Перестройка промышленного здания под жильё
Часто многие промышленные кварталы, расположенные в центральной части крупных городов, охраняются государством и перепрофилируются после прекращения в них производственной деятельности. При рассмотрении различных вариантов нового назначения зданий зачастую принимается решение о перестройке части их под жильё.
Так, например самые старые здания прядильной фабрики Лапинниеми в г. Тампере были построены в 1897 году, а расширение производства в последний раз выполнялось в 1958 году. В рамках перепрофилирования главного корпуса фабрики в конце 1980-х годов два первых этажа были перестроены под санаторий и учебный центр. На трех верхних этажах разместились квартиры (см.рис-ки)
рис. Здание прядильной фабрики рис. Перепланировка произв-го корпуса фабрики
а) нижний этаж после перепланировки
б) второй этаж после перепланировки
4. В чём заключается исследование историко-архитектурной ценности застройки и отдельных зданий, к каким группам их причисляют после анализа факторов.
Историко-архитектурную ценность застройки исследуют на 2-х уровнях: изучают планировочную структуру территории и обследуют здания-памятники. Обследование начинают с анализа архивных документов учреждений городского управления, исторических и краевых музеев. Именно здесь концентрируются сведения, касающиеся застройки территорий, сохраняются и планы города, составленные в разные эпохи.
Анализ эволюции планировки совмещают с исследованием историко-архитектурной ценности отдельных зданий. Архивные данные сопоставляют с уточненным ситуационным планом.
В результате анализа составляют историко-архитектурную справку, где приводят сведения о качестве пространственной структуры территории и ее частей, наличии памятников архитектуры и местах утраченных исторических зданий. Определит историю застройки в целом и отдельных зданий. Выявляют особенности возникновения и перекладки улиц, изменений в планировке территории и причинах этих изменений. Справку сопровождают графическим материалом — планом ретроспекции территории. На нем наносят существующие и снесенные памятники архитектуры их охранные зоны, которые стратифицируют на заповедные, регулирования и т. д. Показывают оптимальные секторы обзора сохранившихся памятников.
При обследовании изучают первоначальное окружение памятника и дальнейшее развитие застройки. Устанавливают, как можно обеспечить его обзор. Вводят ограничения на расположение и высоту зданий нового строительства
Эволюцию старинных зданий изучают по архивным документам. Выясняют не только время постройки и перестроек, но уточняют фамилии авторов-архитекторов, владельцев и даже арендаторов. Это иногда позволяет установить место жительства великих художников и общественных деятелей.
В зданиях, подвергнутых неоднократной реконструкции, стараются восстановить первоначальный облик, определить, насколько он искажен, какие элементы утрачены или появились позже. На основе получаемых данных застройку разделяют на четыре вида:
1) памятники федерального, территориального и местного значения, охраняемые государством;
2) здания исторической или архитектурной ценности, предложенные к охране;
3) постройки, представляющие интерес как этнографические образцы старой застройки;
4) элементы градостроительной среды, фасады которых придают кварталу индивидуальность.
Одновременно отделяют рядовую застройку и малоценные здания. Их кардинальная реконструкция и даже снос не противоречат целостности восприятия ансамбля улиц и площадей.
Исследуют и интерьеры. Устанавливают наличие ценной лепной отделки лестниц и квартир, состояние росписей и других декоративных деталей, выявляют присутствие в интерьерах декоративных ограждений и перил, дверей и других столярных изделий, ручек и другой фурнитуры.
Поэтажные планы разных лет сопоставляют с инвентарными, хранящимися в БТИ. Определяют, насколько сохранилась первоначальная планировка. Такая проверка помогает получить не только сведения о перепланировках, но и упрощает диагностику конструкций, так как расширяет знания о внесенных в них изменениях.
Результаты обследований отражают двояко. Графическую информацию закрепляют на планах территории. На них показывают границы охранных зон разного назначения. Для особо ценных зданий восстанавливают чертежи фасадов с подбором колеров. Составляют историческую справку, в которой дают рекомендации по использованию застройки и формулируют условия реконструкции.
