Подъемно-опускные площадки
Простейшим видом перемещающейся площадки является так называемый «люк-, провал», рассчитанный на подъем и спуск одного человека. Отподъемно-опускных площадок люк-провал отличается тем, что его рабочая площадка не может подниматься выше уровня сцены. Эта конструкция рассчитана только на опускание, проваливание небольших участков планшета.
Классическая схема люка-провала приведена на (рис. 24). Деревянная площадка люка перемещается в жестких шпунтовых направляющих посредством веревки или троса, прикрепленного одним концом к неподвижным конструкциям, а другим — выведенным к верхнему обводному блоку. Для облегчения подъема в приводную систему вводятся противовесы. Запасовка тросов на площадках большей грузоподъемности производится по полиспастной системе в сочетании с противовесами. Расчетный вес контргруза составляет примерно половину предполагаемой грузоподъемности площадки. Полиспасты сокращают длину пути контргруза, увеличивая рабочий ход площадки, что имеет особенное значение при невысоком одноэтажном трюме.
Люки-провалы и небольшие опускные площадки предназначаются главным образом для осуществления различного рода сценических эффектов, таких, как знаменитое «таяние Снегурочки», появление Мефистофеля, накрытых столов в виде «скатерти-самобранки» и пр. Для вертикального перемещения декораций и изменения рельефа сцены применяются стационарные подъемно-опускные устройства.
¶ |
Рис. 22. Поворотное кольцо:
1 — бетонная эстакада; 2—каток кольца; 3—. балка-рельс каркаса; 4 — тросодержатель;
5 — настил; 5 — поперечная балка каркаса; 7 — головка винта; 8 — клещевой захват;
9 — полоса; 10 — круг; 11 — каток круга; 12 — центрирующий каток
Рис. 23. Кольцо накладное:
а— общий вид; б и в — центровка кольца;
1-настил; 2 — каркас кольца; 3-каток; 4 — ребордный ролик; 5 — трубчатый рельс; 6 — центрирующий каток
¶ Подъемно-опускная механизация сцены осуществляется двумя способами: перемещающимися планами и отдельными площадками. В первом случае каждый игровой план сцены поднимается или опускается на определенный уровень. Подъемные планы — сложные устройства, требующие мощных приводных механизмов и сложных подъемных систем. Отдельные перемещающиеся площадки не требуют большой высоты подъема и легче по конструкции.
Подъем и спуск отдельных частей планшета сцены осуществляются различными способами. Наибольшее распространение получили винтовые подъемники, о которых шла речь выше. В случае, если планшет сцены не имеет врезного круга, может быть применена и обратная схема — винты прикрепляются к площадке и являются ее опорами, а приводные гайки установлены на своих фундаментах и жестко соединены с приводным механизмом.
Помимо шпиндельных (винтовых) способов перемещения площадок применяются шарнирно-выжимные системы (рис.25). Подъемная площадка опирается на балки, соединенные между собой для жесткости поперечными связями. Подъем площадки производится горизонтальным перемещением каретки, которая своими катками упирается в криволинейные стальные пластины, закрепленные на балках. При движении кареток от центра площадки к ее краям катки выжимают пластины и поднимают опорные балки. Площадка при этом поднимается вверх. Вращение стягивающего винта и движение каретки производится электродвигателем. Фиксация площадки на определенном уровне механическая. Запорные устройства закрепляют площадки, разгружая подъемные балки. К недостаткам этой, пока еще полностью не разработанной, системы относится ограниченность рабочего хода и грузоподъемности.
Предельная скорость для всех типов подъемно-опускных площадок равна 0,75 м/сек.
Электрический привод завоевал прочные позиции в механизации сцены, но в последнее время многие театры стали вновь и вновь возвращаться к гидравлическим системам, которыми в начале века были оборудованы многие сцены европейских театров. Дело в том, что старые системы не позволяли централизовать управление всеми механизмами. Каждое приводное устройство управлялось своими вентилями, находящимися непосредственно у привода. Поэтому для управления механизмами сцены требовалось большое количество обслуживающего персонала. Теперь в гидравлические механизмы стали вводиться электрические и электронные системы дистанционного управления.
