Оконные и дверные проемы
Выполняя чисто практические функции, окна и двери являются вместе с тем существенным элементом архитектурной композиции, в значительной мере определяя ее характер. Оконные и дверные проемы органически входят в общее архитектурное решение, активно участвуя в формировании пропорций, масштабности, ритмического строя и архитектурного образа сооружения.
Перекрытия проемов бывают прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа перекрытия - балкой или аркой. По очертанию кривой различают арки полуциркульные, лучковые, трехцентровые *** (рис, 82).
Рис. 82. Формы, перекрытия проемов: 1 - прямоугольное; 2 - полуциркульное; 3 - лучковое; 4 - трехцентровое. |
В каменной или кирпичной стене оконный проем, обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены между низом окна ;и полом называется подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник; обычно он выполняется из дерева, реже из камня. Снаружи между переплетом овна и краем стены подоконная стенка также покрывается наклонной каменной плитой или скрывается стальным листом. Это наружный подоконник, или подоконная доска, если плита выступает из плоскости стены в виде полочки. Часть стены между двумя окнами называется простенком****.
Размеры окон определяются в первую очередь функциональными требованиями — освещать внутренние помещения. Во-вторых, они зависят от технических возможностей, высоты помещений, которая ограничивает высоту окна, конструкции перекрытия оконного проема, влияющей на его ширину, и наконец, размеры и форма оконных проемов принимаются в соответствии с композиционными соображениями, представле-ниями о хороших пропорциях, господствующими в период преобладания того или иного стиля.
* Это название предложено проф. Н. Султановым.
** Тимпаном называются и поверхность, ограниченная архивольтом арки, если верхняя часть ее заглушена, а также криволинейные треугольники по обеим сторонам архивольта, если арка вписывается в прямоугольную форму (рис. 81, 85).
*** Здесь не упомянуты такие виды арок, как стрельчатые, трехлопастные, килевидные и др., характерные для разных архитектурных стилей.
**** Часть стены между окном и углом здания называют угловым простенком.
В классической архитектуре таким представлениям удовлетворяли проемы с отношением ширины к высоте, равным 1 : 2, предельным считалось отношение 1 : 1,5, т. е. полтора квадрата. Естественно, что архитектурные требования неизменно должны сочетаться с практическими: при классической форме и пропорциях окон и обусловленности их размеров освещенность помещений регулировалась размещением большего или меньшего числа окон.
Функции окна не ограничиваются освещением и инсоляцией помещения, оно служит также смотровым, а отчасти и вентиляционным проемом. Окно осуществляет визуальную связь интерьера с внешней средой. В современной архитектуре последняя функция приобрела большое значение. Характерное для современной архитектуры стремление уничтожить резкую грань между внутренним и наружным пространством, и добиться более равномерного освещения интерьера привело к превращению целых плоскостей стен в сплошное окно, зачастую к полному уничтожению наружной стены и замене ее остекленной поверхностью, чему способствуют и возможности современных конструкций.
Начиная с XVII в. в больших залах крупных зданий, занимающих по высоте два этажа, было распространено освещение в два света, т. е. двумя рядами окон, расположенных друг над другом в соответствии с поэтажным размещением на фасаде. Такие двусветные залы имеются во многих исторических зданиях Москвы и Ленинграда - залы в Зимнем дворце в Ленинграде, Колонный зал Дома Союзов в Москве и многие другие.
Конструктивные приемы современного строительства дают большую свободу в отношении расположения и выбора размера оконных проемов, допуская самые разнообразные решения. Применение для перекрытия оконных проемов железобетонных перемычек с сильным армированием позволило значительно увеличить ширину окон и придать им «лежачую» форму, при которой ширина окна значительно больше его высоты. Появление такого окна сделало возможным более равномерное освещение помещения, а также улучшило визуальную связь интерьера с внешним пространством, так как одно широкое окно может заменить два и более вертикальных. Вид из такого окна раскрывается панорамно, не прерывается простенками.
