Группы музыкальных инструментов
Название группы инструментов по способу звукоизвлечения | Инструменты |
Духовые | Флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, рожок, горн, саксофон, свирель, гудок |
Струнные | Скрипка, виола, виолончель, альт, контрабас, лютня, гитара, арфа, гусли, балалайка, домра |
Клавишные | Клавикорды, рояль, пианино (фортепиано), синтезатор, аккордеон |
Ударные | Литавры, тарелки, барабан, тамбурин, бубен, ксилофон, оркестровые колокола, колокольчики, треугольник, бубенцы |
Примечание. В предполагаемом ответе для справки указано большее количество инструментов, чем может привести участник. В ответе может присутствовать попытка
более детальной систематизации (деление духовых на медные, деревянные, народные, симфонического оркестра; струнных на щипковые, смычковые, народные; клавишных
на клавишно-струнные, клавишно-пневматические, ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания).
Предполагаемый ответ на пункт 3 задания 4 дается для того, чтобы показать, как ответ может быть оценен. Участники вправе давать ответы в своей логике со своими примерами.
Музыка обладает особым языком: минуя слова, она способна передавать чувства, так стирая грани между людьми, преодолевая временные и пространственные преграды. Но музыка воздействует на человека в момент ее звучания и поэтому относится к временным видам искусства. Живописец, передавая воздействие музыки на человека, вкладывает музыкальные инструменты в руки персонажей: ангелов и богов, изображает их на фоне небесной выси. Положение рук передает нежность прикосновения к инструментам и создает предчувствие тончайших гармоний. Музыкальную гармонию художник передает сочетанием цветов, выразительных, но не кричащих. таким образом, через жест, колорит, композицию художник стремится к передаче впечатления от музыкального произведения. Музыкальный полет и неуловимость, материальную бесплотность музыки художник передает полупрозрачностью ангельских крыльев, легких и одновременно мощных.
Силу музыкального воздействия и универсальность языка музыки современный художник передает через фантазийную композицию, в которой обладавший особым музыкальным даром мифологический Орфей заставляет подчиниться музыкальному строю диких зверей, послушно окруживших музыканта и внимающих гармоничные
звуки.
Другой способ живописного воплощения музыкального впечатления – передать музыкальный поток через блики, свечения, переливы тонов и оттенков, что продемонстрировано в работе Александра Маранова, воссоздавшего портрет гениального виртуоза-скрипача Николо Паганини, существующего на полотне в окружении музыкальных потоков.
Анализ ответа и оценка
1. Участник верно называет 4 музыкальных инструмента, изображенных в данных фрагментах. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов. Если вместо
тимпана указывается бубен выставляется 1 балл. Если вместо виолы называется
скрипка выставляется 1 балл.
2. Участник
a. называет 4 группы музыкальных инструментов. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;
b. называет 30 музыкальных инструментов, верно атрибутируя их группе.
По 2 балла за каждое верное называние = 60 баллов.
Примечание. В предполагаемом ответе указано большее количество инструментов для справки. Если в ответе присутствует попытка более детальной систематизации (деление духовых на медные, деревянные, народные, симфонического оркестра; струнных на щипковые, смычковые, народные; клавишных на клавишно-струнные, клавишно-пневматические, ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания) за ответ может быть начислено по 2 дополнительных балла за называние каждой группы более детальной систематизации, но так, чтобы общая оценка за эту часть задания не превышала 60 баллов.
3. Участник
a. связно и логично объясняет свою точку зрения на поставленный вопрос.
2 балла, (если в ответе допущены логические просчеты, речевые и грамматические ошибки, баллы не начисляются);
b. называет два качества музыки как временного вида искусства: особый
язык, звучание во времени. По 2 балла за каждое верное называние = 4 балла,
c. называет 3 возможности живописи в передачи музыкального впечатления
(композиция, колорит, положение фигур). По 2 балла за каждое верное называние = 6 баллов;
d. называет 4 композиционных приема, анализируя данные работы. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;
e. называет 5 колористических особенностей анализируемых работ. По 2 балла за каждое верное называние = 10 баллов;