Концепции универсальной синтезирующей роли промежуточного пространства ЦИ в творчестве современных архитекторов
В аспекте синтетичности архитектурной среды ЦИ симптоматично обращение многих архитекторов к теме промежуточного, «пустого», пространства и использования его интегрирующего потенциала.
В исследовании уже были рассмотрены некоторые примеры этого подхода: «растущий музей» Ле Корбюзье, поглощающий окружение; символическая «пустота» музея еврейского мира в Берлине Д. Либескинда; предельная дематериализация произведений Ж. Нувеля («пространство кочевников» в доме Картье в Париже); саморазвитие формы ЦИ у П. Эйзенмана, интерпретирующая принцип «открытого текста»; обязательное присутствие «серой зоны» у К. Курокавы. В творчестве японского архитектора тема эстетики пустоты развита наиболее последовательно, продолжая традиционное для японской культуры понимание пограничного пространства. Зона неопределенности, «серое Рикю», синтезирует смысловые глубины иероглифов «ку», «кан», «эн» в многозначной пустоте, вмещающей понятия «пространства», «времени», «промежутка», «связи». В архитектурном пространстве ЦИ «серая зона» служит буферной зоной взаимодействия разнохарактерных объемов, «примиряя» их разнородные свойства [101, С. 182].
В творчестве Б. Чуми рассматриваемый подход также имеет ясную концептуально-теоретическую основу. В проекте расширения Музея современного искусства в Нью-Йорке автор трактует «пустоты» как «события» в городской среде, а музей – как «внутренний город». В проекте школы архитектуры мастер присваивает «пустотам» термин «активаторы» – социальной и творческой активности (очевидны аналогии с теорией «прибавочного элемента» К. Малевича). Наиболее полно авторская концепция социально-активированной среды ЦИ проявилась в разработке проекта парка Ля Виллет в Париже, трактованное автором как «нескончаемое здание». Используя метод суперпозиции, Б. Чуми внедряет в природный контекст жесткую систему из «фоли», которые можно интерпретировать как точки-события. В недавнем проекте концертного зала в Руане автор использует принцип «конверта», создавая комплекс на основе двух гигантских оболочек и «пустого» пространства.
Иным аспектом развития рассматриваемой концепции является виртуальное проектирование, при котором объект ЦИ рождается и развивается в информационном пространстве. В этом плане показательны новационные предложения группы Асимптоте. Их творчество изначально ориентировано на взаимосвязь искусства, технологии и науки (проект музея технологической культуры для Нью-Йорка). Результатом «дигитального генерирования» в условиях «информационного общества» стал проект универсального мультимедийного театра в Аруге (Дания). Свойство универсальной синтетичности медиа-пространства в полной мере воплотил виртуальный музей Гуггенхейма, обеспечив равноправие прошлого и будущего, идеального и реального.
Вполне вероятно, что потенциал концепции промежуточного и «пустого» пространств еще не до конца использован в архитектуре ЦИ, являясь одним из подходов воплощения свойства универсальной синтетичности.
Выводы по Главе 2
1. Композиция ЦИ формируется по трем типам структурного построения: линейный (в горизонтальном и вертикальном направлениях), плоскостной (регулярная и свободная организация) и объемный (по сумме векторов развития). Организующим началом в плоскостном построении ЦИ выступает выявленный крест направлений, задающий параметры возможного перехода к объемному типу. Синтезирующий поливекторный тип является приоритетным и формируется на основе концепции «развития» внутренней структуры ЦИ.
2. В аспекте становления концепции «развития» выявлены три функционально-типологические модели: растущий музей Ле Корбюзье, предполагающий неограниченное расширение здания; универсальный музей Мис ван дер Роэ с обязательной возможностью трансформации внутреннего пространства; музей-спираль Франка Ллойда Райта, задающий график движения посетителя. На основе этих моделей выявлены пропорционально-геометрический, универсальный и органический подходы, которые легли в основу современных концепций структурного развития внутреннего пространства ЦИ: непрерывного движения внутренней структуры ЦИ, (Р. Коолхас, Д. Либескинд, З. Хадид); пропорционального развития ЦИ (Р. Мейер).
3. Сформулированы концепции образной выразительности внутреннего пространства ЦИ: пространственного супрематизма (З. Хадид), «говорящей пустоты» (Д. Либескинд); «классического» минимализма (С.Браунфельс).
