Водоотводные сооружения
7.6.1Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размывов, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство кюветов, канав, лотков, быстротоков, поглощающих колодцев).
7.6.2 Кюветы следует устраивать в выемках и у малых насыпей для сбора и отвода воды, стекающей с поверхности земляного полотна, а также для приема воды, поступающей из дренажных устройств дорожной одежды. Глубину кювета следует назначать на 0,1–0,2 м ниже устья дренажных устройств или низа дренирующего слоя дорожной одежды в точке выхода его на откос. При отсутствии дренажа глубина кювета, считая от бровки земляного полотна, в зависимости от вида грунтов должна составлять, м, не менее:
0,3 — в непылеватых песках;
0,6 — в непылеватых супесях;
0,8 — в суглинках и глинах;
0,9 — в пылеватых грунтах.
7.6.3 Дно кювета должно иметь продольный уклон не менее 5 ‰ и в исключительных случаях — не менее 3 ‰. Для канав, расположенных на расстоянии не менее 4 м от подошвы насыпи, допускается уклон дна не менее 1 ‰.
Наибольший продольный уклон водоотводных сооружений следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы.
7.6.4 На дорогах I-а, I-б, I-в и II – IV категорий на участках насыпей высотой более 3 м, при продольных уклонах более 30 ‰, а также у вершин вогнутых кривых в продольном профиле с радиусом 8000 м и менее следует предусматривать мероприятия против размыва обочин и откосов.
7.6.5 Вероятность превышения расчетного паводка при проектировании водоотводных канав, кюветов, лотков, быстротоков следует принимать, %:
— для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий — 2;
— то же III и IV категорий — 3;
— “ V категории — 4.
При проектировании водоотводных сооружений для отвода воды с поверхностей мостовых сооружений и дорожного полотна вероятность превышения следует принимать, %:
— для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий — 1;
— то же III и IV категорий — 2;
— “ V категории — 3.
7.6.6 Грунтовые и поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами.
7.7 Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные
геотехнические конструкции
7.7.1 Типы укреплений откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать условиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию дорожных сооружений.
7.7.2 Подтопляемые откосы насыпей следует защищать от волнового воздействия, а также от гидростатического и эрозионного воздействия воды соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укрепления допускается выполнять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса следует определять расчетом в зависимости от гидрологических и климатических условий и вида грунта насыпи.
7.7.3 Защитные и удерживающие сооружения, применяемые при возведении земляного полотна, следует проектировать индивидуально на основе требований П2 к СНиП 2.05.02.
Дорожная одежда
Общие положения
8.1.1 Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге
и обеспечивать расчетную скорость, безопасность и комфортабельность движения транспортных средств. Это достигается обоснованным выбором и проектированием дорожной одежды и покрытия проезжей части, укрепленных и разделительных полос.
8.1.2 Выбор типа дорожной одежды и материала покрытия следует производить в зависимости от категории дороги в соответствии с таблицей 22. Изменение области применения дорожных одежд по сравнению с данными таблицы 22 допускается после технико-экономического обоснования принятого решения.
Таблица 22
Тип дорожной одежды | Вид покрытия, материал и способ укладки | Категория дороги |
Капитальный | Монолитный цементобетон | I-а, I-б, I-в, II – V |
Сборный железобетон | IV, V | |
Асфальтобетон щебеночно-мастичный; асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемых в горячем и теплом состоянии | I-а, I-б, I-в, II | |
Асфальтобетон из плотных смесей марки II, укладываемых в горячем и теплом состоянии | III, IV | |
Облегченный | Асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемых в холодном состоянии | III, IV |
Асфальтобетон из плотных смесей: марки III, укладываемых в горячем и теплом состоянии, марки II, укладываемых в холодном состоянии; каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, на дороге, пропитки (полупропитки), органо-минеральные смеси | IV, V | |
Переходный | Щебеночное покрытие из щебня прочных пород, устроенное по способу заклинки без применения вяжущих; грунты и малопрочные каменные материалы, укрепленные вяжущими; мостовые; щебеночно (гравийно)-песчаные смеси | |
Низший | Грунты, укрепленные или улучшенные различными местными материалами | V |
Примечание — На дорогах IV категории, относящихся к республиканским, следует предусматривать дорожную одежду капитального типа. Дорожную одежду облегченного типа следует предусматривать на республиканских дорогах при расчетной интенсивности движения менее 1000 ед/сут и на местных дорогах; дорожную одежду переходного типа допускается устраивать при расчетной интенсивности движения менее 500 ед/сут. |
8.1.3 Дорожные одежды по сопротивлению нагрузкам от транспортных средств и характеру деформирования следует подразделять на две группы: жесткие и нежесткие.
К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие цементобетонные монолитные или сборные покрытия, а также основания из цементобетона. Нежесткие одежды состоят из асфальтобетона, из каменных материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью и другими вяжущими, в том числе на основе отходов производства (зола уноса, шлак, цементная пыль
и др.), а также зернистых материалов (щебень, гравий, шлак и др.).
8.1.4 При конструировании дорожной одежды следует руководствоваться следующими принципами.
8.1.4.1 Вид покрытия, конструкция дорожной одежды в целом должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения.
8.1.4.2 Конструкция одежды должна учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, обеспечивать эффективное осушение и морозоустойчивость.
8.1.4.3 Материалоемкость и энергоемкость дорожных и транспортных составляющих, определенные по сумме приведенных капитальных вложений, должны быть минимальными.
8.1.4.4 При назначении конструкции дорожной одежды необходимо учитывать региональный опыт строительства и эксплуатации дорог, уделяя особое внимание новым конструктивным решениям, прошедшим опытную проверку.
8.1.5 Дорожную одежду укрепленных полос следует принимать, как правило, такой же конструкции, как и проезжей части. В случае, если конструкция отличается, ее следует рассчитывать на нагрузку от интенсивности движения, соответствующую 1/3 расчетной.
Дорожная одежда остановочной полосы должна быть капитального или облегченного типа и рассчитана на статическую нагрузку от наиболее тяжелого автомобиля при единичном нагружении.
Поверхность остальной части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных материалов, обеспечивающих устойчивость земляного полотна.
8.1.6 Для автомобильных дорог с расчетной интенсивностью движения 3000 ед/сут и более, а также на участках применения допускаемых расчетных скоростей (по таблице 4) при интенсивности движения 1000–3000 ед/сут следует применять покрытия, обеспечивающие более высокие коэффициенты сцепления шин с поверхностью проезжей части (из щебеночно-мастичных и плотных асфальтобетонов типов А, Г и Б по СТБ 1033 — с использованием щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород), а также поверхностные обработки.