5. Архитектурно – эстетические концепции формирования фасадов исторической улицы и современные подходы к реконструкции улиц.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
o объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
o объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
o объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Жилищный фонд страны разнообразен. Это разнообразие складывается из таких признаков, как первоначальное назначение здания, его конфигурация и другие архитектурно-планировочные характеристики, гигиена и комфортность квартир, набор инженерного оборудования и его совершенство.
Все эти признаки претерпевали изменения по мере эволюции функциональных требований и роста возможностей строительной базы страны. Поэтому за основу классификации принята временная характеристика зданий, а их свойства привязаны к периоду постройки.
Период постройки зданийявляется определяющим признаком, поскольку эпоха формирует методы архитектурно-планировочного и конструктивного решения любого сооружения, а тем более жилья.
Основными объектами реконструкции являлись здания постройки до 1917 г., а с 80-х годов приступили к обновлению домов первых десятилетий советской власти – с 1918 по 1941 гг. На территории центров городов России эти две группы составляют подавляющее большинство – около 80% строений. По отношению ко всей городской застройке их меньше – 28%. Это вызвано сложившейся в конце пятидесятых годов практикой освоения периферийных территорий, выделяемых для массовой застройки и внедрения новой технологии полносборного домостроения.
Дореволюционный жилищный фондсоставляют разнохарактерные строения. Причина этому – объединение в этот фонд зданий, возведенных на протяжении более 100 лет, с конца XVIII до начала XXв.
Такое объединение правомерно, поскольку жильё в России строили из дерева, и до наших дней оно практически не дошло. Основная часть сохранившегося дореволюционного жилья в городах (не считая памятников архитектуры) сост-т каменные и смешанные дома постройки после второй половины XIX в.
Ещё одна причина разнообразия зданий – это социальный заказ потребителя. Естественно, что в течение века комфортные требования менялись.
Третьей причиной разнообразия жилья являются различия в его первоначальной функции. По этому признаку дореволюционный жилищный фонд делят на бывшие особняки и домики индивидуальной застройки, секционные и коридорно-галерейные многоквартирные здания, дома с меблированными комнатами, гостиницы и казармы, нежилые строения, приспособленные под жильё.
Все они имеют свои специфические свойства: это конфигурация в плане и гигиенические свойства, планировочная структура, ширина корпуса и длина обслуживаемого лестницей фронта, величина пролетов и вид промежуточных опор, принятые в конструктивно-планировочной схеме.
Конфигурация в плане(рис3.8)в значительной степени характеризует здание. Домам данного периода свойственны сложные планы. Выделяю 6 типов конфигурации:
1) Представляют в плане прямоугольник или трапецию с сильно развитым фронтом главного фасада и скошенными торцами.
2) Угловая планировочная схема – состоит из двух рис.3.8.Распр-ие зд-ий по конфиг-ции в плане корпусов, примыкающих под углом.
3) Дома с коротким фронтом главного фасада.
4) Состоят из трёх корпусов. Боковые, небольшой протяженности корпуса, примыкают к вытянутому, как правило, по улице, основному объёму с заднего фасада.
5) П-образная конфигурация. Развитые боковые корпуса и короткая вставка между ними.
6) Замкнутая планировочная схема. Двор-атриум.
По гигиеническим признакам планировочные схемы зданий делят на две группы. К первой относят схемы, в которой заложены удовлетворительные условия инсоляции, проветривания и освещения дневным светом. Это рядовые, точечные, угловые и открытые. Во вторую относят дома с П-образным и замкнутым схемам. Неблагоприятные гигиенические условия заложены в их планировочные решения, поскольку внутренние дворы-колодцы плохо проветриваются, а инсоляционный режим тем хуже чем выше этажность.
Архитектурно-планировочные системы жилых зданий рассматриваемого периода постройки характерны довольно широкими корпусами. Почти 60% зданий имели ширину, превышающую 13 м, а в 12% эта величина достигала 20 м и более.
Длина фронта, обслуживаемого одной лестницей в доходных домах, как правило, превышала 22 м, что совершенно не свойственно зданиям нового строительства. Отсюда и большие площади секций, превышающие 300 м.
Структура квартир в доходных домах не отвечает современным представлениям о комфорте эксклюзивного жилья. При своей многокомнатности они не имеют необходимого санитарно-технического благоустройства.