4. Внутреннее пространство ЦИ отражает драматургию взаимодействия архитектуры и искусства и выступает в трех вариантах: как нейтральный фон для творческой деятельности; как совокупность технически оснащенных помещений; как самоценное произведение искусства архитектуры. Результатом синтеза выявленных подходов и индивидуального концептуального сценария становится пространственное мега-произведение – ансамбль, представляющий собой культурно-эстетическую и художественную целостность.
5. Конструктивно-технологические подходы к архитектуре ЦИ развивались в ХХ веке по трем основным направлениям: техническое – трансформация, динамичность, мобильность; информационное – социальная открытость, интеллектуальная игра, медиативноть; экологическое – адаптивная архитектура, «green architecture», симбиотическая архитектура; образно-символическое – технические и технологические метафоры, символы, знаки. Выделены и сформулированы группы подходов, рассматривающих конструкцию и технологию как отправную точку в формировании ЦИ: концепция предметного «дизайна» архитектуры ЦИ (У. Элсоп и Я. Стормер); концепция хай-тек ордера архитектуры ЦИ (Н. Фостер); концепция творческого соучастия посетителя.
6. Анализ объектов подтверждает, что характер концепций формообразования ЦИ связан с развитием синтезирующего символизма художественного образа, ориентированного на интегральный синтез запрограммированных и потенциальных прочтений. Представлены концепции знаковости формообразования (К. Мельников), экспрессивного символизма (О. Нимейер, Ф. О. Гери), абстрактного символизма (К. Курокава), метафорического символизма (Д. Либескинд).
7. Разобрана группа пограничных подходов, обусловливающих на уровне формальных характеристик переход от отдельного объекта к средовому комплексу ЦИ. Эти подходы нашли выражение в концепции «прозрачности» архитектуры ЦИ, которая раскрывается как синтезирующее начало в интеллектуальной дематериализации архитектуры ЦИ (Ж. Нувель), театрально-художественной прозрачности формы ЦИ (Й. Фридрих).
8. Выявлена динамика перехода от объекта к среде на основе анализа вариантов границы формы ЦИ: знаковой, динамичной (вибрирующей) и дематериализованной. Результатом интегрального взаимодействия этих типов является комплекс «Города искусств», который формирует синтетическую среду как интегрированную систему функциональных зон по видам искусства; коммуникаций и сценариев пространственного восприятия; рекреации, озеленения и взаимосвязей с внешним контекстом; символической структуры пространства ЦИ.
9. Проанализированы истоки градостроительного подхода к организации центров творчества в архитектуре советского авангарда: концепции иерархической структуры клубных комплексов в системе городского обслуживания (предложения урбанистов); концепции организации линейных «медиа»-структур (предложения дезурбанистов); концепция «пространственной культурорганизации» (И. Леонидов). Представлен ряд базовых современных подходов к градостроительной организации синтезирующей архитектурной среды ЦИ: геометрическая концепция пропорциональной синтетической среды ЦИ (Р. Мейер); концепция музыкальной синтетичности пространственной среды ЦИ (К. Портзампарк); концепция экспериментальной среды ЦИ как саморазвивающейся «открытой формы» (П. Эйзенман); концепция симбиотической среды ЦИ (К. Курокава); концепция контекстуально-символической среды ЦИ (Р. Пиано), концепция социально-активированной среды «природного» ЦИ (Б. Чуми).
10. Анализ авторских концепций позволил выявить ключевые закономерности развития синтетичности архитектуры ЦИ:
- знаковость формообразования и символизм художественного образа ЦИ как уникального объекта в окружении (произведения К. Мельникова, Ф.Гери, Д. Либескинда);
- дематериализация границ формы как концептуальная контекстуальность ЦИ (виртуальная архитектура Ж. Нувеля, «прозрачность» в архитектуре ЦИ);
- следование законам определенного вида искусства архитектурными средствами («музыкальность» произведений К. Портзампарка, метафора белого листа и скульптурность в постройках Р. Мейера);
- использование промежуточного пространства как концепции многозначной пустоты для универсального синтеза («остекленное» время Ж. Нувеля, принцип «открытого текста» П. Эйзенмана, «серая зона» К. Курокавы, «пустоты-события» Б. Чуми).