Структура визуального текста
(в графическом дизайне) — различные геометрические формы, шрифтовые композиции, как правило, беспредметные ситуации, в которых скрыто содержание визуального текста через соотношение и порядок элементов (непрерывность, ритм, симметрию и т.д.). Эти пространственные и цветовые отношения, будучи вычлененными из графической композиции, являются смыслооб-разующими элементами сообщения.
При освоении специфики профессиональных средств дизайнеры-графики выявляют совершенно новые возможности их использования и выдвигают новые задачи визуальной коммуникации. Владея азбукой визуальных форм и организацией таких композиционных состояний, как «равномерное-неравномерное», «сгущенное—разреженное», «уравновешенное—неуравновешенное», «симметричное—несимметричное» и других, дизайнеры-графики осуществляют визуализацию сложных тем и абстрактных понятий, которые раньше были вне их поля зрения.
СУПЕРГРАФИКА — изобразительное решение, «наложенное» но самостоятельно существующий объемно-пространственный объект (сооружение, изделие, поверхность), основанное на контрастном или согласованном взаимодействии структурно-морфологической базы изображения, вызывающем визуальное ощущение принципиально новой формы или пространства.
С. все чаще используется в формировании гармоничной, комфортной
Суперграфика:
о — графическое панно на станции метро, (анновер; 6— декоративный бассейн и роспись вентиляционной шахты, плато Дефанс. Париж; в — административное здание в Портленде. США. М. Грейвз; г — полихромия пешеходной аллеи, Вашингтон. США
среды обитания человека, в том числе ее колористики на различных масштабных уровнях.
С., видимо, была подсказана человечеству природой (некоторые принципы окраски живых организмов), которая предлагает остроумные приемы расчленяющей окраски (соотношение с природным фоном, динамичный цветовой контекст, оптическая нейтрализации объемов и др.).
В промышленности и на транспорте, например, широко используется прием окраски в контрастные цвета, например «зебры» для шлагбаумов, переходов, ограждений и т.д.
Пространственная графика:
а-оформление сцены. К. Нагаи. Япония; б-искусственный ландшафт площадиАделаиды.
U» ЛЭИ6К/ 17/ j
Особой формой С. можно считать пространственную графику — специфическое соединение собственно графических средств и возможностей с выразительностью пространственной основы в театральной декорации, городской среде или в интерьере.
сценарный подход (в средовом проектировании) — построение пространственно-поведенческого сценария использования человеком среды с «привязкой» стабильных элементов среды к вариантам реализации заданного вида деятельности.
К стабильным элементам среды относятся: планировочные константы средовой ситуации (узлы, оси, архитектурные доминанты), обладающие постоянством в пространстве и времени процессы (маршруты движения людей, технологические цепочки). Возможности реализации включают частные преобразования пространственной основы, декоративного убранства, «событийные» дополнения, техническое переоснащение и т.д. Но главным в С.п. является организация по законам композиции собственно процесса деятельности, хода события, которые и определяют их предметно-пространственную атрибутику.
Построение сценария соединяет характер события и эмоциональный потенциал среды, что подсказывает два подхода к сценарному проектированию: 1) по принципу«хронометрирования», который предусматривает последовательное ритмизирооа! н юс раскрытие структуры действия во времени и движении (проектирование экспозиций, торговых пассажей и пр.); 2) по принципу«кульминации», когда подчеркивается и во времени, и в пространстве доминантный элемент композиции (культовые сооружения, спортивные праздники и др.). Большинство сценарных разработок, как правило, соединяет оба принципа.
Составление сценария завершается подробной проработкой его элементов— мизансцен, которые моделируют единство данного фрагмента пространственной ситуации и отрезка общего действия через их детали — функциональные формы оборудования, колорит, элементы ритуала и пр.
В последние годы С.п. все шире применяется не только для оформления среды уникальных событий, но и для совершенствования, театрализации рутинных функциональных процессов (транспортное обслуживание, торговля, жилая сфера).
«театрализация среды» - внесение в эмоционально-художественный и материально-физический строй среды атмосферы игры, неоднозначности трактовки обстоятельств и линий поведения, образно-композиционной ориен-
тации на ее условно «зрелищное» восприятие.
Проявлениями Т.е. может быть:
• целенаправленная сценография среды как места проведения зрелищных мероприятий, праздников, ярмарок, фестивалей;
• способность среды служить, благодаря ярко выраженному художественному образу, «духу места», активным декорационным фоном реальных жизненных процессов; пробуждать в посетителе активное творческое состояние;
• театрализация архитектурной формы, игра с архитектурной традицией, резко повышающая выразительность облика среды.