Конструктивно-планировочные системы зданий дореволюционной постройки делят на одно-, двух- и трехпролетныес опорой балок перекрытий на продольные конструкции. Существуют также многопролетные с передачей нагрузки на поперечные стены и смешанные, в которых часть перекрытий здания опирается на продольные, а часть – на поперечные опоры.
Жилищный фонд 1918-1941 гг.по своим параметрам не так заметно отличается от современного фонда, как от предыдущего вида зданий, построенных до революции.
Первоначальная функция зданий 20-30-х годов однородна – они возведены для жилья и представляют собой структуры, отражающие государственную установку тех лет на обеспечение всех слоев населения уравненными условиями проживания.
Основным объектом застройки являются похожие друг на друга здания в четыре-пять этажей, а в малых городах и в два-три. Большинство из них относится к опорному фонду.
Конфигурация в плане не так разнообразна. В жилых массивах преобладают дома первых трёх типов(рис3.8), поэтому удовл-ные гигиенические условия(инсоляция и аэрация),как правило,обеспечены.
Архитектурно-планировочные системы однообразны. В застройке доминируют секционные здания. Основная планировочная единица – это рядовая секция, реже – торцевая, что связано с упрощенной конфигурацией планов. Все они имеют ширину корпуса от 9 до 11 м, только у 6% зданий встречается ширина более 12 м.
Структура квартир в зданиях данного периода ориентирована на двоякое использование: коммунальное с покомнатным заселением и поквартирным. При этом преобладали две тенденции. С одной стороны – сократить количество семей в квартире, тем самым повысить комфортность, с другой – перенести многие бытовые функции семьи в общественный сектор (клубы, бани-сауны и др.).
В результате такой идеологии квартиры делали двух- и трехкомнатными. Все комнаты имеют выходы в коридор или переднюю. Проходные комнаты, вместе с запроходными, которых очень мало, рассматривались как жильё для больших семей (см.рис.3.13)
Конструктивные решения несущих и ограждающих элементов в зданиях характеризуются следующим образом: - Фундаменты применяли ленточные бутовые, бутобетонные, реже кирпичные на сложном или цементном растворе. Бетонные или кирпичные столбчатые фундаменты использовали в качестве опор под колонны, под стенами их практически не делали.
- Стены возводили из кирпича, как правило облегченной конструкции. Их клали на теплых растворах с применением котельных шлаков. Применяли утолщенные вертикальные швы, снижающие теплопроводность ограждения.
- Кровли в домах настилали по деревянным несущим конструкциям с наслонными стропилами. Покрытием служил стальной кровельный лист и волнистый или плоский шифер в виде плитки.
-Междуэтажные перекрытия, как правило, металлодеревянные. Для прогонов применена прокатная сталь, а между ними уложены балки и настилы из дерева. Существуют и целиком деревянные перекрытия. Их прогоны делали из окантованного круглого леса. Железобетонные перекрытия в строениях 20-30-х годов применяли очень редко и только в санитарных узлах.
В зданиях постройки 1945-1955 годовпродолжали развивать идею строительства по типовым проектам. Сохраняли традицию использования простых конфигураций планов: рядовых, Г-образных и открытых. Это способствовало типизации.
Строго соблюдаются гигиенические требования. Обеспечена ориентация зданий на местности, соблюдаются нормативы инсоляционных режимов.
В архитектурно-планировочных решениях чаще всего применяли двухпролетные схемы, но в застройке ещё использовали трехпролетные и многопролетные схемы с поперечными вертикальными несущими конструкциями. Широко внедряется модульная система проектирования.
Признана оптимальная ширина корпуса – 12 м.
Квартиры в основном предусматривали двух-четырехкомнатными. Раздельные сан.узлы ис ванными комнатами и кухни более 7 м2 стали стандартом.
Конструкции наружных ограждений зданий выполняли из кирпича, как наиболее распространенного в стране изделия. В опорной застройке исчезли стены из шлакоблоков. В качестве внутренних опор все чащзе применяют ж/б колонны, сначала монолитные, а потом и сборные.
Здания 1956-1965 годовпричисляют к первому поколению такого домостроения с перенесением основных процессов на заводы и превращением строительной площадки в монтажную. Этот процесс совпал с изменение идеологии заселения домов (каждой семье – отдельная квартира).
