Иван Леонидов. Концепция «пространственной культурорганизации»
Особое место в ряду концептуальных поисков занимают идеи И. Леонидова, который разработал новаторскую пространственную концепцию в «проекте клуба нового социального типа». Свои идеи автор выстраивал на основе градостроительного подхода. Их суть – в преобразовании пространства города, насыщении его новым смыслом – «пространственная культурорганизация». Таким образом, строительство обновленного культурного быта на основе технического прогресса и научного изучения природы послужило целью проекта на основе идеи глобального социо-культурного и научного просветительства. Клуб формировался как фрагмент города будущего.
Исходя из этих позиции, архитектор отрицал «пассивное» зрелище во всех традиционных формах, активно выступая против театра и игрового кино. В противовес им, он выдвигал документальное кино, живописным этюдам на природе – изучение природы с дирижабля, балету – физкультуру, слушанию музыки – следование лозунгу «слушать жизнь». В итоге автор мечтал создать обновленную структуру самой Жизни в неразрывной синтетической взаимосвязи культуры, науки и техники и природы. Провозглашая Зрелище самой Жизни, мастер добивался «охвата человеком бытовой обстановки в ее динамике». Следуя этой цели, в качестве основного материала он выбрал стекло. Синтетическая концепция автора предполагала взаимодействие света и звука, светоносность лаконичных геометрических объемов, визуальную взаимосвязь пространств.
Весьма показательно соответствие многих позиций проектов И. Леонидова концептуальной модели обновленного театра в видении театральных деятелей. Так, режиссируя пространство своего будущего театра, Вс. Мейерхольд видел его образ: «много света, радости, грандиозности и заражаемости, легкое творчество, вовлечение публики в действие и коллективный процесс создания спектакля – вот наша театральная программа», «будущий театр сложится из элементов физической культуры, радости, простоты, солнечности, отваги и порывов к всеобщему братскому всемирному единению».
Районный клуб представлялся Леонидову не отдельным зданием, а клубным комплексом, в котором основное значение отведено пространству праздника, коммуникации, разумного отдыха и обучения. Проект предусматривал организацию «культгородка», расположенного в парковом окружении. Общая планировочная идея отражала принципы ясной ориентации человека в пространстве, что достигалось взаимосвязью градостроительной логики и семантики знаковой объемной формы. Основными объемными элементами структуры служили универсальный зал для массовых действий и спортивный зал, пространственным ядром служило демонстрационное поле, клубные корпуса формировали ткань, среду. Взаимодействие элементов структуры можно представить в форме таблицы.
Таблица 2
Градостроительные аналогии | Функциональная роль в комплексе | Знаковая геометрия объемной формы |
Главные здания | Универсальный зал для массовых действий, спортзал | Разновеликие параболические своды-оболочки |
Главная площадь | Демонстрационное поле | Идеальный круг |
«Жилая застройка» | Корпуса для клубной работы | Небольшие кубические объемы |
Обновленной версией моделирования пространства «культгородка» стал конкурсный проект на Дворец культуры Пролетарского района Москвы, выполненный Леонидовым в 1930 году. Система ориентиров, выстроенная на основе квадратной сетки, состояла из пирамиды спортзала, куба на одном из участков Демонстрационного поля, полусферы Универсального зала и параллелепипеда научно-исторического сектора. Сформированная структура явно созвучна проекту соцрасселения Магнитогорска, разработанного мастером в это же время, что еще раз подчеркивает ее встроенность в авторскую концепцию градостроительного контекста будущего.
В проекте И. Леонидова отразились поиски образцового зала, универсально приспособленного для всех типов зрелищ: от традиционных спектаклей до «массовых действ» с участием публики. Это зал в форме сектора круга, основная функция которого – «дать четкую организованность, способствующую проявлению инициативы и самодеятельности со стороны посещающих Дворец рабочих». Это демонстрационный зал, нового типа, способствующий проявлению организационной самодеятельности. Его особенность состоит в том, что он служит не для созерцания, а для совместного общественного действия, показа, демонстрации. Зал имеет в плане форму круга, зрительские места могут трансформироваться по кругу, убираться в пол, освобождая всю площадь. «Серповидное фойе вписывается в единый круг здания, что облегчает его слияние с залом. Посередине зала расположен круглый трюм сцены, через который площадки поднимаются в зал. Каждая площадка может быть направлена в любое место зала. Они используются как трибуны и эстрады. Сразу в зале может быть несколько площадок. Размеры и формы произвольные... Зал делится на отдельные секторы по желанию режиссера, организатора действия», – так определял авторский замысел И. Милинис в журнале «Современная архитектура», 1929, № 3 [118, С. 66-69].
Закономерное развитие градостроительного подхода Леонидова нашло свое логическое продолжение в идее «города искусств», характерной для творчества многих мастеров современной архитектуры: Х. Портзампарка, П. Эйзенманна, К. Курокавы. Их работы продолжают изучение знаковой интерпретации объемной формы в соответствии с ее ролью в Центре искусств, городском пространстве и природном окружении.