Октябрьская общедоступная библиотека
МКУК «Вытегорская ЦБС»
Октябрьская общедоступная библиотека
Вытегорский район Вологодская область
«Рождение села – рождение храма»
Исследовательская работа
Выполнила: Тесленок Ольга Всеволодовна - библиотекарь Октябрьской библиотеки МКУК «Вытегорская ЦБС»
Вологодская область Вытегорский район посёлок Октябрьский, улица Гагарина, дом 9
Октябрьский
Г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………стр.3-5
Глава 1 – « У истоков рождения села Саминский погост»…………стр.6-9
Глава 2. « Саминский приход»……………………………………….стр.10-11
Глава 3. «История рождения храма Илии Пророка»………………….стр.12-14
Глава 4. «Архитектура Храма…………………………………………..стр.15-16
Глава 5. «Иконопись храма Илии Пророка»…………………………стр. 17-20
Глава 6. «Освящение храма»……………………………………………….стр.21
Глава 7. «Приходская жизнь Саминского погоста»…………………..стр.22-23
Глава 8. «Приходские традиции села Саминский погост»…………...стр.24-27
Глава 9. « Роль священнослужителей Саминского
прихода в жизни села»…………………………………………………стр.28-30 Глава 10.«История храма: в советский и постсоветский периоды»..стр.31-34
Глава 11. «Роль храма в жизни жителей села»……………………........стр.35 Заключение………………………………………………………………….стр.36 Литература…………………………………………………………………..стр.37 Приложения………………………………………………………………стр.38-61
Введение:
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие « собрание верующих было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Но прошло время и в Советский период изменилось отношение к церкви. Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Люди вновь обращаются к вере. И в настоящее время мы имеем два вида верующих. Традиционные верующие и верующие нового склада, принимающие лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т.е. рассматривающие религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей. Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество – часть нашей культуры. И, наверное, поэтому не удалось искоренить религиозность в сознании людей. История России и история Русской Православной церкви – это неразделимое целое. Церковь помогла народу выстоять под гнётом монголо – татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей – крестоносцев. Можно привести ещё много примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью. Эта связь очевидна и не требует доказательств.
Тема исследовательской работы - «Рождение села – рождение Храма» Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что очень важно знать историю рождения своего села и историю рождения Храма. У каждого Храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений по Саминскому погосту и Саминскому приходу нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я хотела написать в своей работе.
Цель исследовательской работы: Изучение исторического прошлого и сегодняшнего дня Храма Илии Пророка в селе Саминский погост, исторической значимости храма в жизни села и людей.
Задачи: 1. Найти сведения о возникновении села Саминский погост и строительстве православного Храма.
Изучить архитектурные особенности, иконопись Храма Илии Пророка.
Изучить историю Храма в Советский и Постсоветский периоды. Новизна исследовательской работы заключается в том, чтобы объединить ранее известные сведения и новые материалы по истории рождения села и храма.
Источники информации: При написании работы, мною были использованы материалы Олонецкой и Карельских епархий, Вытегорского краеведческого музея, архивы ГАНО, сайта «Музей – заповедник Кижи», а так же воспоминания старожилов села. Избранные методы исследования: При изучении истории рождения села Саминский погост и Храма Илии Пророка использовались разные формы и методы работы: работа с архивными документами. Были проведены: праздник «Ильинская пятница», беседа, сравнение, анализ, синтез, обобщение. В своей исследовательской работе, я попыталась узнать историю рождения села Саминский погост и рождение Храма Илии Пророка. Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Сведения о Саминском приходе очень скупы. Много информации я узнала в Вытегорском краеведческом музее, многое рассказали жители села. Очень помогла дополнительная литература. В работе приводятся выдержки непосредственно их архивных документов. На основании этих данных, попыталась воссоздать историю рождения села и Храма.
Объект исследования: хроника событий, связанных с Храмом, от построения по настоящее время.
Предмет исследования: Храм Илии Пророка в селе Саминский погост.
Проблема исследования: что является причиной рождения, закрытия и возрождения Храма Илии Пророка.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли, как на рождение, так и на закрытие Храма, его возрождение.