Современные конструкции позволяют устанавливать легкие стены на выносных консолях. Благодаря использованию таких ненесущих стен можно полностью ликвидировать простенки и применять сплошные ленточные окна большой протяженностью или опоясывающие все здание, как это практикуется во многих сооружениях современной архитектуры (см. рис. 73). Эти конструкции позволяют также располагать окна не по вертикальным осям — окно над окном, а произвольно, например в шахматном порядке.
В зависимости от характера архитектуры и требований композиции оконные проемы имеют разную пластическую обработку, связанную с конструктивным решением или имеющую чисто декоративное значение. В простейшем виде окно представляет собой просвет в гладкой стене, лишенный какого-либо обрамления. Сочетание таких отверстий друг с другом и со стеной может создать ощущение гармонии благодаря совершенству пропорций и удачно найденному ритму. Форма, лишенная декоративного убора, который мог бы скрыть ее недостатки, требует особо точно найденных пропорциональных отношений. Подобные решения можно встретить в произведениях строгой классики, таких как сооружения архитекторов Палладио, Кваренги, Стасова.
Некоторые приемы обработки окон возникли в результате конструктивной необходимости. Следуя общей закономерности развития многих архитектурных форм, эти приемы постепенно утрачивают первоначальный смысл, превращаясь в способ декоративной обработки, повторяющей традиционную форму.
Наиболее распространенным приемом обработки окон в классической архитектуре является обрамление оконного проема снаружи профилированной рамкой, называемой наличником*. Происхождение этой формы связано с конструктивными приемами образования проемов. Наличник появился в результате пластической обработки балки-перемычки и поддерживающих ее каменных косяков, которые устанавливались для предотвращения непосредственного опирания перемычки на кладку стены.
* Нужно отметить, что наличник как форма, вытекающая из конструкции проема, существует не только в классической архитектуре. Оформление проемов наличниками было распространено в архитектуре различных эпох и стилей.
Этот конструктивный прием был известен с древнейших времен.
Обрамление из каменных брусков, обработанных профилями, и образует наличник. В случае, когда концы перемычки выступали за пределы косяков, внутренние профили следовали очертанию пролета, а наружные — внешнему контуру перемычки и косяков. Таким образом создалась форма наличника с ушками.
В классической архитектуре профиль наличников приобрел довольно устойчивую форму, близкую к форме архивольтов арок, с небольшим общим выносом. Внутренняя часть наличника, обращенная к проему, состояла из одной или нескольких гладких полочек, незначительно выступающих одна над другой - фасций*, наружные края обычно заканчивались профилем киматия или выкружки с полочкой.
Рис. 83. Обрамление окна в классической архитектуре |
Часто над проемами размещался карнизик для защиты от дождевой воды, стекающей по стене. Простейший вид такого устройства — выносная полочка над перемычкой. Этот карнизик называется сандриком. Он выполнялся также в виде небольшого фронтончика. Обычный - профиль сандрика соответствует простейшему классическому карнизу и сохраняет его основные элементы - выносную плиту, поддерживающую часть в виде одного профиля, и венчающий карниз. Сандрики помещались над проемами и применялись с наличниками и без них. При проеме с наличником сандрики располагались непосредственно на нем или на некотором расстоянии от него, образуя фризок. Сандрики часто поддерживались кронштейнами, которым иногда соответствовали вертикальные полочки, шедшие по краям наличника, - так называемые контрналичники (рис. 83).
Декоративный характер носят обрамления проемов с применением ордера в виде пилястр или трехчетвертных колонн, поставленных по краям проема и перекрытых антаблементом с фронтоном или без него. Этот прием был особенно распространен в архитектуре итальянского Возрождения, но применялся уже в античную эпоху (см. рис. 19).
Проемы с криволинейными перекрытиями в классической архитектуре обрабатывались, как арки: архивольтами с импостами или путем выявления клинчатой структуры арки с расшивкой швов, выделением замкового камня. Швы арки обычно увязывались со швами стены (см. рис. 82).