Т.е. известна с древнейших времен, когда массовые игрища, культовые обряды сопровождались изменением, приспособлением природной или созданием искусственной среды, соответствующей ритуальному действию. Т.е. как создание декораций для некоторых видов человеческой деятельности нашла воплощение в культовых сооружениях Древнего Египта, античных ансамблях, в готическом храме, французских парках и т.д.
Т.е. особенно актуальна в различных течениях современной архитекту-
Театрализация среды:
a— функционально-пространственные схемы (принципы мизансценирования) мероприятий разного типа; б— оформление торговли на празднике искусств. Таллин; в — театральный центр в городском квартале. Лондон
ры как следствие развития некоторых ситуаций в культуре и «обезличивания» среды в условиях индустриально-массового производства. Здесь Т.е. становится способом повышения ее эмоционально-художественного потенциала, ликвидации анонимности и без-адресности авторского архитектурного высказывания путем дальнейшего развития семиотики архитектурного языка как принципа эстетического кодирования; это ведет, в конечном счете, к повышению жизнетворческой активности населения.
Методы Т.е. включают считывание и анализ существующих, в том числе исторических, прецедентов средовых произведений, отвечающих критериям Т.е., поиск и апробирование новых способов театрализации в каждой конкретной ситуации, предполагают исследование аналогичных художественных задач и путей их решения в других видах искусств и типах творческой деятельности.
Ближайшая к деятельности архитектора-дизайнера параллель — творчество театрального художника, сценографа, режиссера театра, кино, так или иначе связанное со сценарием, драматургией процесса, мизансценированием Использует Т.с и достижения родственных видов искусства, например, метафорический язык «постмодерна» в архитектуре, мотивы поп-арта, концептуального изобразительного искусства; широкое распространение получили «пер-формансы», возникшие на стыке театра и изобразительного искусства, инсталляции как новый вид экспонирования.
Применяются и специфические функционально-пространственные подходы. Например, создание в городе персонифицированных центров и зон социальной активности, представляющих собой многофункциональные сре-довые (часто климатизированные) образования, обладающие способностью символизировать духовную общность горожан, обеспечивая возможность самых разнообразных незапрограмми-рованных форм поведения.
изобразительные возможности различных <аипоэлементов» шрифта, акцидентного набора, иллюстраций.
Термин является русским вариантом интернационального понятия, возникшего на рубеже веков в области графики.
1920-е годы, отмеченные становлением массовой культуры, прогрессом фотографии и развитием полиграфии, становятся благодатной почвой для развития Т. «Новые типографы» (К. Швиперс, Эль Лисицкий, А. Родчен-ко и др.), отметая декоративное равновесие и инертное заполнение шрифтового поля листа, выдвинули лозунг: «Никогда не делай так, как это делал кто-то до тебя». Зрительный образ 1920-х и начала 1930-х годов немыслим без вертикальных, ступенчатых, косых строк, составляющих основу напряженной графической конструкции. Для футуристов, дадаистов, конструктивистов Т. была не просто рекламной уловкой, но и пластическим принципом, условием выразительности, патетическим символом эпохи.
Сохраняя основные принципы, заложенные в 20-е годы прошлого века, Т. в настоящее время превратилась в основной метод дизайнера-графика, работающего над оформлением печатной продукции, причем объектом
типографика (англ. ti pografy — книгопечатание, оформление книги) — особый вид графики, использующий
ЕЕЕЕЗ
Типографию: Изображение на переплете книги. Э. Рудер, М. Жуков, 1982 оформления является словесный текст, составленный по законам композиции шрифтового дизайна, а основным средством и техникой — наборный шрифт и монтаж. Таким образом, Т. можно рассматривать как искусство экспозиции готовых графических форм в реальном пространстве листа или книжного блока.
Область применения Т. весьма обширна: плакаты и книжная графика, образцы промграфики и системы визуальных коммуникаций, торговая реклама и пр.
типология видов и форм среды — системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, составление их закономерно организованной последовательности (классификации) по ведущим для данного класса (ряда объектов) критериям.
Наиболее существенны для понимания феномена «среда» следующие типологические классификации, позволяющие архитектору-дизайнеру сознательно и творчески относиться к ее формированию:функциональная(производственная среда, жилая, рекреационная, общественных зданий и сооружений и т.д.); делениепо пространственным признакам (открытые пространства, городская среда, интерьер);по степени завершенности формирования, поведущим геометрическим признакам.
Однако следует помнить, что ни одна из частных классификаций или типологических схем не в состоянии описать свойства среды во всей сложности ее проявлений. Для этого необходимо их совместное рассмотрение и сопоставление.