Рис. 24. Люк-провал
Гидравлический привод отвечает самым главным требованиям театра: бесшумен в работе, имеет, по существу, неограниченный диапазон плавного изменения скорости, обладает достаточной степенью надежности. Вопрос о наиболее выгодном составе рабочей жидкости пока еще не разрешен в полной мере. Дело в том, что применение воды усложняет производство гидросистем, но зато гарантирует пожаробезопасность. Более компактные масляные приводы не вполне пригодны для театра, в силу противопожарных и санитарно-гигиенических требований. В настоящее время разрабатываются специальные эмульсии и гидросистемы для опробования их в театральной практике.
¶ |
Рис. 25. Подъемно-опускная площадка выжимного типа: 1— редуктор; 2 — винт; 3 — каретка; 4 — пластина; 5 —опорная балка; 6— площадка |
¶ Принципиальное устройство театральных гидроприводов состоит в следующем. В трюме сцены устанавливаются гидравлические цилиндры, в основании которых имеются штуцеры для впуска нагнетаемой жидкости и выпускные клапаны. Большая или меньшая скорость движения рабочего поршня, перемещающегося по цилиндру, зависит от количества жидкости, впускаемой в цилиндр и выпускаемой из него в единицу времени. Головки штоков поршня непосредственно прикрепляются к поднимаемой конструкции или передают движение через промежуточные исполнительные механизмы. Так, например, гидропривод может вращать барабан, на который наматываются тросы, поднимающие или опускающие площадку. Для этого на оси барабана насаживается звездочка, и гидропривод вращает ее при помощи цепной передачи. При непосредственной передаче усилия количество цилиндров, устанавливаемых для одной площадки, зависит от ее размеров. Широкие площадки имеют по четыре цилиндра, узкие монтируются на двух. Каркас площадки выполняется в виде мощных мостоферм, допускающих большие свободные, безопорные пролеты. Фиксация подъемников на заданном уровне осуществляется механическими запорными устройствами, полностью разгружающими гидравлические плунжера.
В Советском Союзе гидравлическая система пока еще не получила широкого распространения. Первая гидравлическая установка была смонтирована в 1925 году на сцене Одесского оперного театра. Подобные устройства имеются на сценах Львовского театра оперы и балета, Драматического театра им. Кингисеппа в Таллине и некоторых других. Подавляющее же количество театральных сцен страны оборудовано подъемно-опускными площадками шпиндельного и тросового типа на электрическом приводе, который менее сложен как в устройстве, так и в эксплуатации.
Накатные площадки
Накатные площадки или, как их иначе называют, фурки служат для перемещения строенных декорационных комплексов. Стационарные площадки размещаются в карманах сцены и на арьерсцене. Размеры фурок стационарного типа определяются размерами портального отверстия. Обычно их длина равна или несколько превышает ширину портала, а ширина занимает примерно одну треть глубины сцены. Таким образом, фурка представляет собой самостоятельную передвижную сцену, перекрывающую портальное отверстие и несущую полное оформление одной картины спектакля. Монтировочные возможности фурок расширяются введением в их каркас люковых отверстий, размеры которых совпадают с подъемно-опускными площадками основного планшета, и разбивкой всей конструкции на отдельные составные части. В одних случаях фурка может использоваться целиком, в других — отдельными секциями, разнообразными по размерам и форме. Как правило, фурки, находящиеся в карманах сцены, разбиваются на секции по разным направлениям. Если одна фурка разрезана на части по линиям, параллельным рампе, то вторая составляется из секций, перпендикулярных к ней. Кроме этого, каждая секция может быть разрезана по длине. Наклон фурочного планшета в сторону зрительного зала осуществляется при помощи винтовых домкратов, либо рычажной системой сфиксацией угла наклона подпорными брусками.