Арочный пролет также обрамлялся наличником с сандряком, ордерными колоннами или пилястрами с антаблементом. Своеобразным видом подобного обрамления арочного проема является «окно Браманте», названное так по имени известного итальянского архитектора, применившего его в здании палаццо Канчеллерия в Риме. Этот прием возник из способа облицовки стены. Вокруг арочного оконного проема оставлялась прямоугольная впадина в облицовке, в которую после затухания осадки вставлялась каменная рама, обрамляющая его (рис. 84).
Более декоративный характер носит другой вид обрамления проема — «окно Сансовино», представляющее собой арочный пролет, обработанный архивольтом и импостами, опирающимися на маленькие колонны, приставленные к притолокам проема (рис. 85).
Необходимость увеличить световой пролет, не изменяя его высоты и сохраняя нормы классических пропорций, привела к созданию сложных окон, являющихся сочетанием нескольких
* В штукатурном деле они называются платиками.
Рис. 84. Окно палаццо Канчеллерия в Риме |
проемов. Таковы двойные и тройные окна, представляющие собой широкий проем, разделенный стойками, подпирающими перемычку (рис. 86). Особо нужно выделить тип тройного окна, получивший название «окно Палладио» - по имени итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио. Это - широкий проем, разделенный колонками на три части: средняя перекрыта полуциркульной аркой, опирающейся на импосты, которые служат перемычками боковых проемов и в то же время являются антаблементами колонн, разделяющих просвет окна (рис. 32, 87).
В некоторых случаях в зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые, овальные, эллиптические, квадратные лежачие, полукруглые, многогранные оконные проемы. Все эти виды окон использовали обычно как вспомогательные – для освещения антресолей, промежуточных служебных, цокольных и аттиковых этажей, как «второй свет» в двухсветных залах.
Обработку дверных проемов в классической архитектуре производили теми же приемами, что и оформление оконных. Различие заключалось в том, что наличник или другой вид обрамления не доходит до низа проема, а заканчивается тумбой, т.е. каменной вставкой, в которую он упирается. Большой дверной прем позволяет применять более сложную пластическую обработку. Значительные по размерам двери с развитой пластической декоративной обработкой называются порталами. Примером величественных и богато обработанных порталов могут служить двери Исаакиевского и Казанского соборов в Ленинграде.
Рис. 85. Окно на здании библиотеки св. Марка в Венеции |
Рис. 86. Двойное окно. Здание Эрмитажа в Ленинграде |
ПЕРЕКРЫТИЯ
Перекрытия принадлежат к основным конструктивным частям здания. Будучи одним из элементов, ограждающих внутреннее пространство, перекрытия в зависимости от их характера могут оказывать существенное влияние на архитектурное решение интерьера. В соответствии с
Рис. 87. Схема проема в здании базилики в Виченце |
конструкцией перекрытия можно подразделить на две основные группы - на плоские (иначе балочные, или архитравные) и сводчатые. Далее будут рассмотрены основные виды архитектурных форм перекрытий и некоторые приемы их обработки, связанные с их тектонической основой.
В случае, иногда нижняя поверхность перекрытия образует гладкую горизонтальную* плоскость потолка, его обработка не связана с конструктивной структурой и может быть выполнена любыми декоративными средствами — лепкой, орнаментальной росписью, живописными плафонами **, обшивкой деревом и пр., включая имитацию конструктивной структуры. В простейшем случае потолок представляют собой гладкую плоскость без всякой обработки, что характерно для подавляющего большинства зданий массового строительства. Когда конструкция перекрытия обнажена, архитектурная форма потолка неизбежно связана с его конструктивной структурой. Наиболее распространенным видом перекрытия является плоское, имеющее в большинстве случаев в основе балочную конструкцию. Среди памятников античного греческого зодчества сохранились немногочисленные образцы архитектурного решения
* В современной архитектуре встречаются не только горизонтальные плоские перекрытия. В некоторых зданиях, где эти перекрытия не являются междуэтажными не служат полом вышележащего этажа, они делаются иногда наклонными. В некоторых случаях такие наклонные перекрытия соответствуют наклонному полу вышележащего помещения, как в фойе концертного зала в г. Турку.