Конфигурацию домов упростили, ограничившись только рядовыми планами. Соблюдая гигиенические требования на пределе, уменьшили высоту этажа до 2,5 м в свету.
В архитектурно-планировочную систему заложили двухпролетные решения с шириной корпуса 12 м. Экономия на лифтах, высоту зданий ограничили пятью этажами.
Малокомнатные квартиры предусматривали во всех зданиях. Создавали одно-, двух- и как максимум трехкомнатные. В целях экономии комфортные требования к ним сознательно сократили. Уменьшены размеры прихожих, кухонь и санитарных узлов. Уборную совместили с ванной.
В конструктивных решениях использовали материалосберегающие части зданий, что должно было уменьшить затраты на строительство, но они обладали малой долговечностью.
Здания постройки 1966-1975 годовхарактерны как новый этап в градостроительстве. Проекты полносборного домостроения подверглись корректировке. Расширили номенклатуру сборных домов.
В микрорайонах стали строить здания новой конфигурации в плане, большой протяженности и дома-башни. Появились угловые дома, создаваемые путем стыковки двух рядовых под определенным углом. Частично увеличили этажность, ввели 9-этажные здания.
В архитектурно-планировочную структуру зданий внесли изменения. Многоэтажки стали оборудовать лифтами и мусоропроводами, устанавливаемыми на лестничных клетках.
Улучшили планировку квартир, ликвидировали проходы в кухни через жилые комнаты. В квартирах с количеством комнат более одной стали применять раздельные сан.узлы. Запретили проходные комнаты.
В конструктиных решениях наружных ограждений стали преобладать многослойные стеновые панели. Этажи перекрывали настилами ‘’на комнату’’.
Здания 1976-1984 годовхарактерны как пример дальнейшего развития полносборного домостроения. Их архитектурно-планировочные решения незначительно отличаются от застройки предыдущего периода. Однако наблюдается повышение этажности до 16 этажей и более. Усложняется конфигурация в плане, но незначительно. Улучшается планировка квартир (комнатность в пределах трех).
В начале 90-х годовначали строить элитное жильё. Квартиры многокомнатны, имеют зимние сады, два-три санитарных узла, кухни-столовые площадью 20-25 м2.
6. Дайте определение понятию “Охранная зона”, перечислите категории охранных зон.
Зоны охраны памятников - это специально выделенные территории, предназначенные для обеспечения сохранности памятников и их среды, выявления их историко-художественной ценности и целесообразного использования.
Охранные зоны устанавливаются вокруг недвижимых памятников истории и культуры, которыми могут быть: архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, системы или элементы планировки и застройки; отдельно стоящие здания и сооружения, произведения садово-паркового и ландшафтного искусства, памятные места, связанные с историческими событиями, памятники археологии, произведения монументального искусства.
Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
На территории зон охраны памятника устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования с целью создания условий, способствующих сохранению памятника, как градоформирующего фактора при реконструкции исторических населенных пунктов, включения его в новую градостроительную среду.
В системе зон охраны выделяют трех категорий: охранная зона памятника, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта.
Охранная зона - примыкающие к отдельно стоящим среди чуждой среды историко-архитектурным памятникам. Границы этих территорий задают с учетом создания условий, обеспечивающих обзор памятника. Масштаб и архитектуру старых и новых сооружений согласовывают со средой, высоту ограничивают возможностью просмотра доминанты с наиболее выигрышных точек зрительского восприятия
Зона регулирования застройки-представляют собой территории, примыкающие к внешним границам охранных зон. На этих территориях ограничения не так жестки, допускается более радикальное преобразование застройки. Новое строительство разрешают, но с ограничением этажности, обеспечением обзора доминант основного ядра крупных историко-архитектурных ансамблей с дальних подходов. Не исключают возможность изменения планировки, но при условии сохранения преемственности со сложившейся структурой. Территория, необходимая для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой.
Для обзора памятников и их комплексов необходимо:- установить точки, наиболее благоприятные для обзора;- не закрывать памятники новыми зданиями со стороны обзора;- избегать размещения в окружении памятников новых зданий, образующих неблагоприятный для восприятия памятников фон.