Металлический каркас и дощатый настил фурок строится исходя из норм и правил устройства настила и каркаса врезного круга и основного планшета сцены. Люковые отверстия закрываются съемными щитами, а остальная часть зашивается сплошным настилом. Ходовая часть фурок состоит из катков, имеющих стальной, резиновый или пластиковый обод. Для того чтобы катки не изнашивали планшет и ход фурки был ровным, в настил сцены врезаются по направлению движения бруски из твердых пород дерева с минимальным количеством стыков. Все стационарные накатные площадки должны иметь устройства для точной фиксации направления движения. Направляющие фурок выполняются колейными рельсами, врезанными в планшет сцены, и зубчатыми рейками. Конструкция направляющих устройств не должна допускать ни малейшего отклонения фурки от заданного направления при минимальной ширине планшетных колей. Здесь применяются направляющие ножи, иногда снабженные горизонтальными роликами, упирающимися в вертикальные стены колеи, ребордные колеса и просто катящиеся по прорези катки.
Рис. 26. Схема привода стационарной накатной площадки:
1— лебедка; 2 — трос; 3 — направляющий блок; 4—планшет сцены; 5 — настил; 6 — каркас площадки;
7 —направляющий нож ведущий; 8 — каток; 9 — направляющий нож ведомый
Приводная установка стационарных фурок большей частью основывается на применении электромеханических лебедок. Электропривод устанавливаете отдельно от фурки или встраивается в ее каркас. Отдельно стоящая силовая установка соединяется с фуркой посредством тросов. Для того чтобы фурка двигалась в обоих направлениях, необходимо два тяговых троса, закрепленных к обоим концам площадки. Трос, прикрепленный к переднему концу фурки, пропускается через блок, установленный под планшетом сцены, и проводится в обратном направлении к лебедке (рис. 26). Второй трос прямо наматывается на барабан привода. Намотка обоих тросов на барабан производится в разных направлениях, так, чтобы при вращении барабана в сторону наматывания одного троса другой разматывался. Тяговые тросы, проложенные поверх планшета сцены, создают определенную опасность для работающих на сцене людей. Поэтому в стационарных, да и временных устройствах тросовую систему стараются спрятать под настил сцены или использовать для этого направляющие колеи.
Тросовая система может быть заменена шарнирной цепью. Плоская цепь, составленная из шарниров — соединенных между собой пластин, — врезается в планшет сцены по линии движения площадки. Она же одновременно выполняет функцию направляющей дороги. Другим удобством этой системы является возможность быстрого присоединения к приводу любой сценической фурки. Для этого нужно только в одно из звеньев цепи вставить стальной вкладыш, соединяющий цепь с каркасом фурки.
Наиболее распространенной является установка движителя в самой конструкции площадки по системе «мотор—колесо». В каркас фурки встраивается несколько электромоторов с червячными редукторами, тихоходные валы которых жестко связываются кинетической передачей с осями ведущих колес. Применение нескольких приводов для одной площадки объясняется следующими причинами. Передвижные площадки имеют ограниченные габариты, поэтому важно в небольшом пространстве разместить приводной агрегат. Увеличение количества этих агрегатов ведет к уменьшению мощности каждого из них, а следовательно, и их размеров. Это во-первых. Во-вторых, вследствие неравномерной нагрузки по всей площади фурки и неровностей планшета отдельные катки не имеют достаточного сцепления с полом сцены. Увеличение количества катков уменьшает возможность их пробуксовки. И наконец, данная система повышает степень надежности работы — с выходом из строя одного или даже двух двигателей фурка продолжает движение.
Подача электроэнергии на силовые установки осуществляется посредством волочащегося кабеля. А выравнивание плоскости фурки до уровня планшета — опусканием соответствующих подъемно-опускных площадок.
¶ Глава 3