** Плафон (фр. Рlafond - потолок). Так называют потолки с декоративной отделкой. Часто применялась роспись потолка или на нем укреплялись живописные полотна, специально выполненные по правилам плафонной живописи, которые также называются плафонами.
балочных перекрытий, в которых пространство между колоннадой и целлой перекрывалось каменными балками. По этим балкам укладывались каменные плиты - стротеры. Для облегчения последних в них выбирались квадратные углубления - кессоны, или кассетоны. Сама балка часто обрабатывалась наподобие архитрава фасциями и легким профилем наверху. Таким образом, конструкция перекрытия одновременно являлась гармоничной архитектурной формой (см.рис.48).
Рис. 88. Деревянное перекрытие с главными и дополнительными балками. Замок Боннетабль (Франция). Схема перекрытия по деревянным балкам |
Однако каменной балкой можно перекрыть очень небольшой пролет, поэтому устройство плоских перекрытий относительно большого пролета до появления металлических и железобетонных конструкций осуществлялось с помощью деревянных балок или путем подвески деревянных потолков к стропилам.
Открытые деревянные балки в виде прямоугольных в сечении брусьев обычно обрабатывались декоративной росписью и резьбой. Концы балок часто опирались на выступающие из стен консоли. Панели потолка между балками также декоративно обрабатывались.
Применение системы вспомогательных балочек, пересекающих главные в перпендикулярном направлении, естественным образом создавало систему прямоугольных кессонов, которые заполняли всю плоскость потолка (рис. 88). Вследствие того, что конструктивные балки ограничивали композиционные возможности декоративного решения плафона, их стали заменять подвесными потолками, на поверхности которых размещали декоративные балки и кессоны легкой коробчатой конструкции, имитировавшие форму конструктивных балок, причем положение их на плоскости потолка подчинялось исключительно декоративным задачам и не обусловливалось конструкцией. Такие декоративные кессоны самой разнообразной формы отделывались легкими профилями, лепкой или резьбой, позолотой и орнаментальными росписями. Итальянская архитектура эпохи Возрождения содержит множество примеров подобного рода решений, отличающихся исключительной декоративной насыщенностью и богатством.
В современной архитектуре тектоническая форма плоских перекрытий выявилась в ребристых конструкциях железобетонных перекрытий, в которых плита укреплена выступающими балками. Эта конструкция, в чистом виде имеющая несколько утилитарный характер, в некоторых случаях находит более выразительное решение. Примером такого решения в современных зданиях, архитектура которых в известной степени основывается на классических традициях, являются интерьеры Новой ратуши в Стокгольме (Золотой зал, галерея), Галерея посланников в здании Финского сейма в Хельсинки, выставочный зал в Доме архитекторов в Москве, зал железнодорожного вокзала в г. Пушкине и др. (рис. 89). Система главных и вспомогательных балок в ребристых железобетонных конструкциях создает четкую кессонную структуру перекрытия, которая может одновременно являться также архитектурной формой.
Воплощение новых конструктивных идей в устройстве железобетонных перекрытий с ребрами, расположенными по линиям равных моментов, выявляет новые, интересные возможности архитектурного решения плоских перекрытий, как это можно видеть на примере перекрытий, сконструированных инженером Нерви (см. рис. 89).
В связи с насыщением современных зданий техническими устройствами широкое распространение получили системы подвесных потолков которые крепятся к перекрытиям на относе. Если в архитектуре XVI - XVIII вв. при строительстве подвесных потолков руководствовались преимущественно эстетическими соображениями, то в современных условиях устройство таких потолков преследует практические цели.
