Центр современного искусства им. Жоржа Помпиду
В архитектуре Центра современного искусства имени Жоржа Помпидуна плато Бобурв Париже (Р. Пиано и Р. Роджерс, 1971 г.) в полной мере проявилось осознание изменения идеологических и культурных установок современного общества, связанных с наступлением «нового технического века». В намеренно эпатирующем образе проект явил концентрированную историю, образ настоящего и предчувствие будущего одновременно. Отсюда возник узнаваемый конструктивистский лексикон, дополненный культом медиа: голограмм, телевизоров и компыотеров. Почти религиозное преклонение перед техникой ХХ века сменилось абсурдной игрой её атрибутами – зрелищем, полным двусмысленных намеков (таблица 11).
В парижском ЦИ полемично противопоставлены функции и ассоциации, которые рождают нарочито экспонированные и преувеличенные технические атрибуты – место традиционного «храма культуры» заняло подобие нефтеочистительной установки. Монументальность «архитектуры как искусства» сменилась деловитой нейтральностью пространственного каркаса для постоянно меняющейся информации. Несущие решетчатые стальные конструкции здания вынесены за пределы наружного ограждения, образуя подобие строительных лесов. На фасады вышли ярко окрашенные вертикальные коммуникации и сети инженерного оборудования. Метафорическое использование атрибутов техники – в данном случае практически работающих – служит демистификации социальной функции. Здание Центра искусств как некое сложное техническое устройство, обеспечивающее повседневное общение и потребление информации, – позитивный подтекст образа. За ним, впрочем, сразу читается отражение сардонических метафор поп-арта и абсурдной машинерии дадаистов – заряд отрицания переводит архитектуру в антиархитектуру. В этом плане объяснимо имевшее место предложение по декорированию фасадов Центра под классический облик, более соответствующий представлениям о «храме искусств» [51, Т 2, С. 320-322].
Очередной парадокс в том, что выведенные наружу трубы, воздуховоды, подъемники, воспринимаемые как соединение стандартных элементов оборудования, на самом деле – специально запроектированные и едва ли не ремесленными методами изготовленные изделия, артефакты символико-пластической выразительности. При всей противоречивости художественного образа Центр Помпиду является успешным коммерческим проектом в области искусства.
Развитие мировой системы музеев Соломона Гуггенхейма
Рост самого известного музейного синдиката – сети музеев С.Гуггенхейма – характерный пример глобализации современного культурного сообщества. Постройки Ф. Л. Райта, а теперь и Ф. Гери стали не только торговой маркой фонда, но и знаковыми произведениями авторского стиля, направления, социально-культурной и научной парадигмы. В их облике кристаллизуются процессы трансформации искусства; угадывается смена «атомной» эры на «цифровую».
Только в Нью-Йорке задумано сооружение еще двух зданий – в Бруклине и на Говернорс-острове. Первое предполагается выстроить на ист-Ривер на фундаментах четырех причалов. Здание высотой в 45 этажей должно содержать галереи, учебные классы, библиотеку, театр, каток, а примыкающая к нему зеленая зона превратится в парк скульптур (арх. Ф. Гери). На грани эпатажа расценивается привнесение прогрессивно-мыслящего музея Гуггенхейма на почву Лас-Вегаса (Р. Коолхас).
В Европе вслед за Бильбао подошла очередь Венеции, где группа таможенных зданий XVII в., расположенных в бухте Догана, по проекту В.Греготти превратилась в Музей современного искусства. Планируется открыть музеи в Берлине, Лионе и Йоханнесбурге, а в более отдаленной перспективе – в одном из австралийских городов.
На современном этапе развития концепции ЦИ за рубежом удачно соседствуют традиционные и новаторские подходы к подаче художественного материала, при этом сохраняют позиции консервативные музеи: Лувр, Прадо, Дрезденская галерея. Удачным примером связи времен служит лондонская галерея, представленная двумя структурами – Тейт и Тейт Модерн. Турбинный зал последней дает возможность осуществлять самые смелые и масштабные проекты, такие как гигантское солнце для Whether project.