Лекция 2. Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии

Ассиро-Вавилония - это страны Двуречья, то есть территории бас­сейна рек Тигра и Евфрата, берущих свое начало в горах Курдистана и впа­дающих в Персидский залив.

Рельеф равнинный, в средней части с небольшими холмами. Лишь на севере местность гористая. К северу от Древнего Вавилона, в районах, расположены близко к среднему течению реки, климат засушливый, а в зимние периоды года с холодными дождями и снегом.

Климат характеризуется засушливостью в районах, близко располо­женных к среднему течению рек, к северу от Древнего Вавилона, а также холодными дождями в определенные периоды года. Рельеф сравнительно равнинный, за исключением всхолмленности в средней части страны. На севере страны местность гористая. Из насаждений распространена фини­ковая пальма, которая была известна здесь уже в третьем тысячелетии до н. э. Искусственно создавались целые рощи пальм около базаров, у остано­вок караванных торговых путей. В Ассиро-Вавилонии существовала ирригационная система, что способствовало выращиванию различных культур. В ассиро-вавилонских парках выращивали кедры, кипарисы, ивы, платаны, пальмы, фруктовые деревья, виноградники, пряные травы, травы гор.

Для стран Двуречья - Ассиро-Вавилонии, так же как и для Древнего Египта, характерны постоянные войны грабительского характера, концен­трация больших средств в руках властелина, бесплатная рабочая сила ра­бов. Это наложило свой отпечаток на градостроительство и архитектуру. Сыграло большую роль и разнообразие строительного материала. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, очень непрочный, что привело к быстрому разрушению объектов архитектуры.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Извест­но, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гор­достью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских пар­ках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране».

Учитывая жаркий засушливый климат сад был мерилом благополучия человека как в Древнем Египте, так и Ассиро-Вавилонии. Древние тексты говорят: "Он беден, у него нет тени".

Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.

Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для ко­торых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость и ...узнал решенья божьи. Это нашло отражение в поэтическом творчестве того времени:

В саду, в пяти, в десяти местах укромных,

Он там посадил по дереву, их сень - защита.

Сарбату-дерево, с листвою густою,

тень его кроны - сень-защита.

Тень его ни в рассвет, ни в полдень.

Ни в сумерки никуда не уходит.

Сарбату - скорее всего, платан.

Приемы композиции. Города Ассиро-Вавилонии строились по регулярному плану, их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Улицы городов были вымощены каменными плитами. Население городов достигало 200 ООО че­ловек - Ниневия, Ашур.

Городскими доминантами являлись храмы в виде высоких ступенчатых башен, где верхнюю платформу занимал храм. Храмы отличались массивностью и монументальностью, так назы­ваемые зик-кураты, очень высокие ступенчатые башни, главенствующие над городом. Для дворцов также были характерны массивность и мону­ментальность. Они строились на высоких террасах-платформах.

Нижние части платформы по периметру озеленяли растениями, высаженные в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Предположительно под влиянием данной храмовой постройки стали создаваться в парках искусственные насыпные видовые холмы с беседками, а так же «висячие сады», самым известным из них являются «Висячие сады» Семирамиды.

Дворцы и жилые здания отличались от египетских. Отсутствовала продольная ось с последовательным развертыванием внутренних пространств. Большей ча­стью помещения, а также и внутренние дворы, располагались асимметрич­но, или применялось поперечное развертывание пространства.

Силуэт города очень своеобразен благодаря плоским крышам и верхним террасам зданий.

Данные раскопок, тексты и древние барельефы позволяют сделать определённые выводы относительно существовавших в Ассиро-Вавилонии садов. Кроме небольших садов, имелись крупные зелёные массивы, но бы­ли ли это парки в настоящем смысле этого слова, то есть с заранее обду­манной планировкой, пока неизвестно. Вероятнее всего, в древних текстах речь идет о заповедных лесах, об охотничьих угодьях. Однако в текстах сказано, что царь Саргон в VIII веке до н. э. построил около города Хореабада большой парк, посадив в нем вывезенные из других стран кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, мирт, а также плодовые дере­вья.

Как бы то ни было, судя по барельефам с изображением бытовых и охотничьих сцен, в садах имелись и парковые беседки. Иногда они распо­лагались на холме. Видны тщательная прорисовка деревьев и, что особен­но ценно, система полива на берегу водоема.

Об архитектуре и садово-парковом строительстве говорят сведения о периоде царствования одного из известных правителей Вавилона Навуходоносора.

Археологами была раскопана вымощенная огромными квадратными каменными плитами дорога. На нижней стороне каждой из плит высечена надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Правление Навуходоносора было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом — главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли).

Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. При Навуходоносоре Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. ГороПравобережная, западная, часть имела второстепенное значение, а в левобережной, восточной, были сосредоточены и южный за­мок, и другие важнейшие архитектурные сооружения. В южном дворце, расположенном около ворот богини плодородия Иштар, в северо­восточном углу находился знаменитый висячий сад.