Пространство между перекрытиями и подвесным потолком используется для прокладки электро-, радио-, телевизионной и телефонной проводки, а также размещения спринклерных систем, вентиляционных устройств, осветительной аппаратуры, акустических устройств (так называемые акустические потолки в концертных и театральных залах).
Рис. 89. Ребристое бетонное перекрытие. Вокзал в г. Пушкине (вверху) а фабрика Гатти в Риме |
Естественно, что при исполнении подвесных потолков ставятся и эстетические задачи — найти гармоничную архитектурную форму. Этому способствует то обстоятельство, что подвесные потолки, не связанные непосредственно с конструктивной структурой, дают большие возможности для их пластического решения. Например, система встроенного отражательного отопления в здании пенсионных касс в Хельсинки и система акустических и осветительных устройств Дома немецкого радио Берлине создают своеобразную, необычную структуру и пластику поверхности потолка (рис. 90). В подобных решениях проявляется свое образный синтез новой техники и архитектурной формы.
Рис. 90. Пенсионные кассы в Хельсинки (вверху) и Дом немецкого радио в Берлине |
Сводчатые тектонические системы возникли в архитектуре великих древних цивилизаций (Египет и Месопотамия), но широкое развитие получили только (в зодчестве Древнего Рима, где наряду с основными формами клинчатых, каменных и кирпичных сводов были разработаны системы литых бетонных сводов. Основные виды этих сводов существуют и в наше время. На их основе установилась классификация и сложилась терминология, в значительной степени действующая и теперь, когда появились новые системы сводчатых конструкций - тонкостенные, сборные и монолитные, железобетонные и армоцементные своды.
Существуют следующие основные виды кирпичных, каменных и бетонных сводов (рис. 91).
Цилиндрический свод представляет собой полуцилиндр, две длинные стороны которого опираются на стены или другие сплошные продольные опоры, например на балки, поддерживаемые стойками или аркадами.
Рис. 91. Схемы сводов: 1 - цилиндрический; 2 - замкнутый цилиндрический; 3 - зеркальный; 4 - цилиндрический с распалубками; 5 - крестовый; 6 - сомкнутый; 7 - полуциркульный; 8 - коробовый; 9 - купол; 10—парусный; 11 - парусный (схема построения); 12 — купол на парусах; а - опорная стена; б—скуфья. |
Рис. 92. Схема построения сводов: 1—крестовый (А—распалубка; Б—лотки); 2—«трехцентровый с заданными высотой а и шириной б; 3 — ползучий. |
Разновидностями цилиндрического свода являются полуциркульные, эллиптические, трех - и многоцентровые своды, так называемые коробовые, различающиеся только формой Образующей кривой. Стены, на которые опирается свод, называются опорными, а перпендикулярные им стены в торцах свода — щековыми*.
Крестовый свод. Если отрезок цилиндрического свода рассечь взаимно перпендикулярными диагональными по отношению к оси свода вертикальными плоскостями, то образуются четыре части: две из них, расположенные вдоль свода, называются распалубками, две другие, идущие поперек свода,— лотками (рис. 92).
Можно представить себе два перпендикулярно пересекающихся цилиндрических свода с пятами и шельгами, находящимися на одном уровне. Линии пересечения этих поверхностей полностью соответствуют следам сечения их двумя диагонально расположенными вертикальными плоскостями, и на поверхностях двух пересекающихся сводов получается по четыре распалубки и лотка. Если отбросить лотки, то сомкнутые по диагонали четыре распалубки и образуют крестовый свод: выступающие углы диагональных стыков распалубок—ребра свода дают в плане крест. Крестовый свод опирается в четырех точках, в которые сводятся его пяты. Таким образом, опорные и щековые стены могут отсутствовать, и свод покоится на четырех опорах-стойках — так называемый балдахин. Распалубки могут быть образованы и пересечением любой сводчатой поверхности другим сводом, имеющим тот же или меньший радиус,— полуциркульным, коробовым, эллиптическим и др.