Зона охраняемого ландшафта устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции зданий и сооружений, влияющих на целостность исторического облика населенного пункта или памятника, расположенного в населенном пункте или вне его, в природном окружении, застройка которых может влиять на их восприятие. Здесь раскрытие перспектив обзора с дальних подходов должны решаться планировочными методами.
На территории зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, если эта деятельность не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек, в соответствии с условиями режима на определенных участках зоны охраняемого ландшафта возможны сенокос, выпас скота, полевые и огородные работы и пр. Открытые поляны и луговые пространства могут быть использованы для эпизодических массовых празднеств и гуляний без строительства сооружений, а также лугопарки и гидропарки, с соответствующими техническими мероприятиями и благоустройством, не искажающими сложившийся ландшафт.
Сосредоточение памятников и окружающая их застройка могут быть объединены в заповедные территории со строгим режимом регулирования застройки. В заповедных территориях выделяются охранные зоны отдельных памятников, их ансамблей и комплексов.
7. Основные принципы внедрения новейшей реконструкции в зоне исторической застройки (горизонтальные и вертикальные композиционные доминанты).
Способ 2(из лекций Курбатовой): размещение нового сооружения в плотном ряду памятнико архитектуры.
Причина – как правило, здания, находящиеся в плотном ряду памятников архитектуры, но не имеющие архитектурно-художественной ценности (обветшавшее и пришедшее в неэксплуатируемое состояние, а часто и вновь выявленные памятники архитектуры), принято не реставрировать, а сносить и отдавать место под новое строительство.
Выход – умение удачно вписать новое здание в контекст исторической застройки и её панораму.
Обязательные условия – движение по исторической части города воспринимается как постоянная смена кадров, это в свою очередь формирует представление о закономерных этапах развития исторического города. Взгляд пешехода скользит по условной горизонтальной композиционной оси, обозначенной на сохранившихся зданиях в виде карнизов, горизонтальных тяг-профилей, нижней(верхней) отметки оконных проёмов и пр.арх-х элементов.
Применение пластичных элементов и деталей, сомасштабных окружению,или традиционных для исторической среды строительных материалов, может удачно продолжить строй образов, который формировался предыдущими кадрами.
Обязательное правило – такая непрерывность архитектурных образов важна особенно тогда, когда улица ведет к крупному архитектурному объекту или ансамблю (так называемому “ориентиру”). Если современные вставки не сочетаются с застройкой по структуре и масштабу, то они выпадают из контекста застройки и привлекают внимание исключительно к себе. Тем самым, нарушается сценарий, по которому доминирующим элементом средовой застройки изначально являлся архитектурный ориентир.
Специфика – панорамная застройка улицы – непрерывность горизонтальной композиционной оси.
Способ 5(из лекций Курбатовой): пристройка нового объёма к отдельно стоящему историческому зданию.
Причина – обычно здания, представляющие собой особо ценные исторические архитектурные объекты, используются для культурных и образовательных функций. Зачастую это музеи, театры, библиотеки, учебные учреждения. Иногда для нормального функционирования в современных условиях им приходится расширять свои площади и делать пристройки, если конечно это позволяет градостроительная ситуация.
Перед архитектором встаёт задача – спроектировать новую пристройку так, чтобы обеспечивалось как функциональное, так и композиционное взаимодействие.
Обязательное правило – в такой ситуации бесспорный приоритет должен оставаться за памятником архитектуры. Своими размерами и формой пристраиваемый объём должен говорить о том, что именно он является присторем, а не наоборот, он должен подчеркивать значение исторического памятника и гармонично с ним сосуществовать.
Как известно, памятники архитектуры имеют в основном один главный фасад, который выходит на улицу, представляет особую ценность и ни в коем случае не должен видоизменяться.
Выход – оптимальным решением может считаться пристройка нового объёма к заднему фасаду, выходящему во двор и не имеющему собой художественной ценности.
Условие – в такой ситуации архитектор волен использовать любые средства выразительности, так как это не повлияет на среду исторической улицы.
Основной задачей в этом случае может считаться формирование дворового фасада и ландшафтного решения территории двора, который можно приспособить для рекреации.
