Данные по благоустройству территории (существующие коммуникации, дорожная сеть, сооружения)
Озеленение территорий и участков улиц является частью комплексной задачи архитектурно-планировочной организации пространства. Для этой цели разрабатывают планировочную транспортно-пешеходную схему передвижения, систему озеленения и цветочного оформления с учетом визуальной информации и ориентации в городской среде, её колористики, архитектуры застройки.
Элементами озеленения магистралей и улиц являются газоны, цветники, деревья и кустарники. Они размещаются в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части, между проезжей частью и тротуаром, на «островках» у перекрестков, у входов в общественные и торговые здания, вблизи домов, в отступах от красной линии, в палисадниках. Вот основные типы садово-парковых насаждений: ряды деревьев, живые изгороди, небольшие компактные группы деревьев и кустарников, одиночные экземпляры растений, участки газона, цветники.
Основная задача заключается в гармоничном и композиционном сочетании растительности с элементами благоустройства, с мощением тротуаров, со светильниками, указателями, павильонами, с архитектурой застройки.
При разработке проектных решений по озеленению и благоустройству необходимо учитывать три основные группы факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.
К первой группе относят солнечную радиацию, температуру и относительную влажность воздуха, его движение. Насаждения могут регулировать поток солнечной радиации. Особенно важно ограничение прямой солнечной радиации на пешеходных тротуарах в полуденное время. С этой целью можно использовать деревья с плотными кронами - вяз шершавый, липа крупнолистная. Для снижения солнечного облучения при более низком стоянии солнца - до 9 и после 15 часов - могут быть использованы деревья со сквозистыми и ажурными кронами.
С помощью насаждений на улицах и магистралях можно частично ослабить силу ветра. На сильно продуваемых участках рекомендуется предусматривать ветрозащиту из 2-7 рядов деревьев с ажурностью 30...40 %. Скорость ветра снижается также при размещении групп деревьев - лучше ажурной конструкции - в сочетании с группами кустарников.
Ко второй группе антропогенных факторов относятся: загазованность, запыленность воздуха, шум, вибрация, механические повреждения растений, переуплотнение почвы. Установлено, что насаждения способны уменьшить содержание вредных примесей в воздухе. Насаждения эффективно аккумулируют пылевидные примеси, отфильтровывая их из воздуха. Уровень запыленности эффективно снижают плотные изолирующие посадки деревьев и кустарников. Наиболее эффективны растения, имеющие шершавые листья, такие, как вяз и покрытые тонкими ворсинками - сирень, кизильник и др., а также хвойные.
На магистралях с интенсивным движением для защиты от шума пешеходных тротуаров являются полосы насаждений между тротуаром и проезжей частью шириной не менее 10... 15 м, состоящие из нескольких рядов деревьев и кустарников. При этом ряды должны быть расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы кроны не смыкались. На магистралях районного значения между тротуаром и проезжей частью предусматривают полосы шириной не менее 6...8 м.
При проектировании насаждений на магистралях и улицах необходимо строго придерживаться расстояний между деревом и сетями коммуникаций, стенами зданий, оградами и т. п. Важное значение имеют размещение растений в пространстве и расстояние между ними. Необходимо учитывать развитие крон деревьев в возрастной динамике и учитывать их биологические особенности роста и развития.
Плотность размещения деревьев составляет, как правило, в пределах 150... 180 шт. на 1 га и количество кустарников 1 500...2 000 шт. В то же время на ряде участков улиц и магистралей для раскрытия перспектив на архитектуру зданий плотность посадок следует уменьшать. Необходимо исходить из конкретных условий и назначения того или иного участка магистрали или улицы. Для озеленения магистралей и улиц применяют исключительно крупномерный посадочный материал (IV группа для деревьев, высота 4,5 м).
Минимальное расстояние от деревьев и кустарников до сооружений - деревьям с диаметром кроны не более 5 м (Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01.2000 г.)
Сооружения, здания, коммуникации | Расстояния от оси растения, м | |
дерева | кустарника | |
От наружных стен зданий и сооружений | 1,5 | |
От осей трамвайных путей | ||
От края тротуаров и садовых дорожек | 0,7 | 0,5 |
От края проезжей части улиц, кромок укрепленных полос, обочины дорог и бровок канав | ||
От мачт и опор осветительной сети, трамвая, колонны галерей и эстакад | - | |
От подошвы откосов, террас и др. | 0,5 | |
От подошвы и внутренней грани подпорных стенок | ||
От подземных сетей: газопровода, канализации | 1,5 | _ |
теплопровода, трубопровода, теплосетей | ||
водопровода, дренажей | - | |
силовых кабелей и кабелей связи | 0,7 |
Для разработки проекта благоустройства и озеленения территорий и участков магистралей и улиц необходимо иметь представление об их оборудовании и коммуникациях. Коммуникации на магистралях и улицах размещаются как на поверхности, так и в подземной их части, под поверхностью проезжих частей, под тротуарами, полосами, где предусматриваются насаждения.