Сомкнутый свод является противоположностью крестового. Он состоит из четырех лотков, которые, смыкаясь по диагонали, образуют входящие углы в противоположность крестовому оводу, ребра которого имеют выступающие углы. Сомкнутым сводом перекрывали не только квадратные и прямоугольные, но и многоугольные в плане помещения, причем свод опирался по всему периметру. Сомкнутый свод известен также под названием монастырского свода.
Зеркальный свод можно представить себе как сомкнутый свод, верхняя часть которого срезана горизонтальной плоскостью, образующей так называемое зеркало. Криволинейные части свода, обрамляющие зеркало, называются паддугами**. Зеркало выполнялось в виде плоского или очень пологого свода. В первом случае свод имел в сечении корытообразную форму, во втором случае он представлял собой свод коробового профиля со средней частью, очерченной большим
* По существу цилиндрический свод может и не замыкаться в Торцах, например в крытых проездах, тоннелях. Замыкание торца может производиться также полукуполом (конхой) или отрезком поперечного свода, (лотком). В этом случае свод называется замкнутым.
** При плоских перекрытиях переход от потолка к стенам иногда представляет собой криволинейную поверхность, которая также называется паддугой.
радиусом. Зеркало свода, обычно отделявшееся от паддуг рельефной рамой, использовалось часто как поверхность для живописного плафона. Зеркальный свод, появившийся впервые в архитектуре эпохи Возрождения, позволил значительно снизить чрезмерную высоту помещений, вызывавшуюся применением цилиндрических, крестовых или сомкнутых сводов, что было особенно важно при увеличении числа этажей зданий.
Купольный свод, или купол, образуется вращением кривой (полуокружности, полуэллипса, параболы и др.) вокруг вертикальной оси. Таким образом, в плане или в горизонтальном сечении купол дает круг, а в любом другом - кривую линию*.
Куполом можно перекрывать не только круглые в плане помещения, где он опирается на стены по всему периметру, но также квадратные и многоугольные. В таком случае переход от купола круглого очертания к помещению квадратной или многоугольной формы осуществляется посредством сферических треугольников — парусов, или пандативов, или путем устройства сводов в виде части конуса — тромпов, а также с помощью системы арок. Сферические паруса несут в своей верхней часта опорное кольцо, на котором возводится купол или стена цилиндрической формы — барабан, перекрываемый куполом. Барабан обычно использовался для размещения оконных проемов для освещения подкупольного пространства. Полукруглые в плане помещения, например апоиды, перекрывали, как правило, полукуполом, или конхой.
Парусный свод можно рассматривать как производный от купольного. Геометрическое построение парусного свода получается путем отсечения от купольной поверхности боковых частей плоскостями призмы, продольная ось которой совмещена с осью купола. Свод такой формы является тем случаем купола на парусах, когда и купол и паруса имеют общий радиус и принадлежат, таким образом, одной и той же сферической поверхности. Верхняя часть такого свода выше парусов, представляющая собой шаровой сегмент, называется скуфьей. Чаще всего таким сводом перекрывали квадратное в плане помещение. Свое наименование он получил благодаря сходству с закрепленным в четырех углах надутым ветром парусом. Парусный свод может перекрывать многоугольные, а также треугольные в плане помещения, например перекрытие тонкостенным парусным сводом большого пролета треугольного в плане помещения - аудитории Массачусетского технологического института. Как и крестовый свод или купол на парусах, парусный свод может опираться на отдельные опоры, образуя балдахин.
Термин «ненарушенный» применяется к любым сводам и даже плоским покрытиям, имеющим небольшой подъем по слабой кривой к середине — вспарушенность. Плоский потолок в больших помещениях обычно делают несколько вспарушенным, чтобы устранить впечатление провисания.
Перечисленные основные формы сводчатых перекрытий не исчерпывают всего разнообразия этих конструктивных систем, применявшихся в истории архитектуры. Существовали различные виды и сочетания приведенных сводов, например своды на распалубках, бочарные и др. Еще большим разнообразием отличаются современные железобетонные и армоцементные своды.