Он женился на мидийской царевне Амитис, и, чтобы утолить ее тоску породным горам, возвел знаменитые "висячие сады"...Много строилось догадок относительно термина «висячие сады». Некото­рые исследователи, основывались на рассказах историков Геродота и Страбона, посетивших развалины Древнего Вавилона спустя 6-7 столетий по­сле его разрушения. Их описания не совсем правдоподобны, и современная наука лишь недавно почти окончательно разрешила загадку «восьмого чу­да» света. Благодаря раскопкам пришли к выводу, что сады были терраси­рованы, миниатюрны по размерам, требовали исключительно большого ухода и производили, вероятно, сказочное впечатление. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, в 600 г. до н.э. Навуходоносор приказал возвести "висячие сады". Интересно описание сада, сделанное на основании недавних архео­логических раскопок. Он состоял из ряда террас, постепенно уменьшаю­щихся к верхней своей части. Эта террасированная постройка граничила с севера с внешней крепостной стеной, с востока - с внутренней стеной, яв­ляющейся оградой территории дворца, с юга и запада террасированная по­стройка примыкала почти вплотную ко дворцу, и можно было из царских покоев переходить непосредственно к садам. Всего было четыре уровня, четыре террасы. Первая, нижняя, занимала площадь 45 на 40 м, вторая - 40 на 30 м, размеры двух других еще не установлены. Основой этих террас служила высокая платформа из сырцового кирпича с облицовкой из обож­женного кирпича. Внутри этой платформы находились подземные сводча­тые помещения, всего 14 маленьких комнат, расположенных симметрично по сторонам коридора, имеющего северо-восточное направление. Комнаты служили местом отдыха благодаря прохладе в знойные часы. В этой по­стройке обнаружены три колодца. Очевидно, из этих колодцев вода пода­валась вверх к садам при помощи подъемного устройства, которое имело вид цепи с сосудами. Отсюда вода распределялась между деревьями и кус­тарниками при помощи гончарных труб. Отработанная вода выбрасыва­лась в канал, параллельный крепостной стене. Вход на первую террасу был с западной стороны в виде лестницы, устроенной в толще стены платформы. Вход на вторую террасу - с южной стороны, посредством двух лестниц, сходящихся у площадки, располо­женной на главной композиционной оси. Вторая терраса соединялась с третьей и четвертой широкой центральной лестницей, занимающей также осевое положение. Лестница окаймлялась с двух сторон пандусами, по ко­торым стекала вода после полива. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.
Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов, так что земля всегда оставалась влажной.

Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.

Общая высота постройки не превышала 22 м и была на одном уровне с крепостной стеной. Высота первой, нижней, террасы равнялась 8 м, а второй - 13 м. Слой питательной земли на первых двух террасах достигал 2, а на верхних - 1 м. Предполагается, что первая и вторая террасы оформ­лялись деревьями, а выше росли лишь кустарники. Некоторые авторы, на­пример, Кольдевей и Кришен, предполагают, что количество террас было больше 4.

В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут в тени "висячих садов" он скончался в 323 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Но историческая память, накопленный опыт создания висячих садов сохранились и эстафетно были переданы последующим поколениям, благодаря восторженным описаниям висячих садов, оставленным современники Алек­сандра Македонского.

По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Гре­ции, Риме. В XVI—XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине II; он сохранился в Эрмитаже до сих пор

Памятником городской и садово-парковой архитектуры являются Ворота Иштар в Вавилоне, перестроенные при Навуходоносоре, - громадная полукруглая арка, ограниченная по сторонам гигантскими стенами и выходящая на довольно длинную дорожку для шествий, вдоль которой справа и слева также тянулись стены. Построено все это из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Для пущего великолепия стены ворот и дорожки покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают ряды степенно шествующих львов. Стены ворот сверху донизу покрыты перемежающимися рядами изображений двух других животных. Одно из них - мощный бык свирепого вида, второе... вот тут-то и начинается зоологическая головоломка.

Обычно это второе животное называют вавилонским драконом, и это тот же самый зверь, который фигурирует под таким же наименованием в Библии.

Сооружение впечатляет, и неудивительно, что царь Навуходоносор, который перестраивал ворота Иштар, очень гордился ими. Когда работы завершились, он составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. С присущим той эпохе отсутствием скромности надпись сообщала в своих первых строках: "Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука (верховного бога вавилонян), высший правитель Города, любимый Небом (сыном Мардука, верховным богом соседнего города Ворсиппа), хитроумный и неутомимый... всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополасара, царя вавилонского...".

К стати отметим, что ворота Иштар были отреставрированы и сохранились до наших дней.