товарный знак - вид промышленной графики, применяемый торговыми фирмами в качестве средства для идентификации своих изделий или услуг.
Т.з. должны выполнять следующие функции: а) облегчать восприя-
тие различий или создавать эти различия; 6) давать товарам названия; облегчать опознание товара и запоминание товара; указывать на его происхождение; сообщать информацию о товаре; стимулировать желание купить.
Т.з. могут быть слова, буквы или числа; рисунки, композиции или любые другие графические изображения; комбинации слов и изображений. Кроме того, Т.з. могут состоять из словесных или изобразительных символов, которые дают представление о каком-либо хорошо знакомом предмете, образующем часть культурной среды предпринимателя и потребителя. Есть, однако, Т.з., которые не представляют собой символы широко известных предметов, независимо от того, являются они словесными или изобразительными. Такие знаки можно считать самостоятельными предметами и даже произведениями абстрактного искусства.
Понятие«изобразительные знаки» относится либо к таким знакам, в которых вообще отсутствуют слова, либо к словесным знакам со специальным рисунком. В этом случае большое значение имеет как форма, так и содержание знака.
К«буквенным знакам» относят специальную категорию знаков, образованных сочетанием букв. В этом случае дизайнер использует буквы для изображения форм, характеризующих изделие.
ТРАНСПОРТНЫЙ ДИЗАЙН - проектирование средств транспорта — воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсовых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляющих инфраструктур; неотъемлемая часть более обширной сферы дизайн-проектирования транспортной среды.
Одна из областей дизайна, где максимально тесно переплетены интересы инженерно-технического и научного творчества и функционального, коммерческого обслуживания населения, что предопределяет особую роль Т.д. в развитии цивилизации. С одной
Транспортный дизайн:
а— эскалатор у входа в общественный центр. Вена; б— лондонский двухэтажный автобус, модернизация 1959 года; в— конструктивно-дизайнерская проработка узлов рамы современного велосипеда; г — проект круизного «плавучего острова» «ISLAND-AZ». Франция
(.lUJJUnM, им MBJIMCILX шши (Jиди щ-
нератором идей научно-технического прогресса, использующего новейшие достижения металлургии, механики, электроники, химии, машиностроения, эргономики в деле обеспечения эффективности и безопасности работы транспортных средств. С другой — активность визуальных решений Т.д., его эстетических ориентиров, фиксирующих в образной форме особый дух «владения скоростью», оказывают неоспоримое воздействие на формообразование всех видов дизайна. Третье — вызванное массовым развитием средств транспорта изменение образа жизни человека привело к коренным переменам в человеческой психике, которые воплотились в организационные формы общественных отношений современного мира.
Масштабность, необратимость, кардинальность трансформаций образа жизни, вызванных бурным развитием транспорта, сделали Т.д. одной из ведущих сфер современной проектной культуры, привлекли сюда лучшие силы дизайнеров-художников — У. Тиг, Р. Лоуи, Л. Колани, Ф. Порше, X. Эрл, — роботы которых стали своего рода символом дизайна XX века.
Профессионально Т.д. делится на два обширных крыла — самостоятельно движущиеся экипожи и устройства и интегральные транспортные установки, соединяющие в одном объекте элементы мобильные (лента транспортера, контейнеры трубопроводной связи и пр.) и несущие их неподвижные конструкции и сооружения (каркас эскалатора, рельсы фуникулера и т.п.). Обширность и специфика задач проектирования средств транспорта, от компоновочных до графического совершенствования облика заданных техническими схемами машин и механизмов, предопределяют разброс профессиональных интересов и образовательных технологий в Т.д.
Очевидно, что неизбежное дальнейшее развитие Т.д. — появление новых видов местного и скоростного транспорта, вплоть до космических, механизация перемещения сырья, товаров и услуг в производственной и общественной сфере, необходимость информационного и сервисного обслуживания разноооразных транспортных систем, усиление роли коммуникационных процессов в жизни общества — делают эту область проектной деятельности на многие десятилетия вперед лидером дизайнерского творчества.
трансформация среды - целенаправленное преобразование объемно-пространственных параметров, предметного наполнения и других составляющих среды, рассчитанное на приспособление к меняющимся условиям и задачам эксплуатации или на создание новых функциональных или художественных свойств; комплекс мероприятий, обеспечивающих гибкость среды.
Проявления Т.е. весьма разнообразны и затрагивают, в зависимости от обстоятельств, самые разные аспекты дизайна средовых комплексов — от частичной смены предметного наполнения до коренных строительных преобразований.
Различают Т.е. двух типов: 1) связанную с периодическими сменами функциональных процессов, приспособлением объекта к сезонным циклам и т.п.; 2} вызванную «разовыми» причинами — изменением функционального процесса, старением объекта и пр.
