Становление и развитие концепции Центра искусств в эпоху Советского авангарда
В первые годы советской власти искусство воспринималось как инструмент обновления общества. Социальный заказ обусловливал передовую роль «революционного» искусства, направленного в массы – просвещающего, организующего, воспитывающего новое поколение. Активно функционировала система политпросвета и наглядной агитации, проходили массовые действа, повсеместно использовалось праздничное оформление улиц и площадей. Подобные параллельные изменения характеристик пространства и социокультурной (архитектурной и социальной) среды можно отнести к особому типу Центра искусств,формирующегосяна основе динамического синтеза различных типов деятельности в определенном временном интервале. Ведущую роль при этом игралаидеологическая платформа. Искусство использовалось как средство общественной коммуникации в пропаганде идей борьбы с «пережитками» и утверждения нового типа межкультурных отношений.
Концепция категорического отрицания традиционных форм и методов завоевала в то время решающие позиции в искусстве, идейное обновление которого связывалось с поиском изначальных, фундаментальных импульсов формообразования. На этой основе предполагалось формирование художественно-композиционной системы нового стиля. «Одни искали эти импульсы в простых геометрических формах и чистых цветовых тонах, другие – в функционально-конструктивной основе здания и вещи, третьи – в потребности человека ориентироваться в пространстве. В нашей стране ориентация на эти фундаментальные импульсы формообразования привела к появлению трех оригинальных стилеобразующих концепций – супрематизм (К.Малевич), конструктивизм (В.Татлин, А.Родченко, А.Веснин), рационализм (Н.Ладовский)». Противостояние мистических позиций К.Малевича и производственных установок В.Татлина, в конечном итоге, было снято рождением нового стиля. Характерно, что первые определения «конструктивизма» появились в России в публикациях и выступлениях по вопросам живописи и скульптуры. Слово «конструкция» использовалось для изображения творческого процесса, а новая архитектура понималась как синтез всей художественной конструкции.
Все области художественного творчества и общественной жизни, городское пространство в целом – воспринимались художниками как лаборатория стиля. Искусство в виде формального эксперимента одновременно определяло вектор поиска и являлось его результатом. Наиболее активное изменение пространственной среды города во имяискусства характерно для «витебского» периода К. Малевича в аспекте трансформации его стилеобразующей концепции – супрематизма. По мере ее развития усиливалась роль объемно-пространственных факторов в аспекте универсальности. На первом этапе становления концепции «введенный Малевичем белый фон создал в супрематических картинах некое бесконечное пространство (вернее, логический знак такого пространства), в котором плавали плоскостные элементы».
«Уже в витебский период интенсивная отработка Малевичем «формулы стиля» была фактически закончена. Все это было проделано в рамках плоскостного станкового супрематизма, в котором потенциальные возможности варьирования композиций были весьма ограничены. Внешне это воспринималось тогда некоторыми как кризис супрематизма, хотя на самом деле супрематизм именно тогда, выработав на своей плоскостной станковой стадии «формулу стиля», созрел для экспансии в другие области предметно-художественного творчества».
Таким образом, запрограммированная автором всеобъемлющая универсальность будущего стиля потребовала проверки в реальной предметно-пространственной среде. «Все вещи, весь наш мир должны одеться в супрематические формы, – писал Малевич, – т.е. ткани, обои, горшки, тарелки, мебель, вывески – словом, все должно быть с супрематическими рисунками как новой формой гармонии». Пространственная среда города на время приобрела черты экспериментального Центра искусств: плоскостной супрематическом орнамент «украсил» улицы, дома и трамваи Витебска. Характерная черта такого синтетического арт-пространства – диалектика восприятия. Для художника – это научная лаборатория стиля, для прохожего-зрителя – занятная эстетическая игра, скорее, аналогичная восприятию современных «инсталляций».
С.Эйзенштейн так описал свои эмоции от увиденного: «Странный провинциальный город. Как многие города Западного края - из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича... Перед глазами оранжевые круги, красные квадраты, зеленые трапеции... Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города...».
Последующие поиски К. Малевича, связанные с продвижением супрематизма в объем, стали возможны благодаря творческой коммуникациисо студентами и коллегами (Л. М. Лисицким) внутри Витебских художественных мастерских, а также синтезу наработанного экспериментального материала (в том числе, – проунов Лисицкого). Они воплотились в архитектонах и планитах уже во время работы группы художника в Ленинграде.
На протяжении последующей истории архитекторы неоднократно обращались и продолжают обращаться к супрематическим композициям Малевича и наследию конструктивистов при формировании структурного и образного решений Центров искусств. (З. Хадид, П. Эйзенман) В связи с этим представляется важным отметить синтетическую сторону формирования «стиля», рожденного на основе живописных экспериментов.
«Супрематизм в своем историческом развитии, – пишет Малевич, – имел три ступени: черного, цветного и белого. Все периоды проходили под условными знаками плоскостей, как бы выражая собою планы будущих объемных тел и, действительно, в данный момент супрематизм вырастает в объемном времени нового архитектурного построения... О живописи в супрематизме не может быть и речи. Живопись давно изжита... ...Установив определенные планы супрематической системы, дальнейшее развитие уже архитектурного супрематизма поручаю молодым архитекторам в широком смысле этого слова, ибо вижу эпоху новой архитектуры только в нем».
В статье 1919 года Малевич писал: «Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма» [120, С. 93-96].
Можно сделать вывод, что супрематизм Малевича развивался и приобрел законченную объемно-пространственную форму модели в системе творческой коммуникации при работе автора в учебных художественных мастерских. На этапе выработки «формулы стиля» потребовался смелый предметно-пространственный эксперимент с вовлечением реальной городской среды в структуру поиска. Супрематизм как фундаментальная стилеобразующая концепция несет в своей основе принципы универсальности и синтетичностина фундаментальном теоретическом уровне.
Показателем стадиальных изменений в авангардном движении, ранее отрицавшего музейную культуру в принципе, стала идея Музея художественной культуры К. Малевича. Концепция эволюционировала от первоначальных приоритетов актуального искусства в экспозиции к более широкому охвату произведений. В 1918 году планировалась «сеть музеев современного искусства с основным центральным всероссийским музеем в Москве». Позднее Малевич определил специфику отбора экспонатов: «Живописная культура там, где все даже и реальные формы служат культивированию цвета, а не света». Руководствуясь этим принципом, он предлагал включить в музей икону и классиков, кубизм и футуризм (с оговоркой: «где развертывается цвет»), беспредметную живопись чистых цветовых отношений, но отбросить – импрессионистов, пленэристов и передвижников. Определенным итогом складывания концепции явилось заключение комиссии по организации музея (Татлин, Малевич, Пунин, Карев, П. Кузнецов, Матвеев, Альтман), в котором был обозначен принцип систематизации «живописи всех времен и народов» «с точки зрения превращения материала как реального, так и нереального в чисто живописное явление» [62, С. 13-17].