Клише для написания сочинения 15.3
1. Вступление | ||
Объяснение слова | Пояснение проблемы текста* | Переходное предложение |
Я в очередной раз задумался... над проблемой (какой?) Проблема, которую затрагивает автор произведения… | Эту проблему рассматривали и по-своему решали многие писатели, поэты, философы. В частности её затрагивает (пытается решить) и …. (автор текста). | |
2. Примеры (2!!!) | ||
1 пример из текста. Например, (во-первых), в тексте писателя (публициста) ФИО сказано: «ЦИТАТА» или вольный пересказ. Автор подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на… | ||
2 пример из жизненного опыта или из текста. | ||
3. Вывод (ваше мнение) | ||
(Возвращаемся к определению). Хотелось бы верить, что я смог(ла) объяснить значение слова «…»; Мне кажется, я объяснил(а) значение слова «…» и привел(а) удачные примеры. |
*Слова-опоры к проблеме текста:жизненная, важная, актуальная, вечная, общечеловеческая, болезненная, неразрешимая, болезненная; экологическая, философская, нравственная, социальная и др.
Удачные примеры:
1. Из истории.
2. Из жизни знаменитых людей: ученых, писателей, политиков, спортсменов, меценатов и т.д.
3. Из художественной литературы.
4. Благотворительная и волонтерская деятельность школы, класса, семьи ученика.
Неудачные примеры:
1. Из жизни родственников, соседей.
2. Из развлекательных телепередач, художественных фильмов.
3.Замените ряд однородных членов обобщающим словом.
1) Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы. (Ю. Олеша)
2) Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар… Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю. Олеша)
4. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.
Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды. (По Е. Кудрявцевой)
5.Первый абзац текста сократите с помощью приема исключения, второй – с помощью приема обобщения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу- громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метить в противника камнем или палкой, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний:бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М. Гаспаров)
7
6. Прочитай оригинальный текст и изложения учеников. Оцени их по существующим критериям.
Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу,
с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности строительного материала и конструкции здания. Иначе мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры? Самое прямое! Форма, размеры, внутренняя планировка здания зависят от того, для чего его строят, как собираются использовать. И многие архитектурные решения появились не только из стремления архитектора построить нечто красивое – в них есть практический смысл.
Это можно увидеть на примере древнерусской архитектуры. Мы любуемся красивыми островерхими шлемовидными куполами, а ведь они пришли на смену пологим византийским из-за того, что на них не задерживаются ни снег, ни дождевая вода – так учтены особенности нашего климата с дождливой осенью и снежной зимой. И многоглавыми русские храмы строили не только для красоты. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит, и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другие ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.
1 вариант
Более двух тысяч лет назад древнегреческий архитектор Витрувий выдал формулу архитектуры, в которой он описал требования, включающие в себя прочность, пользу и красоту. Архитектура со всей своей красой сохранилась до наших времен из-за своей прочности и надежности строительных материалов.
Но в чем заключается польза архитектуры? А ее значение самое прямое. Требования определились формой и размером.
На Руси свои законы: снежные зимы и проливные дожди. В связи с этим кровля не выдерживала снег и воду. Так островерхие купола вытеснялись византийскими. Чем крупнее строится церковь, тем крупнее у нее должны стать барабаны, а следственно, и купола, и, чтобы они друг друга не затеняли, их строили на разном уровне.
8
№ | Критерии оценивания сочинения 15.3 | баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, ноне прокомментировал его | ||
Экзаменуемый дал неверное определение, илитолкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | ||
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | ||
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | ||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | ||
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста | ||
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста | ||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 |
и мы видим, какое впечатление на окружающих производит Халима с первого взгляда. Но в конце рассказа в глазах старухи Клюквиной она становится «высокая и удивительно красивая». Почему? Ведь старуха видела её не в первый раз. Но после благородного поступка Халимы мы видим её настоящей. Внешность и внутренние качества человека часто не совпадают.
Автор текста права в том, что внешность не показатель внутренних качеств человека.
3 вариант
В своём рассказе «Счастливый случай» писательница А. Улицкая в финале пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». В тексте поднимается проблема отношений между людьми. Чтобы подтвердить свое мнение, приведу примеры из текста Улицкой.
В предложении №34 автор пишет: «Руки, ноги целые? – и забормотала что-то радостное, прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку». Автор показывает, как Халима переживает за чужого мальчишку, который издевался над ней. А в предложении №7 автор показывает отношение мальчика к Халиме: «перевернул раскладушку».
С автором рассказа трудно не согласиться. Действительно, великодушие - важное свойство характера. Во все времена, несмотря на отношение к тебе других людей, нужно быть бескорыстным и незлопамятным.
С1К1 (2) | С1К2 (3) | С1К3 (2) | С1К4 (2) | Итого баллов (9) | |
1 вариант | |||||
2 вариант | |||||
3 вариант |
2 вариант
Почти две тысячи лет назад зодчий Витрувий описал основные требования к произведениям архитектуры: прочность, польза и красота. Сейчас специалисты не сомневаются, что эти компоненты составляют сущность архитектуры, являясь важными сами по себе. Разумеется, произведение должно быть красивым. Памятники древности сохранились благодаря прочным материалам, из которых они были построены.