Способ 6(из лекций Курбатовой): создание силуэтной застройки
Причина – в большинстве случаев силуэт является важной составляющей образа исторического города. Большое значение в панорамах исторической части занимают высотные доминанты, такие как церкви, колокольни, сторожевые башни и т.д.
Выход 1 – при нехватке в историческом ядре города вертикальных доминант довольно частым явлением можно считать метод реставрации или полного восстановления некогда утраченных архитектурных объектов, имеющих активный силуэт. Особенно это характерно для монастырей или кремлей, имеющих огромное историческое и культурное значение для города.
Проблема – в случаях, когда из исторических улиц выпадают архитектурные доминанты, восстановление их в современных формах представляет собой трудную задачу.
Обязательное правило – новое здание, если даже оно по размерам соответствует утраченному памятнику архитектуры, который когда-то был доминантой, будет выглядеть намного массивней и казаться инородным телом в общей исторической структуре.
Выход 2 – некоторые архитекторы находят решение во внесении в пластику фасадов вертикальных элементов, подчиненных ритму исторической улицы и возведении какого-нибудь вертикального элемента, который брал бы на себя роль доминанты.
Обязательное условие – важным при создании таких элементов, как шатер или купол, является такое решение, при котором венчающий элемент отделялся бы от основного объёма здания, имел общезначимое содержание и брал на себя достаточно внимания.
Поправка – весьма значительной доминантой, имеющей сложный и активный силуэт, может быть скульптурный монумент. Такой монумент может быть соподчинен архитектуре исторической улицы и, кроме того, имеет значительное эмоциональное содержание, поэтому может занимать важное кульминационное значение в историческом ядре.
Важным этапом проектирования является выбор места для монументов – так, чтобы он отвечал масштабу исторического ядра в целом и не спорил с силуэтными доминантами, имеющими большую историческую ценность.
В конечном счете, выбор архитектурно-планировочного решения для новой доминанты, имеющей активный силуэт, должен обуславливаться ценностью исторического ядра и наличием вблизи ценных архитектурных объектов.
8. Основные направления в архитектурно-градостроительной науке (деконструктивизм и проблемы реконструкции в контексте исторической застройки).
Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.
Суть – смена граней «внутри и снаружи», эффект перископа и отражения зеркал в полуподвале + живописные полотна на потолке работы художника А.Бони, создающие эффект кино или мультимедии
А.деконструктивизм в реставрации по методу №1 или принцип жесткого противопоставления нового и старого в архитектуре: объект – крыша Па-офиса в юридической компании в Вене, архитекторы – Вольф Прикс и Хельмуд Свисхцинский, идея – борьба с помощью пораженных форм с архитектурным подражательством (материалу,цвету,башенкам,эркерам) функционализмом сер.80-х гг, заставляющим глаз безотрадно скользить по одинаковому фасаду, образ – куча стекла и металла, имитирующая временно заброшенные на крышу старого здания новые строительные материалы, замысел – вместо пошлой стилизации – энергетическая линия, которая бросится с улицы на крышу и разорвет ее на части. Эта линия образовала похожую на натянутый лук дугу, которая поддерживает исковерканную стеклянную скорлупу.
Б.Решение задач реконструкции территорий и объектов, включая новое строительство, возможно только при условии разработки и соблюдения системы ограничений и предпочтений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды. Реконструкция должна вестись на основе историко-культурной и историко-градостроительной экспертиз, определяющих значимость и степень сохранности объектов. Новая архитектура в контексте исторической среды — одна из важных составляющих стратегии сохранения культурного наследия. Зоны регулирования застройки определяют возможности нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов, внутриквартальных участках и на местах утраченных строений. Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки. Существуют разные приемы гармоничного включения современной архитектуры в группы исторических построек: от полного «растворения» новых архитектурных объемов, материалов и цвета в окружающей среде до методов «контрапункта», всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от воссоздания, которое ставит ложный знак равенства подлинника новоделу, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре необходимость выявления внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов. В то же время новое строительство может угрожать физическому состоянию соседних построек. Реконструкция и застройка в историческом центре должны производиться с учетом геологических и гидрологических особенностей. Стремление инвесторов строить в исторической части города, вблизи памятников свидетельствует о престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой коммерческой выгоде, которая напрямую зависит от средового окружения. Виды из окон стали ценностным параметром. Видовые точки, визуальные связи, городские панорамы должны быть каталогизированы как предметы средовой и градостроительной охраны.
