Рекомендуемая ориентация окон помещений школ
Помещения | Климатические районы | |||
I, II, III | IV | |||
Ориентация | ||||
оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | |
1. Классные помещения | Ю, В, ЮВ | Не более 25% на З, ЮЗ | Ю, ЮВ | Любая, кроме З, ЮЗ |
2. Кабинет черчения и изобразительных искусств | С, СВ, СЗ | Любая, кроме ЮВ и ЮЗ | С, СВ, СЗ | Любая, кроме З, ЮЗ |
3. Лаборатории биологии | Ю | ЮВ, ЮЗ, В, З | Ю | В, ЮВ, ЮЗ, З |
4. Другие кабинеты и лаборатории | Ю, В, ЮВ | Не более 50% на остальные стороны | Ю, В, ЮВ | Любая, кроме З, ЮЗ |
3.3.2.Объемно-планировочные решения
Высота надземных этажей зданий школ принимается 3.3 м (от пола до пола вышележащего этажа).
Помещения школ подразделяются на
· учебные;
· для трудового обучения;
· учебно-спортивные;
· помещения культурно-массового назначения;
· помещения для организации продленного дня;
· помещения общешкольного назначения (столовая, вспомогательные помещения, административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского обслуживания и др.)
Здания школ проектируют с учетом объединения помещений в следующие секции и группы:
а) учебные секции для I – VIII классов неполной средней школы и I – IV классов средней школы и соответствующие помещения и санитарные узлы;
б) учебные кабинеты и лаборатории для V – X (XI) классов средней школы и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;
в) помещения для трудового обучения;
г) учебно-спортивные помещения и помещения культурно-массового назначения;
д) помещения для организации продленного дня;
е) помещение столовой;
ж) вспомогательные помещения, административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского обслуживания и др.
Учебные помещения. Учебные помещения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы, столовые и др.). Лаборантские должны располагаться смежно с соответствующими лабораториями и соединяться с ними дверями.
Помещения для трудового обучения. Помещения для трудового обучения должны располагаться на первом этаже и размещаться в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выхода из классов, кабинетов и лабораторий. Учебные мастерские при наличии обоснований допускается размещать в отдельном здании; в этом случае при мастерских должны предусматриваться гардеробная и санитарные узлы.
Рекреационные помещения. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2.8 м. Ширина рекреационных помещений, примыкающих к классам (кроме классов в школах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе), - не менее 4 м.
Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1.8 м, остальных коридоров – не менее 1.2 м.
Учебно-спортивные помещения. Спортивные залы размещаются на первом этаже изолированно от учебных секций. Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2.2 м. Из снарядной или спортивного зала предусматривается выход на земельный участок (для эвакуации учащихся и выноса снарядов). Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор. Высота спортивных залов принимается в зависимости от размеров помещения от 3 до 6 м. Высота снарядной, комнаты инструктора, раздевальных должна быть не менее 2.4 м.
Помещения культурно-массового назначения. Площадь актового зала определяется исходя из расчета 0.6 м2 на одно зрительское место. Высота зала принимается по технологическим требованиям. Актовые залы проектируются с учетом возможности демонстрации кинофильмов и постановки самодеятельных спектаклей. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады предусматривается выше пола зала на 0.9 м.
Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1.
Столовые и буфеты. В школах с количеством 320 учащихся и более предусматриваются столовые; в школе на 192 учащихся – буфет. Столовые размещаются на первом этаже. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу. Для персонала столовой предусматривается душ на одну сетку с кабиной для переодевания и уборная на один унитаз с одним умывальником в шлюзе.
Медицинские помещения. Кабинеты врачей и процедурная должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума. Из медицинского пункта должен быть самостоятельный выход наружу.
Санитарные узлы. Количество санитарных приборов в зданиях школ рекомендуется принимать по табл. 3.9
Таблица 3.9
Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ
Помещения | Измеритель | Площадь, м2 | Количество санитарных приборов |
1. Уборные и умывальные для учащихся: | |||
а) девочек | Один учащийся | 0.1 | 1 унитаз на 30 девочек; 1 умывальник на 60 девочек |
б) мальчиков | Один учащийся | 0.1 | 1 унитаз на 40 мальчиков; 1 писсуар на 40 мальчиков; 1 умывальник на 60 мальчиков |
2. Уборные и умывальные персонала: | |||
Индивидуальные кабины | Один санитарный узел | 1 унитаз и 1 умывальник | |
3. Уборные при актовом зале-киноаудитории: | |||
а) женские | Один санитарный узел: -с одним унитазом -с двумя унитазами | 2.5 | 1 унитаз и 1 умывальник для залов с количеством до 160 мест включительно; 2 унитаза и 1 умывальник для залов с количеством более 160 мест |
б) мужские | Один санитарный узел | 3.5 | 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник |
Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в кабинах. Кабины отделяются перегородками-экранами высотой не менее 1.75 м от пола. Одна из кабин уборных для девочек должна предусматриваться с дверью. Размер кабин – 0.8´1 м. Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься не менее:
· при отсутствии писсуаров – 1.1 м;
· при наличии писсуаров – 1.8 м.
Душевые кабины предусматриваются размером в плане 0.85´0.85 м.
Вестибюль с гардеробной. Площадь вестибюля проектируется исходя из расчета 0.1 м2 на одного учащегося, площадь гардеробной – 0.15 м2 на одного учащегося. Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета два места на каждый класс.
В вестибюлях зданий школ, проектируемых для строительства в IА, IБ, IГ климатических подрайонах, предусматриваются тамбуры с тремя дверями; в I климатическом районе (за исключением IА, IБ, IГ климатических подрайонов), II и III климатических районах – с двумя дверями; в IV климатическом районе – с одной дверью.
Таблица 3.10