Шурфы и раскопы (раскопки)
Исследования скрытых под землей частей здания и их поиски ведутся методами чистой археологии. Шурфы позволяют получить сведения о толщине культурного слоя, глубине заложения состояния фундаментов, заглубленных стен, о конструктивных решениях здания, о скрытых элементах архитектуры, вросших в землю, находить очертания разобранных и утраченных сооружений, крылец и т.д. Кроме того , при раскопах обнаруживаются залегающие под землей подлинные предметы материальной культуры прошлого, представляющие историческую ценность.
Проведение работ должно осуществляться по плану и соблюдению основных правил:
1. Снятие грунта должно вестись послойно;
2. Вынутый грунт складывается послойно;
3. После каждого слоя производится обмер и фотофиксация раскопа;
4. После окончания раскопа его обязательно зарывают, последовательно засыпая слоями вынутого грунта;
5. Результаты исследования фиксируются на общий план, который превращается в сводный документ.
6. Найденные, при шурфовании, очертания фундаментов и стен, утраченных зданий, фиксируются на поверхности штырями и тщательно на чертежах.
Архитектурно-археологические обмеры, исследования не всегда могут быть завершены на стадии «предпроектных проработок». Они могут быть на протяжении всей реставрации объекта. Таким образом, исследование памятника в натуре дает графическую подоснову создания проекта реставрации, в виде подробных обмерных чертежей, фиксирующих состояние объекта до реставрации.
Составление плана архитектурно-археологических исследований дает сведения о переделках и изменений памятника во времени, о наличии в натуре исторических ценностей, о состоянии скрытых конструкций зданий и сооружений.
Фотофиксация памятника в процессе реставрации
Мы часто располагаем изображениями объектов, характеризующими изменение их облика за достаточно длительный период. Особенную ценность представляют фотоснимки до его переделок, перестроек или разрушений.
Первая задача архитектора – нахождение точек, с которых производилась съемка старых фотокадров или рисунки. С этих же точек производится фотофиксация объекта до реставрации и во время реставрации
. Пример: Акварельные рисунки Санкт-Петербурга. «Царский крест» в Белогорском мужском монастыре. Восстановление креста, высотой 10,66 м. проведено по фотографиям, описаниям в литературе и находке фундаментов.
Вторая задача – максимально точно отобразить общие виды сооружения, его фасады, развертки стен, полы, плафоны, планы кровли и т.п.
Пример: «Царский крест» в Белогорском мужском монастыре. Восстановление креста, высотой 10,66 м. проведено по фотографиям, описаниям в литературе и находке фундаментов.
Необходимо проводить съемку фронтально, избегая перспективных сокращений и ракурсов. Применяется аэросъемка и съемка со спутников – аэрокосмическая. Используется компьютерная обработка фотоснимков.
Документальная фотофиксация фрагментов и деталей преследует цель – выявить состояние материалов, их фактуру и разрушения. Все фотографии аннотируются с обязательным указанием места. Времени съемки и краткой формулировкой задачи.
Контрольные отпечатки 13х18 см составляют картотеку фотофиксаций и сохраняются в архиве с негативами или на электронных носителях информации. Могут применяться панорамные и стереоскопические фотоаппараты. При фотофиксации неизбежно возникают искажения и надо делать на это скидку.
Особенно осторожно нужно пользоваться глубинными снимками, где присутствуют искажения по вертикали и по горизонтали.
Отсюда следует вывод: систематизированный фотоматериал, накопленный в процессе натурных исследований, служит основой для последующих фотофиксаций. Он необходим для восстановления памятника архитектуры.
Тема 8. Составление проектно-сметной документации: основные положения, порядок разработки научно-проектной документации, состав научно-проектной документации (разделы I-V).
Основные положения
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании документов, принятых в установленном порядке:
1. Указа Президента РФ, решения Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта органа исполнительной власти, осуществляющего охрану объекта культурного наследия;
2. Генерального плана формирования и развития достопримечательных мест, историко-культурных музеев-заповедников, особо охраняемых природных территорий;
3. Предписаний соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия;
4. Научно-реставрационного (технико-экономического) обоснования реставрации архитектурного ансамбля или комплекса.
При разработке научно-проектной документации для сохранения объектов культурного наследия необходимо руководствоваться федеральными законами и другими правовыми актами РФ, местными правовыми актами, национальными и иными стандартами.
Пример: Федеральный закон«Об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 17.12. 2009 г. №313 ФЗ, вступивший в силу с 1.01. 2010 г.;
Свод реставрационных правил«Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Общие положения».
«Рекомендации по составу и комплектации научно-проектной документации для сохранения объектов культурного наследия». Стандарт ГУП ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские), 2-я редакция, М.2009 г.
При этом работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральными органами государственной охраны объектов культурного наследия. Важно отметить, что Строительные Нормы и Правила (СНиПы) применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия (п. 4 ст. 45 Федерального закона № 313 ФЗ).
Порядок оформления разрешений на разработку проектно-сметной документации подробно прописан в «Своде реставрационных правил». К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению научно-исследовательских и проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению работ , связанных с ремонтом и реставрацией объектов, на деятельность по проведению археологических работ и т.д.
На научно-проектную документацию, для проведения работ по сохранению объектов, распространяется действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 6,7,16).
Соответствие разработанной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно быть удостоверено соответствующей подписью научного руководителя и передано на экспертизу.
Специалисты , ведущие разработку научно-проектной документации, осуществляют научное руководство проведением работ на объекте до дня окончания этих работ. В дальнейшем вся документация сдается в органы охраны памятников культурного наследия.
Особо следует отметить, что подлинники научно-проектной документации, включая рабочие расчеты, выписки из архивных и библиографических источников, материалы полевых работ, кроки обмерных чертежей, зарисовки, негативы фотодокументов, заказчику не передаются и хранятся у подрядчика (проектировщика).