Краткая характеристика источников: Храм был построен в 17 веке. Ясно, что никаких очевидцев, помнящих то время, не осталось. Поэтому для изучения темы использовались литературные источники и архивные документы: «Краеведческий Альманах Вытегра» ценен историческими экскурсами, эту книгу с полным правом можно назвать путеводителем по Вытегорскому району.
«Известия Вологодского общества изучения Северного Края» содержат интересную работу К.Ю. Савандер: «Ильинская церковь в деревне Самино и её место в истории шатрового храмостроительства Обонежья».
Глава 2. Саминский приход.
В Вытегорский край свет православной веры принесли Новгородские монахи – миссионеры. Освоение Севера началось в 11 -12 веках, с целью расширения территорий для лесного и рыбного промыслов. Наряду с промысловыми людьми в наши края шли люди священного чина, которые активно занимались православным просвещением. С 14 века усилилось движение иноков в «пустыни» - для молитвенного подвига.
В Новгородской (республике) 1136 г. существовала практика передачи земельных владений от дедов - отцам, от отцов – сыновьям. Такие наделы именовались «дединами» и «вотчинами». Иногда земельные владения бояр передавались не по наследству, а лицам духовного сословия, церквям и монастырям на «помин душ своих родителей» или на «помин собственной души». Так в наших краях появились владения Новгородских монастырей: Юрьевского, Хутынского, Муромского.
А.В.Камкин «Православная церковь на Севере России» отмечает: «В трудноразличимой дали скрывается история первых северных приходов. Вероятно, по началу, они могли формироваться вокруг монастырских храмов, которые возникли здесь в первые века христианизации. К ним и тянулись крестьяне ближайших деревень». Известно по документам, что деревни, расположенные по берегам реки Самино вошли в состав Саминского прихода (1652г), который изначально принадлежал к Нигижемской волости Пудожского уезда и назывался «Выставкой Водлозерского стана, а под церковью состоял Андомскою» (в Андомском Никольском приходе находилось подворье Муромского и Хутынского монастырей).
В Церковно–историческом Атласе Вологодской области находим информацию по Саминскому приходу: « Принадлежность – Государева выставка на реке Самине. Погост. Престолы - во имя Ильи Пророка и Святых великомучеников Флора и Лавра. (Примечание: « Новая волость с церковным погостом «поселилась вновь после писцов»; две церкви построены вновь)».
«На Самине Государевы старые деревни (Примечание: к 1722 - 1723г. влились в Саминскую волость.
А.В. Камкин: «Основной духовной и организационной ячейкой Православной церкви всегда был приход – устойчивое сообщество верующих, проживающих в одной местности. В сельской местности границы прихода чаще всего охватывали исторически сложившуюся волость или её часть. Пределы прихода тщательно оговаривались и утверждались церковной властью и не могли меняться без её санкции. Центром прихода всегда был храм, духовным отцом – священник». « С конца 15 века – и это имело исключительно важное, значение - повсеместно развернулось строительство деревенских церквей самими крестьянами, «на мирском иждивении». Северорусские волости – эти земледельческие оазисы, ценой упорного труда нескольких поколений крестьян, отвоёванные и окультивированные, стали освящаться храмостроительством. Жизнь в них дополнялась новым содержанием: к привычной кооперации труда и воли добавлялось единство веры, потребность в религиозно – духовном общении. С этого времени необъятный край окончательно вошёл в сферу единой русской православной культуры, её ориентиров и ценностей».
К Саминскому приходу относились деревни: Титова, Дмитровский починокь, Крюковская, Чекова, Силова, Ульяшова на Самине, Подьелье село (Подьельщина), Чивкоевь ручей, Никулина, Вашукова, Успажье на Самине, Кузнецовская (Лечина), Мишина, Полежаевь ручей (Пнёво), На Пустоши, Анциферова, Лахнова гора, Пигарёва, Фёдоровская ( Гавровщина), Загородище, Антанова, Каншина, Фешова, Малашова (Ершова), Максимова, Кикачёва, Харитоновская пустошь (Киселёва), Ильинцы, Рябовская пустошь ( Рябовщина), Степановская пустошь (Новая), Антоновская пустошь ( Большая), Антоновская пустошь ( Горняя), Антоновская пустошь ( Першина), Побережье ( Слобода), Олфина ( в дальнейшем эти деревни образовали Титовское общество).