Подводя итог можно сказать, что, в отличие от египетского, плоского, регулярного са­да с его декоративными бассейнами и необычной симметрией плана, в Ас­сиро-Вавилонии существовал террасированный сад, представлявший собой также регулярную композицию, удачно вписанную в дворцовую постройку и общий силуэт города.

Рассматривая садово-парковое искусство Ближнего Востока и Передней Азии, нельзя не описать сады древнего Иерусалима во дворце царя Соломона (X в. до н. э.). В описаниях упоминается, что этот дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальма, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами.

Таким образом, подводя итог нашего краткого знакомства с садово-парковым искусством Ассиро-Вавилонии и Леванта, отметим, что характерными особенностями садово-паркового искусства являются:

· Развитие композиции проходило не по продольной оси, а применялось поперечное развитие пространства;

· Ступенчатые храмовые постройки породили в парках искусственные насыпные видовые холмы с беседкой наверху;

· Создание «висячих садов» на искусственных террасах;

· Первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков;

· Создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).·

Сады Ассиро-Вавилонии подразделялись на следующие типы:

- сады правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;

- охотничьи и увеселительные парки или леса;

- «висячие сады»

Персия

Персия — родина розы, сирени, тюль­пана, лилии и нарцисса — исстари славилась небывалой красотой своих роскошных садов. Кир II, основатель персид­ской империи Ахеменидов (конец 600 — 330 гг. до н. э.), был едва ли не первым из известных нам персидских садоводов. Он прекрасно вла­дел всеми тонкостями этого древнего искусства и даже посадил сад в Сардах, столице завоёван­ной им древней Лидии.Именно Киру приписывают авторство планировки шахар-багх («четыре сада»), лёгшей | в основу персидских садов, хотя, судя по археологическим данным, регулярные сады существовали задолго до него. По легенде, потомок Кира Ксеркс I, направляясь в Сарды, был настолько поражён чинарой, посаженной ещё Киром I, что развесил на её ветвях золотые цепи и брас­леты, прежде чем двинуться дальше. '

В столице империи Сасанидов (III — середина VII в. н. э.) Ктесифоне по сей день сохранились величественные руины дворца Так-и-Кесра, «Арка Хосрова». Неког­да в глубине огромного зала высился трон царя царей, а на полу лежал затканный драгоценными каменьями ковер «Сад Хосрова». По преданию, был он так велик, что когда завоевавшие Ктесифон арабы разрезали его, каждому воину достался кусок уникального ковра.

Сады создавались не только в реальном, но и в духовном пространстве, выражая представления об идеальном состоянии, а также передавая глубокое, мистическое ощущение связи с природой. Сад как бы становился моделью космоса, и в нём должны были соблюдаться принципы соразмерности всех элементов, имеющих строгие геометрические очертания.

В персидских садах рядом с прямыми каналами сооружали водоёмы слож­ных очертаний, склоны холмов украшали террасами с водяными каскадами, а цветы, словно живой ковёр, покрывали землю. В центре сада на пересечении главных аллей часто строили беседку, павильон или даже дворец. Архитектурные формы отличались лёгкостью и изяществом, а интерьеры были внутренне связаны с садовым окружением.

Сад, обнесённый высокими стенами, ориентировался по сторонам свеча и рассекался четырьмя каналами. Размещение растений должно было про­изводить впечатление природной естественности. Некоторые из них имели символическое значение и выращивались в саду именно в этом качестве.

Прямоугольные участки засаживались, как правило, фруктовыми деревьями Взаимно перпендику­лярные узенькие каналы образуют геометрическую сетку плана. Прямо­угольные участки между каналами оформлялись газонами, цветами и сво­бодно посаженными деревьями, в тени которых можно было отдыхать. Породы деревьев, судя по персидским миниатюрам, подбирались часто по закону контраста; к примеру, около высокого стройного и темного кипари­са сажали миндальное деревцо. В садах широко использовали гранат, абрикос, миндаль, вишню, сливу, а границы сада определяли ряды тополей или платанов.

По этим сведениям, сады отличались художественным совершенством и назывались «парадиз» (рай). К сожалению, единственным источником, позволяющим судить о садово-парковом искусстве Древней Персии, является персидский ковер с изображением сада очень регулярной планировки.

Роскошный восточный сад чаще всего можно увидеть на миниатюрах: реальность здесь сливается с вымыслом и символикой, а природа как ниг­де выявляет свои животворные силы. Самый излюбленный сюжет пер­сидских миниатюр — прекрасный принц, сидящий на ковре среди чинар, кипарисов и персиковых деревьев. Рядом с принцем нередко изображалась красавица, подносящая ему чашу вина. Сад служил прекрасным фоном для любовных сцен и отдыха изнеженных знатных юношей и девушек.

Пред­ставление о персидских садах XII в. даёт и поэма Низами Гянджеви «Лейла и Меджнун» (1188 г.).

Наши рекомендации