимание на линейную и воздушную перспективу.

Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали - малыми. Линейная перспектива была выполнена посредством линий контура и очертаний.

Воздушная перспектива - метод передачи расстояния на плоскости путём смягчения очертаний, уменьшения яркости цвета. Другими словами все, что находилось дальше от нас и ближе к лини горизонта было сделано менее ярко, менее четко, обобщенно.

Очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей, фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.

Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.

Так же было важно изобразить световую перспективу. Она характеризуется расстоянием предметов от источника света.

Световая перспектива возникает в условиях неравномерного освещения. Так как изображался вечерний пейзаж, предметы переднего плана были изображены светлыми, а вдали, на заднем плане — погружены во мрак наступающей ночи. Так как свет в работе направлен от зрителя, то фон был сделан более темным, отходящим на дальний план, а передний план наоборот светлым.

Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов явились важным моментом в создании работы.

После того, как был создан общий образ работы, началась детализация, проработка предметов сначала переднего плана, затем центра композиции и наконец, города. Был найден красивый ритм тени и света и для создания полного гармоничного образа работы некоторые элементы были снова обобщены.

Заключение

Со дня возникновения и до сегодняшнего времени, Сызранский Кремль пережил многое. Его внешний облик претерпел немалые изменения, но он по прежнему гордо стоит на холме, до сих пор разнося колокольный перезвон над окрестными водами Волги, Сызранки и Крымзы. Это место является одним из любимых и красивейших мест для Сызранцев, особенно вечером, когда башня подсвечена огнями. Сахарно-белая башня привлекает сюда не только горожан, но и гостей. Это место является обязательным пунктом посещения туристов и свадебных торжеств. Сызранский Кремль по праву можно назвать визитной карточкой Сызрани, главной его составляющей, сердцем города.

В ходе выполнения данной работы, была изучена концепция городской застройки Сызрани и история возникновения Сызранского Кремля, были углублены знания о графике и видах графики, расширены знания о истории зарождения техники граттаж, была выбрана тема ВКР, и соблюдая технологическую последовательность, было выполнено декоративное оформление панно в технике граттаж.

При выполнении декоративного панно развивается: воображение, логика, внимание, аккуратность, художественный вкус, бережливость, навыки, дисциплинированность. У нас в стране эта техника является в основном инструментом для развития детского творчества. Работать в ней очень интересно, она занимательна и необычна

По результатам дипломной работы была достигнута цель и выполнены все поставленные задачи.

Панно, выполненное в технике граттаж может украшать стены «Сызранского колледжа искусств и культуры им. О.Н Носцовой», культурно-развлекательного комплекса, кафе, квартиры или дома. Также оно может стать памятным подарком, экспонироваться на выставках и вернисажах. Теоретическая работа по созданию панно может являться учебным пособием для студентов и преподавателей

Список использованной литературы

Акварель. Рисунок. Эстамп. Станковая графика Москвы 1960-1980-е годы: альбом. М.: Советский художник, 1987. - 346 с.

Бесчастнов М.П. Черно-белая графика. - М.: Арт-Родник, 2002. - 230 с.

История Отечества. XX век:Учебное пособие под ред. В.П. Дмитренко,В.А.Шестакова: М.- 1995.

Большая советская энциклопедия М. В. Добужинский «Воспоминания», Москва «Наука», 1987г.

«Волжские вести».1991-1995гг..

«Волжские вести», 1995, январь

«Волжские вести», 1995, апрель.

Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Искусство, 2004г.

Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство, 1977

Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. М.: Астрель, 2004г.

История Отечества.XX век.М.:Дрофа,1995.

Кабаков В. Графика. М.: Лето, 2006. - 256 с., ил.

Рукопись А. Молчанова –сызранского краеведа, журналиста г. «Волжские вести.»

«Православная Сызрань», 1994, июнь.

«Православная Сызрань» 1993- 1995гг.

«Симбирские епархиальные ведомости» 1901-1906гг.

«Симбирские епархиальные ведомости», 1901,№1.

«Симбирские епархиальные ведомости»,1906,1октября.

Сызрань: годы и люди. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд –во. – 1983.

Основы учебного академического рисунка. Учебник 2003 г.

Приложения

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №1)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №2)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №3)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №4)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №5)

Технологическая последовательность работы - student2.ru Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №6)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №7)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №8)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №9)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №10)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №11)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №12)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №13)

Технологическая последовательность работы - student2.ru

(приложение №14)

Наши рекомендации