В первом случае Т.е. осуществ ляется дизайнерскими средствами и приемами, обеспечивающими многофункциональное использование мебели и оборудования с помощью всякого рода трансформируемых (раздвижных, разборных и т.д.) элементов пространства — перегородок, стен, покрытий. Сложнее, когда Т.е. должна решать проблемы, связанные с «необратимыми» переделками. Наиболее распространенная причина «капитальной» Т.е. связана с физическим или моральным устареванием предметного наполнения. Утративший потребительскую ценность, «устаревший» предмет удаляется и заменяется новым, обычно более совершенной модели, то есть происходитмодернизация (обновление) среды. Аналогичные цели преследуют разного рода ремонтные работы. Если же трансформации подлежит пространственная база, то различаютреконструкцию (перестройку, переделку), когда пространственные компоненты меняются частично, иреставрацию (восстановление) объекта. При этом реконструируемый объект может приобрести новое назначение, частично или полностью сохранить — в соответствии с требованиями жизни — старое, тогда как реставрация в идеале всегда направлена на максимальное приближение функции к изначальной. Так, в разрушенном временем или обстоятельствами храме, если он возвращается церкви, предметно-пространственную базу реставрируют, возвращают в прежнее состояние. Но если подобное здание восстанавливают ради проведения в нем собраний или концертов, то приходится привносить в него элементы, связанные, прежде всего, со сферой оснащения.
Существует и такая форма Т.е., когда кардинально меняется ее назначение, «вписанное» в существующую пространственную структуру. Например, переделка под жилье или общественный центр безнадежно устаревших для современного производства, но еще крепких корпусов промышленных сооружений.
а 6
Трансформация средового оборудования: а — «кровать» X. Франка, приспосабливающаяся к любой позе человека; б — динамический синтез оборудования и ограждений «МЕБАР». И. Лучкова, А. Сикачев
Унифицированное семейство детской аудиоаппаратуры «Мой первый «СОНИ», 1990
унификация — конструирование различных по назначению и потребительским свойствам изделий на основе единых конструктивных узлов и деталей.
У. позволяет значительно рационализировать проектирование, производство и сервисное обслуживание изделий. С точки зрения формообразования прием унификаций облегчает дизайнеру задачу проектирования комплекса изделий, обладающих стилевым единством; с другой стороны, чрезмерная У. угрожает среде или ее фрагментам чрезмерным единообразием (например, жилая среда из «типовых» новостроек).
фирменный стиль - совокупность организационно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой» образ продукции конкретного производителя или объектов, связанных с его деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т.д.
В создании Ф.с. используется формообразование продукции и оборудования, приемы графического дизайна (цвет, логотипы, композиционные приемы типографики и т.д.). Значительно реже ф.с основывается не на визуальном единстве продукции, но на определенном образе организации деятельности фирмы (см. «Оливетти-стиль»),
Роль Ф.с. двояко: 1) с коммерческой точки зрения он помогает выделить изделия фирмы из ряда аналогичных изделий конкурентов; 2) с другой стороны, формирование различными фирмами своих стилей способствует обогащению визуальной среды.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ - совокупность трофических знаков, графики изделий и средств визуализации информации о предприятии, специально спроектированная для создания его узнаваемого зрительного образа. Ф.с. в т.д. проектируется на базе особой концепции и общего подхода к решению широкого диапазона проектных задач: визуальных форм продукции фирмы, фирменного знака, цвета, документации, одежды сотрудников, фирменного транспорта, стилевого единства изделий и их комплексов.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТА - один из аспектов деятельности колориста, базирующийся на способности полихромии радикально преобразовывать ощущение объемно-пространственной формы.
В основе Ф. с п.ц. лежат монолитные формы, которые скорее предполагают монохромию или полихромию низкой активности, формы средней расчлененности — наиболее активную полихромию, о формы значительно расчлененные, как бы растворяющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность полихромии, приближающуюся к моно-хромии. Под активностью полихромии понимается величина контраста между отдельными цветами по цветному тону, светлоте и насыщенности и одновременно контраста очертаний цветовых графов и структурных членений формы. Полихромия может обладать различной степенью активности (способностью к преобразующему действию) и возрастает с усилением контраста между цветовыми элементами.
Взаимодействие полихромии и структурно-морфологической основы формы может происходить в широком диапазоне от нюанса до контраста.