Приемы пластической разработки оводов очень разнообразны. Здесь мы можем коснуться только тех из них, которые вытекают из самой структуры сводчатых перекрытий и отражают их тектонику. Таким является прием расчленения цилиндрического свода подпружными арками**, по которым настилаются плиты, образующие поверхность свода. Этот чисто конструктивный прием, применявшийся в античной римской и романской архитектуре, вводит ритмическое начало в архитектурное решение гладкого цилиндрического свода.
* Существуют купола эллиптические или овальные в плане, форму которых можно рассматривать как результат вращения полуэллипса или полуовала вокруг горизонтальной оси. В зависимости от характера образующей кривой получают купола - разной формы - сферический, в форме полушара, эллиптический (в разрезе), сферо-конический, со стрельчатой верхней частью и др. Все купола, имеющие в сечении очертания дуги круга, называются сферическими.
** Подпружными называются арки, поддерживающие свод или предназначенные для его укрепления; в купольных системах — арки, которые служат опорой для парусов и поддерживают опорное кольцо купола или барабана; в крестовых и парусовых сводах—арки, расположенные по четырем сторонам свода и являющиеся для него опорой.
Распространенным приемом обработки сводов, также связанным с их тектоникой, является кессонирование. В каменном своде, цилиндрическом или коробовом, кессоны получают путем создания каркаса из арок, идущих по кривой поперек свода, и пересекающих из горизонтальных ребер, расположенных вдоль свода. Полученные таким образом ячеи перекрываются плитами*. Однако в чистом виде подобная конструкция встречается крайне редко, примером, ее может служить перекрытие портика капеллы Пацци во Флоренции.
В римских каменных сводах кессоны вытесывались после возведения сводов, как это выполнено в арке Тита в Риме, где кессоны имеют уже чисто декоративное значение, что подтверждается и тем, что разбивка их не совпадает со швами кладки. Более органичный характер имели кессоны в бетонных сводах античных римских сооружений, которые получали путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков с соответствующей профилировкой. При бетонировании в местах установки форм образовывались углубления, кессоны, на поверхности свода. Наиболее типичным примером служат кессонированный купол Пантеона и остатки сводов базилики Максенция в Риме.
Рис. 93. Свод выставочного павильона в Турине |
Обработка кессонами применялась для сводов всех форм — крестовых, купольных и др. Практическое назначение кессонов состоит в облегчении обычно очень толстых бетонных сводов. Таким же образом создавались и кессоны в сводах, выложенных из кирпича. Так же, как и в плоских перекрытиях, кессоны сводов обрабатывались профилями с резьбой, лепкой и другими видами орнаментального декора. Часто в центре кессонов помещались скульптурные розетки, которые иногда выполнялись в металле, как в кессонах свода Казанского собора в Ленинграде.
Появление железобетонных конструкций открыло широкие возможности для выполнения самых разнообразных сводчатых конструкций. Особенно это относится к тонкостенным армоцементным сводам, так называемым сводам-оболочкам, которые при толщине, равной всего нескольким сантиметрам, могут перекрывать громадные пролеты. Для придания сводам большей жесткости применяются волнистые профили оболочек, придающие своеобразный характер поверхности перекрытия. Рациональная форма этих конструкций является одновременно и выразительной архитектурной формой (рис. 93).
Рис. 94. Кариатида дворца Бельведер в Петродворце |
Достижения современной строительной техники вызывают к жизни новые архитектурные формы, создают предпосылки для появления нового, современного стиля, который характеризуется синтезом конструктивных, технических и эстетических элементов.
