Учет воздействия нагрузки от подвижного состава в расчетах устойчивости земляного полотна

Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближений при проектировании автомобильных дорог общего пользования устанавливаются национальным стандартом РФ - ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения». Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет) и автозимников.

Нормативная нагрузка от автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования подразделяется на:

АК - нормативная нагрузка от автомобилей (рис. 1.4.1 а);

НК - нормативная нагрузка от нестандартных транспортных средств, пропускаемых в специальном режиме (рис. 4.1 б.).

Нормативная нагрузка АК (рис. 1.4.1 а) включает в себя одну двуосную тележку с нагрузкой на ось, равной 10К (кН) и равномерно распределенной вдоль дороги. Класс нагрузки К в соответствии со стандартом, применяется для:

- автомобильных дорог категорий IА, IБ, IВ, II - 11,5;

- автомобильных дорог категорий III и IV - 10;

- автомобильных дорог категории V – 6.

Нормативная нагрузка НК (рис. 1.4.1 б) представлена в виде одиночной четырехосной тележки с нагрузкой на каждую ось 18К (кН). Класс нагрузки К для нормативной нагрузки НК следует принимать для расчета земляного полотна автомобильных дорог всех категорий равной 8,3.

а) Учет воздействия нагрузки от подвижного состава в расчетах устойчивости земляного полотна - student2.ru б) Учет воздействия нагрузки от подвижного состава в расчетах устойчивости земляного полотна - student2.ru  
Рис. 1.4.1 Схема нормативной нагрузки для расчета дорожной одежды, земляного полотна автомобильной дороги а) – нагрузка АК, б) – нагрузка НК; d – база нагрузки АК, м; с - ширина колеи нагрузки, м; q - равномерно распределенная нагрузка по колее вдоль дороги, кН/м; D - база нагрузки НК в м.  

Для автомобильных дорог база (d) для нормативной нагрузки АК должна быть равна 2,5 м; диаметр круга, равновеликий следу отпечатка колеса в статическом положении, должен быть равен 0,34 м, в движении - 0,39 м; интенсивность нормативной нагрузки от пешеходов на тротуарах (служебных проходах) и пешеходных мостах составляет 4 кН/м2 без учета нагрузки АК и 2 кН/м2 при учете совместно с нагрузкой АК.

При расчете устойчивости откосов насыпи земляного полотна в качестве временной подвижной нагрузки принимают нормативную нагрузку НК (рис. 1.4.1 б). При этом нагрузка от транспортных средств приводится к эквивалентному слою грунта земляного полотна.

Высоту эквивалентного слоя грунта Нэ, м, вычисляют по формуле:

Учет воздействия нагрузки от подвижного состава в расчетах устойчивости земляного полотна - student2.ru (1.4.1)

где 18К - нормативная нагрузка НК, кН;

D - база нормативной нагрузки НК (рис. 4.1 б), м;

c - колея нормативной нагрузки НК (рис. 4.1 б), м;

r - плотность грунта, кН/м3.

Эквивалентный слой грунта располагается по всей ширине земляного полотна и распространяется на неограниченную длину.

Рассчитывая осадку насыпи, нормативная нагрузка принимается в виде нормативной нагрузки АК, находящейся в статическом положении (рис. 4.1 а). Равномерно распределенную нагрузку вдоль дороги, имитирующую движение колонны транспортных средств, в этом расчете не учитывают.

Таким образом, высота эквивалентного слоя грунта Нэ составит:

Учет воздействия нагрузки от подвижного состава в расчетах устойчивости земляного полотна - student2.ru

Наши рекомендации