Архитектура Греции периода эллинизма

Период культуры эллинизма. Культура обусловлена деятельностью Александра Македонского – объединение Греции и земель государств Восточных деспотий. Архитектура эллинизма как синтез архитектуры Древней Греции (классической архитектуры) и архитектуры Восточных деспотий. Появление новых типов зданий. Строительство и реконструкция городов. Принципы использования ордера.

ОТВЕТ:

Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.

Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).

В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл. Скульптура или скульптурный рельеф используются с целью придания архитектуре большой пластической насыщенности и богатства. В ряде случаев они приобретают настолько самодовлеющее значение, что оказывают решающее влияние на композицию здания и построение его архитектурных элементов (Пергамский алтарь Зевса, башня Ветров). Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III—I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры.

Эллинистическое искусство оставило большой след в истории человеческой культуры, и самое большое его достижение заключалось в том, что этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа.

Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культурным центром всего эллинистического мира, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.

В области строительства новых типов сооружений эпоха эллинизма, хотя и не делает существенного вклада, за исключением библиотек, дворцов монархов и некоторых видов культовых (монументальные алтари и гробницы) и инженерных (гавани, маяки) сооружений, но приводит к существенному обновлению ранее сложившихся, особенно таких общественных зданий, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.

В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система:

Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются, друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками (там же).

Коринфский «ордер» не получает еще широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Олимпейон в Афинах, достроенное уже в эпоху господства римлян. В коринфскую капитель часто вводятся элементы восточных стилей: например египетского в Башне Ветров в Афинах или персидского в так называемом портике Быков на острове Делосе; в композицию коринфских капителей пропилей в Элевсине были введены изображения крылатых грифонов с туловищем льва. Проникание этих элементов в классическую систему греческого ордера свидетельствует об обратном влиянии восточного искусства на греческое. Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в ее верхней части (около 2/3 высоты).

Широкое и разнообразное применение получают перистили, т. е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.

Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к ее высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах — до 1/10).

Стройность и легкость колонн сочетается со значительным расширением интерколумниев до 4 D в перистильных композициях и до 3,5 D в периптеральных. Высота капителей и антаблемента в ордерах также значительно уменьшается. Детали ордеров, особенно в перистилях, отличаются изяществом и утонченностью архитектурной проработки, сложностью очертания обломов, тонкостью профилировки и орнаментальных порезок, близкой по своему характеру к проработке деталей интерьера.

Обработка квадровой стены при помощи членения ее ордером пилястр или полуколонн получает в эллинистический период почти такое же широкое распространение, как и перистиль.

В отношении материалов и конструкций эллинистическое строительство мало чем отличается от строительства предшествующей эпохи, если не считать усовершенствования транспортных и грузоподъемных механизмов и более широкого применения разнообразных облицовочных материалов. Известны также единичные примеры клинчатых арок и цилиндрических сводов.

В прямой связи со строительством богатых жилых домов, дворцов и вилл находится развитие садово-паркового и прикладного искусств — декоративной скульптуры, резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, металлопластики, терракотовых статуэток, посуды и мебели. Особенно славилась своими обширными и великолепными парковыми ансамблями, расположенными в центре города, Александрия Египетская (Мусейон и роща Дикастериона) и Антиохия в Передней Азии с ее известным всему греческому миру парком Дафны, достигавшим 80 стадий в окружности (около 15 км). Парки эллинистических городов украшались фонтанами, бассейнами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками и т.п.

Значителен вклад эллинизма в развитие новых форм синтеза искусств в архитектурных ансамблях и в отделке интерьера жилых и общественных зданий. Эллинистические мастера более свободно сочетают скульптуру и живопись с ордерными композициями и стеной не только во фризах, фронтонах и метопах, но и в других частях зданий (цоколи, интерколумнии, базы колонн, глухие балюстрады). Большого богатства и разнообразия достигла декоративная отделка стен и полов жилых зданий живописью и цветной мозаикой со сложными орнаментальными и сюжетными изображениями.

Наши рекомендации