9. Стилизация и новаторство в контексте исторической застройки на примере городов Сибири. Охарактеризуйте особенности методов настроек, преимущества и недостатки каждого из них.
Активная градостроительная реконструкция в крупных исторических городах Сибири в начале XXI века приводит к утрате их неповторимого и индивидуального облика, сложившегося на протяжении нескольких столетий и основанного на своеобразии деревянной и каменной застройки, образовавшей городскую среду, отличающуюся высокой эстетикой и культурой, которую необходимо сохранить. Сибирское градостроительство связано с возникновением острогов, крепостей, городов Западной Сибири, дислоцированных в наиболее благоприятных в ландшафтном отношении местах. Большое количество исторических городов находится на территории Западной Сибири в её южной и срединной частях по берегам водных магистралей. Неординарность ландшафта каждого из исторических сибирских городов придавала неповторимость их облику. Планировка была, в основном, иррегулярной, но с учетом особенностей рельефа, водного пространства.
В эволюции селитебной территории городов Западной Сибири определено шесть периодов, корреспондирующихся с общим руслом развития общероссийской истории и культуры.
· Первый период - XVI-XVII века - время освоения территории Сибири, основания острогов, крепостей, посадов с дорегулярной планировкой на локальных участках.
· Второй период - первая половина XVIII века - развитие сибирского градостроительства и формирование деревянного домостроительства.
· Принятие Екатериной II указа о регулировании планов городов в 1768 году знаменует начало третьего периода – второй половины XVIII века.
· Начало XIX века - четвертый период, связанный с внедрением регулярной планировки в городах Сибири.
· Вторая половина XIX века - начало V периода, связанного с развитием капитализма в Сибири, дальнейшим развитием городов. Активное новое строительство внесло свои коррективы в формирование домостроения.
· Конец XIX - начало XX веков – это VI период - изменения административных, экономических функций в городах Сибири, отразившиеся в жилом и общественном строительстве.
Особенности ландшафта каждого из исследуемых городов второй половины XVIII – начала XIX веков нашли свое отражение в формировании системы застройки селитьбы: так, в Тобольске сложение двух посадов, Верхнего и Нижнего, с линейной планировочной структурой. В Томске была принята сложная веерная система застройки на основе индивидуальных или образцовых проектов. Барнаул уже с восьмидесятых годов XVIII века формировался как регулярное горнозаводское поселение с линейной планировочной структурой, сформировавшейся в зоне исторического центра, с Соборной, Торговой, Сенной площадями, объединенными Петропавловской улицей. Бийск – это город с компактной линейной планировочной структурой с кварталами прямоугольной конфигурации. В Колывани планировочная структура городских улиц получила четкий прямолинейный абрис пересекающихся под прямым углом систем внутриквартальных и главных проездов и проходов. Для Камня-на-Оби была характерна линейно-рядовая планировочная структура с расположением исторического ядра вдоль изгиба реки. Начало XIX века кардинально меняет сложившийся тип поселений в Сибири. В городах Сибири устанавливаются определенные габариты жилых кварталов: Тобольск - 120.7x154 м и 154x224 м; Томск - 200x200 м и 200x300 м; Барнаул - 154x154 м и 25x42 м; Бийск - 170.7x224 м; Колывань - 170.7x224 м и 170.7x336 м; Камень-на-Оби – 100x150 м и 230x290 м. В конце XIX - начале XX веков в таких городах, как Томск, Барнаул, Бийск, Камень-на-Оби появляются деревянные жилые здания, построенные по проектам архитекторов или гражданских инженеров. Это были более сложные в плане и в объемном формообразовании сооружения, разрешаемые в стиле модерн или с элементами декора в стиле модернизированного классицизма. Мастера сибирского модерна берут из архитектуры прошедших времен множество элементов, и благодаря этому мы видим в декоре домов Тобольска, Томска, Барнаула, Бийска стрельчатые окна, колонны, витражи и т.д.