Кисё Курокава. Концепция симбиотической среды ЦИ
Центры искусств занимают одно из лидирующих мест в творчестве известного японского архитектора К. Курокавы. В разработке этой темы наиболее полно проявляется авторская концепция симбиотической среды ЦИ в рамках философии симбиоза. Это авторская интерпретация синтетичности, подразумевающая развитие и взаимодействие противоположных начал для достижения нового уровня их творческой активности [61, С. 35]. Модель ЦИ строится на синтезе функционального, формального, конструктивно-технологического и градостроительного видов симбиоза. Мастер проповедует пять творческих принципов: уравнение в правах целого и частей, обратимость внешнего и внутреннего пространств, создание «третьего» промежуточного пространства – «серой зоны», сочетание элементов симбиоза и возврат к ценности традиционных материалов и ремесла. ЦИ К. Курокавы всегда максимально тактично входят в сложившийся контекст на разных уровнях восприятия, будь то природное окружение или национальное своеобразие, сохраняя индивидуальность архитектурного образа [101, С. 197].
Архитектура К. Курокавы диалектична по своей природе, т.к. она несет в себе тенденцию к симбиозу, скрытую в постоянном развитии и взаимодействии противоположностей: внутреннего и внешнего, открытого и закрытого, единого и разделенного. Это проявляется в композиционном построении объектов и организации пространства. Работая с крупной общей формой сооружения, К. Курокава намеренно использует разнохарактерность – разный масштаб и геометрические характеристики – и даже пространственную разобщенность его составных частей. Автор применяет контрастное противопоставление высот и уровней в построении композиции: наравне с приподнятыми над землей подиумами – своеобразными плазами – архитектор применяет заглубленные пространства, создающие эффект «утопленности» или опускает большую часть сооружения под землю. Довольно сложно определим архитектурный масштаб произведений мастера. Абсолютный размер объемов невелик и носит камерный характер, однако развитие комплексов в целом приобретает масштаб среды. ЦИ может захватывать парковую зону и включать прилегающие кварталы в зону распространения сопутствующих функций (исследовательские институты, школы искусств, административные службы). Иерархия организации комплексов обусловливает уровневость, многослойность их взаимоотношений с посетителями – достигается включение объекта в среду и гармоничное вхождение посетителя в систему ЦИ (таблица 25).
Первый уровень – градостроительный, на котором важнейшее значение приобретает расположение объекта в структуре города, его силуэтные характеристики. Вне зависимости от того, где формируются ЦИ: в структуре исторического города, в парковой зоне, среди природного ландшафта, – во всех случаях автор обозначает буферную зону, обеспечивающую раскрытие основных визуальных направлений на объект. Выделению объекта служит использование естественных или искусственных возвышенностей (платформ) для размещения объекта. Ставший знаковым конус в разных интерпретациях обозначает авторский стиль уже на средовом уровне восприятия, придавая постройкам узнаваемость и обеспечивая остроту и завершенность силуэта.
Следующий уровень – пространство, в котором непосредственно существует объем ЦИ. Подчеркивая уникальность подобных объектов, архитектор преднамеренно не включает их в структуру застройки. Непосредственным окружением служит открытое пространство площади или зона парка. Характерным является особое структурирование внутри буферной зоны: автор выделяет еще один уровень, являющийся переходным между объемом и его окружением. Роль этой развитой границы, грани объема – «серой зоны» по определению автора, – играют геопластика в виде искусственных платформ или втопленных в землю двориков (иногда, наполненных водой); элементы благоустройства, особенно, элементы освещения; всевозможные коммуникации (галереи, пандусы). Все это несет черты архитектуры сооружения, оставаясь одновременно частью окружающего пространства.
Сам объем сооружения – третий уровень восприятия – в творчестве К. Курокавы имеет довольно сложное построение, объединяя в единую структуру множество более мелких объемных частей. В большинстве случаев эти объемы весьма обособленны друг от друга и имеют самостоятельные геометрические характеристики. Объединяющей темой для комплекса, синтезирующей составные части в крупную форму, служат масштабные навесы, платформы, крытые галереи, переходы – гигантская платформа и облако-подобный навес в проекте концертного зала в Брюгге, террасированный рельеф в городском музее современного искусства в Хиросиме. Таким образом, формируется сложное пространство на грани интерьера и экстерьера. Дальнейшему стиранию границ способствует единая система путей, зарождающаяся в парковом окружении и получающая дальнейшее развитие в интерьере. Зеленое окружение свободно проникает в структуру объекта, обогащая внутреннее пространство.
Проекты и постройки ЦИ К. Курокавы иллюстрируют авторскую концепцию. В создании нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме К. Курокава продолжает свою концепцию симбиоза, тактично взаимодействуя с архитектурой существующего здания по проекту голландского модерниста Г. Ритвельда и с окружающем ландшафтом. Максимально сохранив ощущение воздушности и простора, мастер опустил большую часть нового сооружения ниже отметки земли, выйдя наверх только небольшим лаконичным объемом изящной серповидной формы. Наземная форма дополняется своим отражением – небольшим заглубленным двориком с водным садом в традиции японской архитектуры, который замыкает эллиптическую геометрию в плане. Необычная форма нового крыла контрастирует с регулярной архитектурой Г. Ритвельда и несет яркое образное начало в своей ассоциативности [145, С. 111].
Проект нового музея современного искусства для исторического немецкого города Лейпцига развивает ранее предложенную автором идею мобильного, трансформируемого, универсального комплекса. Стеклянный параллелепипед музея содержит внутри себя подобие улицы из более мелких объектов, корреспондирующих к исторической застройке Саскен-платц, на которой он расположен. Стекло позволяет добиться ощущения эфемерности границы внутреннего и внешнего, позволяя воспринимать внутреннюю структуру объекта извне и наоборот, а также отражая зеленое парковое окружение. Автор использует непрерывную систему путей, связывающих парк и сооружение в единый организм. По проекту намечается дальнейшее развитие района искусств с включением прилегающего исторического квартала, созданием исследовательского института, школы искусств и жилья для приезжих художников [145, С. 98-99].
Постройки К. Курокавы на родине, в Японии, раскрывают особенные грани авторского понимания синтетичности: образного строя произведения, местных традиций и колорита. ЦИ воплощают образ места,притворяя в архитектуре связь прошлого, настоящего и будущего. Сазанами-холл в префектуре Щига – это многофункциональное сооружение, включающее общественный центр региона Чузу-чо, концертный зал и оздоровительные центры. Комплекс является частью окружения, как в композиционном, так и в концептуальном плане, приобретая черты произведения искусства. Архитектура комплекса максимально проста и адресует к традиции народного храмового зодчества. Уникальность кроется в ассоциативном единстве с окружающей природой: объект расположен среди живописных рисовых полей. Центр композиции – квадратный двор, наполняемый водой, минуя который посетители проходят к залу по переходу. Искусственно созданная мелкая рябь рождает у пришедших целый комплекс ассоциаций с мифической рекой Носу и расположенным неподалеку озером Бива, знаменитого своей рябью. Целостность образному построению комплекса придает включение в интерьер зала окружающего ландшафта с известной пирамидальной горой на заднем плане путем использования стеклянного экрана позади сцены [145, С. 44-46].