Но какое отношение к искусству имеет польза? Прямое: форма, размеры и планировка зависят от предназначения постройки. Многие архитектурные решения были продиктованы именно необходимостью.
Например, купола в России делали островерхими, потому что на них не задерживались снег и вода. А барабаны, на которые опирались купола, служили для освещения церкви: чем больше была церковь, тем больше было куполов. Барабаны ставились на разном уровне, чтобы не затенять друг друга, чтобы освещение не терялось.
ИК 1 (2) | ИК 2 (3) | ИК 3 (2) | Итого баллов (7) | |
1 вариант | ||||
2 вариант |
Часть 2. Тест
Задание 3. «Образные средства» | ||
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) |
(26) Старуха Клюквина всё не могла успокоиться.
(27)-Ишь, выложила своё тряпьё под самый нос, - ворчала она.
(28) Потом втсала, взяла совок, выгребла из печки золы, подошла к окну и ловким движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку…
(29) И вдруг странная фигура мелькнула прямо перед глазами Клюквиной. (30) Она камнем упала сверху, прямо в середину Халаминого тряпья, и раскладушка развалилась. (31) Над бледным Колькой стояла Халима. (32) Она увидела тоненькую струйку крови, вытекающую изо рта, и схватила его на руки.
(33) –Живой? (34) Руки, ноги целые? – и забормотала что-то, радостно прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку.
(35) И ещё не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала к раскладушке и кричала:
-Не парень, бес! (36) О откуда же он сверзился?
(37) Колька был жив и невредим, но с прокушенным языком…
(38) Соседи видели, как на другой день вредная старуха Клюквина торжественно отнесла в подвал Халиме большой пирог с вареньем, поклонилась ей и громко сказала:
-Прости, Халима. (39) Кушайте на здоровье.
(40) А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая…
(По Л. Улицкой)
Задание 2. Сравни сочинения учеников. Выяви их достоинства и недостатки. Выставь баллы по критериям.
1 вариант
Писательница Улицкая в финале рассказа пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор заставляет читателя задуматься, что такое великодушие. Приведу примеры из текста.
Например, в предложении №34 Халима проявила великодушие к Кольке, ведь она могла стоять и равнодушно смотреть на мальчика, который вместе со своей бабкой делал гадости. Но вместо этого она встревоженно подбежала к нему и спросила, всё ли у него в порядке. А в предложениях №38 и 39 автор показывает, что старуха Клюквина увидела Халиму с другой стороны.
Текст автора вызвал у меня чувство радости, потому что всё благополучно закончилось, и старуха Клюквина теперь по-другому будет относиться к Халиме.
2 вариант
В своём рассказе «Счастливый случай» писательница А. Улицкая в финале пишет: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая». Автор подчеркивает, как Халима незаметно изменилась, совершив великодушный поступок. Приведу примеры из текста писательницы.
Например, в предложении №1 автор говорит о героине жёлтая и худая»,
Тренировочные упражнения по заданию 15.2
15.2 Прочитай текст. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая».Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
(1)Летом жёлтая и худая Халима начинала просушивать постель. (2) Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла и перины такой преогромной кучей, что непонятно было, как всё это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с семьёй.
(3) Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже двухэтажного дома.
(4) Старуха Клюквина, высунувшись в окно, добросовестно бранила Халиму.
(5) –Колюня, подь сюда! – приказала она своему шкодливому внуку Кольке. (6) –А ну-ка скинь всё!
(7) Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.
(8) Старуха Клюквина всё стояла у окна и поругивалась. (9) Потом в голову ей пришла, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку.(10)Нести во двор она не хотела – а ну как украдут? - и решила проветрить её на чердаке.
(11) Она позвала Кольку и, снявши в сенцах ключ с гвоздя, стала подниматься вслед за ним на чердак.
(12) Старуха отомкнула замок, и они вошли в огромное помещение.
(13) Колюня каждый раз восхищенно замирал перед кучами хлама, жадно разглядывал причудливые очертания. (14) Он ткнулся было туда, но бабка, повесив жакетку на бельевую веревку, потянула его к выходу, замнула низкую дверь и стала спускаться по лестнице. (15) Колюня шёл следом, мучительно соображая, как бы стащить у неё клюс и забраться на чердак.
(16) Он вышел во двор и задумчиво посмотрел на крышу. (17) Трехэтажный дом стоял впритык к их дому, но крыша трехэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома. (18) «Если выход на чердак в трехэтажке открыт, можно рискнуть», - решил Колюня.
(19) Он пошёл просить ключ от чердака к дворничихиному Витьке. (20) Колька наврал ему, что на крышу упал Шуркин кожаный мяч и, если Витька поможет достать ему ключ от чердачной двери, они вдвоем, конечно, будут навеки владельцами этого мяча!
(21) У Витьки загорелись глаза. (22)Через три минуты оба они стояли у деревянной чердачной двери.
(23)-Ты посиди пока, я слазию на двухэтажку, может, там мяч-то, - сказал Колюня. (24) Он приземлился на крышу двухэтажки, подошёл к растворенному чердачному окну и гляну вниз.
(25)Колька увидел задний двор, большой дуб, сараи, Шуркину голубятню, присел на корточки: ему хотелось увидеть и раскладушку с разноцветными перинами, песочницу, доминошный стол…
42