Элементы фирменного стиля фирмы «Джей Си Пенни»:
а— оформление торгового здания; б— электрооборудование; в— бытовые зажигалки
Формообраэоваиие с помощью цвета:
а— цветовой круг и модель его восприятия в пространстве; цвет в плоскостной форме; б — цвет в объемной и пространственной форме (по А.В. Ефимову, 1973)
При этом цвет понимается как свойство формы. Целостная монолитная форма обладает цветовым единством. Расчлененная форма мыслится как совокупность отдельных монолитных форм, каждая из которых имеет индивидуальную цветовую характеристику. Форма с высокой степенью расчленения, составленная из огромного множества мелких монолитных форм, имеющих собственный цвет, выглядит обобщенной по цветовой доминанте, как бы стремится к монохро-мии. В формах средней расчлененности, которые занимают промежуточное положение между монолитными и рас-
члененными и представляют наиболее распространенный вид форм, получает развитие полихромии средней и высокой степеней активности.
Названная закономерность действует в материально-пространственном окружении до вмешательства человека, которому свойственно соблюдать некий баланс пластических и цветовых средств: богатая пластика как бы снимает необходимость явного цветового вмешательства, которое актуализируется при скупой пластике формы.
фотографика — современный вид графики, применяемый в типографике, рекламе, плакате, иллюстрации и т.д., с использованием специфических фототехнических средств (специальная химическая обработка, увеличение контрастности или «размытости», создание впечатления объемности, стереоскопичности и др.).
В Ф. используется также ряд художественных средств и приемов (изменение масштаба изображения, специальные оптические эффекты, трансформация цвета, наложение изображений, коллажность и другие), свойственных именно этому виду графики.
Пионерами советской Ф. являются такие художники, как А. Родченко и Эль Лисицкий.
функциональное зонирование — расчленение в процессе проектирования совокупной предметно-пространственной среды на участки с набором определенных функций; раздел проекта, фиксирующий подобное разделение.
В процессе предпроектного анализа или собственно проектирования Ф.з. позволяет выявить в средовой системе компоненты с разной предметно-пространственной структурой, дает возможность с определенной степенью вероятности прогнозировать зоны и участки, нужные для размещения функций, возникающих при росте или развитии системы (прогностическое Ф.з.).
Работа по Ф.з. ведется с учетом многих факторов (функциональных, конструктивных, эргономических, экономических, социокультурных и т.д.), которые формируют большинство материально-технических и визуальных параметров каждой зоны. Поэтому Ф.з. не следует лонимать как узкоприкладную часть средового дизайна. Напротив, будучи основным инструментом предметно-пространственной дифференциации среды в соответствии с ее назначением, Ф.з. практически предопределяет последующую художественную (композиционную) структуру средового образования.
функциональные зоны - участки (фрагменты) среды, предназначенные для выполнения определенных видов деятельности, процессов или группы взаимосвязанных функций, необходимых для заданного испопьзова-ния среды. Предметно-пространственное решение Ф.з. должно обеспечивать эффективность соответствующих видов деятельности и возможность их разумного соединения в целостный средовой комплекс
В соответствии с технологией и характером функций различают Ф.з. коммуникационные, «рабочие поля» и ячейки разного назначения, специализированные, комплексные и другие, каждая со своими формами пространственной организации, видами оборудования, визуальными характеристиками. Но следует помнить, что связь «функция—зона» направлена в обе стороны, то есть не только процесс задает параметры отведенной ему среды, но и наоборот, конкретные свойства среды могут активно воздействовать на функцию, видоизменяя ее в нужном направлении.
цвет — качество зрительного ощущения, возникающее в результате восприятия световых волн отражаемого или испускаемого излучения в диапазоне от 460 нм (фиолетовый цвет) до 700 нм (пурпурный). Черно-белая шкала не имеет собственного цветового (хроматического) компонента, являясь ахроматической. Ц. определяется следующими характеристиками: цветовым тоном — красный, синий, желтый и др.; светлотой, равной определенной ступени черно-белой шкалы; яркостью, равной свечению эталона; насыщенностью — процентным содержанием чистого (спектрального) цвета в цветовом эталоне.
Ц. не имеет материального носителя и поэтому является свойством визуально воспринимаемой формы. Это позволяет дизайнеру, архитектору, художнику использовать Ц. как средство создания художественной формы. Различают множества цветов одного цветового тона — монохромия и множества цветов различных цветовых тонов — полихромия.
В зависимости от материального носителя различаются поверхностные и пространственные цвета: Ц. поверхности, эпидермы формы и глубинный Ц. собственно ее материала. Поверхностный Ц. локализуется относительно наблюдателя в пространстве, пространственный заполняет его собой. Поверхностный Ц., вне зависимости от цветового тона, обычно воспринимается находящимся ближе к зрителю, чем пространственный.