Всего в этих деревнях было: 404 дома, в них проживало: 1215 – мужчин, 1245 – женщин.
Глава 3.
В селе Саминский погост.
О, вид смиренный и родной
Берёзы, избы по буграм
И отражённый глубиной,
Как сон столетний,
Божий храм.
Н.Рубцов
Всё началось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильём, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах, дополнять свои будни и праздники молитвой. Знающие и грамотные Саминские люди сочинили «Мирское прошение» архиерею. Крестьяне писали, « что без храма душевно гибнут; родильницы без молитвы бывают многое время, младенцы без крещения, больные и престарелые без покаяния и без причащения Святых тайн помирают».
Затем сельский сход избрал специальных мирских посыльщиков, которые и отправились в дальний путь – в кафедральный город Новгород. Там они испрашивали у преосвящённого Никона благословенную («храмозданную») грамоту. Только наличие такой грамоты означало законное, канонически правильное начало дела. Исследователи - фольклористы Карельской Академии наук: Н.А.Криничная, В.И. Пулькин «Вытегорье – корабельная сторона» отмечают в Дневниках экспедиции в Самино в 1971г: «Записали бытовой рассказ – предание о том, как, выбрали крестьяне ходока: надо ведь пойти в Новгород, поклониться архиепископу, получить благословение. Собрали мирскому человеку рубль денег, дали вязку лаптей впрок, полотна на онученьки. И пошёл он встречь ветру - шелоннику – лапотками топ, да топ, оборочками на онученьках свись, да свись. … Был тот мужик, помнят из ближней деревеньки Титово».
С благословенной грамотой посыльщики возвратились домой, и начались новые хлопоты: мир искал и нанимал «церковных мастеров» для строительства храма: (на Русском Севере существовали храмостроительные школы, формировавшиеся на базе плотницких артелей, состоящих из местных жителей, или включавших их в свой состав в качестве наёмных рабочих. Такие артели являлись подрядчиками строящихся храмов, в то время, как в роли заказчика выступал волостной мир), заботился о приобретении церковной утвари, сосудов, книг, подсвечников, облачений. Таким образом, строительство храма в селе Саминский погост было порождением народной воли, благославляемой церковной властью.
О построении первой церкви Илии Пророка в селе существует предание, что «будто бы церковь эту прихожане хотели поставить на высокой горе, которая называлась «городком», но без благословения Божьего и указания места, не решились начать постройку, дали «обет»: где лес этот остановиться, на том месте и начать постройку храма. Лес, заготовленный на постройку, был спущен на воду и по течению реки лес проплыл мимо этой высоты и остановился в 200 саженях ниже «городка», на плоском, сухом, ровном месте.
И ещё одно предание о строительстве Ильинского храма: « Стоит церковь на месте святых родников – источников, место было топкое, болотистое. Оттого поставили церковь на «столбах», позднее ушедших в землю. Столбы забивали « копром». Как и учреждение Саминского прихода, строительство храма относят к 1652г.
Освящён храм во Имя Святого Илии Пророка. Простоял храм 40лет, по причине частых пожаров возможно сгорел.
В 1656 году рядом с первой церковью Илии Пророка возводят новую церковь, получившую освящение во имя Святых Флора и Лавра.
Строительство нового храма началось в 1692 году, освящён был в 1702 году, в честь Илии Пророка (на Русском Севере многие из Ильинских церквей были выстроены Новгородцами одними из самых первых, часто на месте языческих святилищ, посвящённых Перуну во всех его ипостасях).
Храм был построен на возвышенном месте, в центре села и отныне он всегда играл ведущую роль в облике всего прихода и окружающего естественно – природного ландшафта. Видимый издалека, он зрительно объединял всё окружающее пространство в целостный ансамбль. ( Приложение №6).
В дальнейшем, как минимум дважды в своей истории Ильинский храм перестраивался. Во второй половине 18 века была увеличена высота шатра и взамен старого балочного потолка устроено «небо». В 19 веке сруб обшили досками, расширили окна, к трапезной пристроили колокольню.