*Такая конструкция аналогична каменным кессонам в перекрытиях птеронов греческих храмов. Виоле-ле-Дюк дает схему такого конструктивного каменного свода, где горизонтальные ребра заклинены в арках.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОПОРЫ
Классическим примером архитектурной формы опоры является колонна. В античной греческой архитектуре стойки-колонны несли горизонтальное перекрытие — антаблемент. В поздней римской архитектуре возникла конструкция, в которой колонны служили опорой для арок, причем арка непосредственно отиралась пятой на капитель колонны или между пятой арки, и капителью вставлялась промежуточная часть в виде антаблемента. Введение аркады на колоннах давало возможность значительно шире раздвинуть их по сравнению с каменными архитравными конструкциями, ограниченными размерами каменной балки. В дальнейшем прием опирания арок и сводов на колонны широко применялся в средневековых сооружениях и в архитектуре эпохи Возрождения (см. рис. 10).
Распространенным видом опоры являются столбы, круглые, многоугольные, квадратные или прямоугольные в горизонтальном сечении. Столбы могут нести балочное или сводчатое перекрытие или аркаду. В классической архитектуре наряду с гладкими столбами можно встретить столбы с разной степенью пластической обработки—пилястрами, лопатками, филенками и т. п. Они обычно имеют плинт, базу и завершение в виде карниза или упрощенной капители. Столбы, поддерживающие арки, обычно завершаются профилем импоста. Мощные столбы, поддерживающие аркады или подпружные арки, называются пилонами.
В античной архитектуре встречаются опоры в виде скульптурных изображений мужской или женской фигуры, например мраморные женские фигуры, которые поддерживают один из портиков Эрех-тейона в Афинах, так называемые кариатиды, или коры, или кариатиды дворца Бельведер в Петродворце (рис. 94). Того же назначения скульптурные изображения мужских фигур носят название атлантов, или теламонов, замечательным образцом которых служат гранитные атланты портика Эрмитажа в Ленинграде. Естественно, что подобные опоры со временем утратили конструктивную роль, превратившись в декоративный элемент, создающий видимость опоры (рис. 95).
Рис. 95. Атлант. Портик Эрмитажа в Ленинграде |
Античные гермы, т. е. каменные квадратные столбы, иногда расширяющиеся кверху и заканчивающиеся скульптурным бюстом, также использовались в архитектурных композициях в качестве поддерживающего элемента. Примером могут служить портики Розового павильона в Петродворце (рис. 96). В здании Эрмитажа гермы использованы в качестве вертикального импоста в двойных окнах главного фасада (см. рис. 86).
В современном строительстве в качестве вертикальных опор применяются преимущественно железобетонные или металлические стойки, форма которых видоизменяется в широких пределах как в части пропорций, так и в отношении абриса горизонтального сечения. При соответствующем армировании железобетонные колонны могут иметь очень большую высоту относительно диаметра и малое сечение при сравнительно больших нагрузках. Их поперечное сечение может быть кругом, квадратом, прямоугольником, причем последний может быть сильно вытянутым, так что стоика при обретает вид ребра. Стойка может быть также многогранной, имеет в сечении сложный профиль с западами и т. п., что достигается применением соответствующей опалубки. Указанные особенности способствуют выявлению характера железобетонных стоечных конструкций.
Рис. 96. Розовый павильон в Петродворце. Портик герм |
Можно выделить некоторые разновидности современных опор, характеризуемые особенностями их конструкции. К таким опорам можно гнести расширяющиеся кверху опоры, поддерживающие грибовидные ли воронкообразные перекрытия, У-образные опоры, поддерживающие перекрытие в двух точках, веретенообразные — отражающие распределение усилий в стойке, и др. (рис. 97).
БАЛКОНЫ
Балконы являются элементами здания, которые служат определенным практическим целям, улучшая функциональные качества сооружения. Вместе с тем они представляют собой важные композиционные элементы, участвующие в формировании облика здания и способствующие достижению большей его пластической выразительности. Балконы способствуют связи внутренних помещений с наружным пространством. летний период, особенно в местностях с теплым климатом, они дополняют полезную площадь помещений, что весьма существенно для жилых некоторых других типов зданий.