Центр искусств как синтетическое произведение искусства
Центр искусств целесообразно рассматривать в совокупности формы и содержания: архитектурной формы и искусства как сути функциональных процессов. Таким образом, Центр искусств является синтетическим произведением искусства и архитектуры, или искусства архитектуры, синтезирующего свойства обеих систем.
Искусство понимается как форма общественного сознания и как способ отношения человека к себе и своему окружению, а также как продукт творчества. Поэтому оно рассматривается, как правило, в трех аспектах:
- как система взглядов, опирающаяся на образное мышление, характеризует род человеческой деятельности как художественное творчество в целом;
- как совокупность способов художественной деятельности, определяющих характер сферы искусства – «вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» [129, С. 118];
- как различные средства выражения интеллектуального, чувственного и сверхчувственного, используемые в качестве «языка искусства», формирующего стиль продуктов творчества и место человека в художественной культуре.
Кроме определимых характеристик искусства существует неопределимый источник воображения, как исходная форма свободного творчества. Поэтому искусство, как и архитектура, по словам К. Мельникова, – это «по-прежнему синоним таинственности» [47, С. 32]. Сущность тайны искусства проявляется в том, что оно парадоксальным образом соединяет разнохарактерные творческие процессы в едином потоке, который разрушает стройность общей системы, непрерывно обновляет ее структуру и непредсказуемо трансформирует связи между ее элементами. Творчество, как принцип синтеза разнородных процессов и их результатов, является связующим звеном, соединяющим в каждом произведении искусств внутренний и внешний мир человека культуры.
Для искусства характерны три фундаментальных понятия, которые обозначают основные направления творческой деятельности: «poiesis», «mimesis» и «techne».
Архитектура воспринимается как освоение и преобразование пространства материального мира по законам пользы, прочности и красоты. При этом архитектуре как искусству присущи все его характеристики и свойства.
Исходя из синтетичности взаимосвязи искусства и архитектуры, можно обозначить ЦИ как единое пространство для:
- творческой коммуникации, формирования системы взглядов в сфере искусства;
- организации разнородной творческой деятельности, включая совокупность ее способов и методов;
- развития «языка искусства», направлений и стилей творчества, создания и демонстрации произведений искусства.
Центр искусств рассматривается в исследовании как универсальный комплекс пространств, предназначенных для организации различных по характеру творческих процессов, которые во взаимодействии формируют специфическую архитектурную среду, синтезирующую разнородное искусство и занимающую обособленное место в предметно-материальной действительности. Таким образом, ЦИ – это одновременно концептуальная модель и реальный архитектурный объект, которые существовали с древних времен в скрытой форме становления и актуализировались в современности, обусловленной наивысшей степенью расслоения творческого потенциала человеческой культуры.
В основе концепции ЦИ лежит идея синтеза искусств. Синтез искусств (греч. synthesis – соединение) – органичное соединение произведений разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве свойства, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие (таблица 33).
Широко распространено понимание синтеза искусств в создании синтетического произведения: архитектурно-художественный синтез (пространственно-пластический) с участием архитектуры, монументального искусства (скульптуры и живописи), декоративного и станкового искусства. Художественная синтетичность на базе архитектуры исторически развивалась и закреплялась в системе стилей: взаимодействие искусств в культуры Древнего Востока; скульптура греческих акрополей, храмов, скульптура и росписи римских форумов, дворцов и вилл Античности; «соборное» единство средневекового храмового зодчества Франции и России (синтез иконописи, фресок, мозаик, скульптуры, а также литургической поэзии и музыки); ансамбли Возрождения (архитектурное пространство и фресковая живопись); барокко (связь содружества разных видов искусства с церковными и светскими праздниками, триумфами и спектаклями); рококо и классицизм (закрепление идеалов и норм во взаимодействии искусств). Опосредованным проявлением синтетичности выступало влияние одного вида искусства на другие: «архитектоничность» композиций древнегреческой архаики, Возрождения, классицизма, «пластичность» древнегреческой классики, «живописность» эллинизма и барокко. В XIX веке нарушение закономерности смены стилей определило проявление романтических стремлений создавать «оазисы красоты», «совместные произведения искусства» (Гезамткунстверк – Р. Вагнер, У. Моррис), нашедшие практическое воплощение в модерне [6, С. 554-555].
Понятие синтетичности является ключевым в концепции ЦИ. Синтетичность представляет собой совокупность форм и способов прямых и опосредованных взаимодействий, при которых происходит гармоничное объединение свойств участников синтеза и появление свойств нового, синтетического, качества. В системе ЦИ синтез искусств понимается в аспекте творческой деятельности человека, и включает этапы формирования замысла, процесса создания и самостоятельного бытия произведения искусства.
Необходимо проследить развитие свойства синтетичности применительно к ЦИ. Изначальная синтетичность «чистого» искусства («poiesis», «mimesis», «techne»), закономерно дополняется архитектурными элементами синтеза, связанными с освоением пространства материальной действительности (польза, прочность, красота). Обе триады вступают в синтетическое взаимодействие, при этом определяющим фактором для архитектурного объекта становится пространственность. Архитектурный объект ЦИ, обнаруживая в основе приведенные синтетические взаимодействия, призван развивать искусство в качестве внутренних функциональных процессов. Базовым механизмом взаимодействия различных видов творчества является идея синтеза искусств (по видам их классификаций). Таким образом, для ЦИ характерен интегральный синтез и «предельная» синтетичность реальных и потенциальных форм в сфере искусства и архитектуры.
Синтетичность ЦИ не ограничивается описанными взаимосвязями и является системой, открытой к творческой интерпретации. В исследовании предложен подход к рассмотрению авторских концепций ЦИ как наиболее целостных систем взглядов с выявлением ведущей идеи. Авторские подходы к синтетичности ЦИ приведены последовательно, согласно архитектурной традиции: концепции развития функциональной структуры ЦИ, конструктивно-технологические аспекты проектирования ЦИ и концепции формы в архитектуре ЦИ. Градостроительные концепцииархитектурной среды ЦИ разобраны отдельно как примеры возможной трактовки «предельной» синтетичности при организации интегрированных средовых комплексов.
В аспекте рассмотрения ЦИ как синтетического произведения искусства архитектуры в новом ракурсе актуализируется взаимосвязь: автор – произведение – потребитель. Архитектор как автор произведения определенным образом выстраивает его концепцию с преобладанием функционального, технологического или формального аспектов. Наиболее наглядной воспринимается работа с формой ЦИ, которая может представлять нейтральную оболочку для «ценностей», соответствовать сложившейся типологии и являться самоценным произведением. Не менее важны аспекты решения функциональных взаимосвязей и структурной организации внутреннего пространства. В современном мире особое место заняли вопросы использования высокотехнологичных решений конструкций и оборудования ЦИ, а также вопросы экологического характера. Решение средового комплекса ЦИ требует от автора интегрального уровня градостроительного искусства.