В конце 19 века, в 1897 г., рядом с храмом Илии Пророка, возводится ещё один храм (он перестраивается с фундамента деревянной церкви Флора и Лавра) и освящается во имя Тихвинской Иконы Божьей Матери. «Массивный, грузный объём церкви, крестообразной в плане, с её тяжёлым пятиглавием и двускатными фронтонами ризалитов на фасадах, явно подражает формам каменной архитектуры. Рядом с устремлённым ввысь одухотворённым силуэтом Ильинской церкви, Тихвинский храм кажется придавленным к земле, статичным и безжизненным. При этом надо отдать должное мастерству строителей Тихвинской церкви, они проявили немало выдумки, умения и терпения, воспроизведя в дереве все эти профилированные карнизы и пилястры, фронтоны и сандрики». ( А.А. Рыбаков « Вытегра и её окрестности»). Приложение № 7).
Глава 6. Освящение храма
Итак, храм в селе Саминский погост, возведён. Однако служить в нём было ещё нельзя. Требовалось его освящение, которое превратилось в большой праздник, собравший всю округу, старого и малого. Освящало храм по указу архиерея духовенство из уездного города Вытегра: соборный протопоп, священники, пели певчие.
«На Руси престолы православных храмов освящалось во имя священного лица или события. От этого получал название храм и весь приход. Преображенские и Троицкие, Ильинские и Никольские, Воздвиженские и Петропавловские, Покровские и Успенские - они со временем переиначили прежнюю языческую топонимику, наполнили быт северянина новым звучанием, внесли ежедневное напоминание о возвышенном и вечном. Храмоименования становились неразрывной частью историко - культурного пространства края.
«Православные храмоименования Русского Севера можно свести к пяти группам:
1) Господские, т.е. освящённые во имя Господа, они могли носить имя Живоначальной Троицы, напоминать о важнейших событиях в жизни Христа (Вознесенские, Воскресенские, Преображенские, Рождественские).
2) Архангельские, т.е. освящённые во имя ангельских чинов, чаще всего во имя Архангела Михаила.
3) Богородичные, т.е. освящённые во имя Богородицы или каких - то событий из её жизни (Богородицерождественские, Успенские, Введенские, Покровские).
4) Пророческие и апостольские.
5). Храмы, освящённые во имя различных святых и святынь, икон Животворящего креста)». ( А.А. Камкин)
Вновь построенный храм в селе Саминский погост (как и первый, построенный в 1652 г.) был освящён в честь Святого Пророка Илии.
Заключение.
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли, как на рождение, так и на закрытие, и возрождение Храма Ильи Пророка. Предположение оправдалось.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике, для проведения бесед в библиотеке, школе на классных часах, при подготовке занятий по истории, краеведению.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что - то своё в развитие общества страны.
В своей работе я постаралась провести исследование актуальной, на мой взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить и обобщить утраченные страницы духовного наследия села. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить извне. Её пытались разложить изнутри. Но, всё это приходило и уходило, а церковь Христова стояла и стоит. Значит и дальше, будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наша Россия, и мы будем иметь надёжную точку опоры, станем жизнеспособны в любых обстоятельствах. Конечно, уже много времени прошло, закончился Советский период в истории России, ознаменовавший гонениями на церковь. Но забывать то, что было нельзя, это наше прошлое.
Исследовательская работа по данной теме раскрыта. Я думаю, что мне удалось объединить все материалы по истории рождения села Саминский погост и рождения храма Илии Пророка. Считаю, что цель работы достигнута. Конечно, ещё остаётся много загадок и вопросов. Хотелось бы больше узнать о тех, кто служил в нашем Храме, об их судьбе. Есть большое поле для дальнейшего исследования. Я намерена продолжить свою работу по изучению истории Храма Илии Пророка и села Саминский погост.
Литература.
Памятная книжка Олонецкой губернии на 1905 год». Издание Олонецкого Губернского статистического комитета. Петрозаводск: Олонецкая губернская типография. 1905г.
Карта Обонежской пятины.
Приложение 2
Карта Олонецкой губернии
Приложение 3
«Писцовые книги Обонежской пятины от 1496г.»
Приложение 4
МКУК «Вытегорская ЦБС»
Октябрьская общедоступная библиотека