Подземные сети и коммуникации. Важными элементами являются подземные коммуникации, закладываемые под магистралями и улицами на определённой проектной глубине. Все подземные сети подразделяются на городские, магистральные, разводящие уличные; микрорайонные, внутренние, обслуживающие микрорайон; домовые вводы и присоединения. При проектировании улиц и магистралей необходимо учитывать поперечный профиль. Под проезжей частью, тротуарами и озеленяемыми полосами размещают подземные коммуникации: трубопроводы водо-, тепло- и газоснабжения; кабели высокого и низкого напряжений, а также слабого тока- телефонные, телеграфные и др.; коллекторы для совместной или раздельной прокладки трубопроводов и кабелей. На магистралях укладываются магистральные каналы городской канализации (ГК), городского газопровода (ГТ), городского водопровода (ГВ), городская теплосеть (ГТС), городские кабели (ГК). На жилых улицах прокладывают местные каналы подземных коммуникаций. Прокладка сетей может быть раздельной и совмещённой, в специальных коллекторах. Совмещённая прокладка сетей более экономична; объём земляных работ по сравнению с раздельной прокладкой сетей уменьшается в среднем на 30 %. В общей траншее размещают трубопроводы водопровода, канализации, газопровода и водостока. Наиболее прогрессивный приём - укладка сетей в специальные коллекторы из бетона.
Для эксплуатации всех сетей строят специальные сооружения - водозаборные станции, газорегуляторные пункты (ГРП), понизительные подстанции и ТЭЦ, автоматические телефонные станции (АТС), трансформаторные подстанции (ТП) и др.
К элементам внешнего благоустройства магистралей и улиц относятся - объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, наземные туалетные кабины, остановочные павильоны. Важным элементом является - урны, специальные малоёмкие контейнеры, устанавливаемые у входов в подземные переходы, в общественные здания и жилые дома, у остановок транспорта, у скамей для отдыха. Интервал между урнами или малыми контейнерами должен составлять: в центре города — не более 60 м, на пешеходных трассах магистралей и улиц - не более 100 м. Расстановка урн не должна мешать передвижению пешеходов и проезду инвалидных и детских колясок.
Важными инженерными характеристиками улиц и магистралей являются продольные и поперечные уклоны, конструкции покрытий проезжих частей и тротуаров. Организация стока воды, как правило, обеспечивается устройством открытой и закрытой систем водоотводящих устройств. Сток воды происходит сначала по поперечному уклону покрытия проезжей части, и затем вода устремляется далее по продольному уклону открытого лотка параллельно оси улицы в водоприемные колодцы, установленные через каждые 150...300 м, и попадает в закрытую водосточную сеть.
Озеленение тер-рии жилой застройки относится к насаждениям ограниченного пользования и включает микрорайонный сад (если есть свободный участок), зел. насаждения при группах жилых домов, по проездам и пешеходным аллеям, озеленение участков детских дошкольных и школьных учреждений, защитные посадки вокруг спорт.и хоз. площадок, у автостоянок и гаражей. По сущ-щим нормативам суммарную площадь зеленых насаждений на 1 чел-ка рекомендуется принимать в зависимости от этажности зданий в след. пределах: 2-3-этажа – 19-15 м2, 4-5-этажные — 14-11, 6-8-этажные- 10,5-9, 9-12-этажные — 8,5—8, 16-этажные — 7 м2.
При разработке проектов озеленения тер-рий жилой застройки необходимо предусматривать трассировку осн. пешеходных аллей по кратчайшим расстояниям от жилых зданий до центров тяготения — школ, садов-яслей, торговых центров, остановок и пр., а также площадки для отдыха взрослых и детские площадки с учетом необходимой инсоляции.
Участки детских яслей-садов озеленяются для создания благоприятных микроклиматических и санитарно-гигиенических условий. По границам участка устраивается защитная полоса из двухрядных посадок дер-в и куст-ов. Групповые площадки и площадки для занятий физкультурой также отделяются друг от друга зелеными насаждениями. В балансе тер-рии яслей-садов зел. насаждения занимают до 80 % тер-рии (на участке не д. б. растений с ядовитыми плодами и колючками).
Участки школ, площадь кот. зависит от кол-ва учащихся, озеленяются по периметру тер-рии, у спортплощадок, а также создаются уголки для отдыха и занятий. Обычно зел. насаждения в совокупности с дорожками, площадками для игр и отдыха занимают около 70 % общей тер-рии.
Насаждения на улицах относятся к категории насаждений общего пользования. В среднем общая норма насаждений на улицах на 1 жителя составляет 4,5 м3. Она колеблется в зависимости от величины города, климат-х условий, степени благоустройства городской тер-рии.