Принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре
В соответствии с выбранной системой «полей интеграции» сформулированы специфические для каждого поля – пространственно-временного, художественного, персонально-личностного – принципы художественной интеграции на метасистемном уровне (табл. 48).
Выявлены принципы пространственно-временного (мета-контекстуального) «поля» интеграции: пространственной интеграции (архитектурного объекта, комплекса, ансамбля, среды); временной интеграции (симультанность, сценарность, эпизодичность); пространственно-временной интеграции (относительность, протяженность, длительность, пульсация, синхронность); пространственных архетипов («жилище», «ярмарка», «музей», «город», «сад» и др.); многомерных контекстов (социального, культурного, средового, «литературного», метафизического); исторической и культурной идентичности (места, времени, восприятия). Ряд принципов восходит к метасистемному уровню пространственно-временной интеграции: диалога и социальной коммуникации в пространстве и времени; художественной интерпретации контекстов; пространственно-временной мозаичности, многомерности и многополярности.
В художественном интеграционном «поле» действуют принципы: художественной обособленности произведения архитектуры; художественной интерпретации и художественной трансформации; интеграции факторов (первоэлементов) видов искусств в архитектуру; поли-интеграционных художественных стратегий новейшей архитектуры: новой иллюзорности; смысловой структуры; игровой коммуникации, интерактивной медиативности. К мета-системе тяготеют принципы: художественного единства произведения в гармонии целого и его частей; принцип интегрирующего авторского начала; принцип художественной интерактивности; принцип многомерности и многополярности художественной системы взаимодействия.
Для персонального «поля» интеграции характерны принципы личностной и творческой идентичности (автора или адресата); новации и художественного открытия; интуитивного эвристического творчества; «открытой» режиссуры; индивидуального художественного языка архитектора; плюрализма авторских подходов и методов в новейшей архитектуре; творческой коммуникации; динамики хронотопа авторского замысла. В персональном «поле» на метасистемный уровень выходят принципы межсистемности и междисциплинарности архитектурной деятельности; индивидуальной художественной интеграции.
Систему «полей» художественной интеграции регулируют универсальные принципы, которые переходят рамки конкретных явлений и становятся объединяющими для всего интеграционногопроцесса. Универсальные принципы художественной интеграции основаны на общих законах и закономерностях интеграционных взаимодействий в искусстве архитектуры (табл. 48).
Системообразующий концептуальный принцип возникновения-рождения определяет момент единовременного появления замысла проекта, озарения, творческого импульса. Являясь истоком художественной новации, принцип фиксирует момент сотворения нового при переходе от простой суммы качеств и свойств составляющих произведения к единому интегральному качеству. Потенциал системы «полей» на пути к неизвестному раскрывается в постоянном обновлении контекстов места и времени, в рождении абсолютно нового интегративного качества произведения архитектурного искусства, в авторской уникальности творческого акта и индивидуальности прочтения адресатом. Отражая тайну творчества, акт возникновения-рождения по своей сути остается латентным, принципиально закрытым для научного познания.
Принципы художественного произведения представляют архитектурный объект как достижение искусства архитектуры, обладающее целостностью, самоценностью, высокими художественными качествами, завершенностью и динамикой развития. Художественная целостность подразумевает многослойное единство контекстов среды, замысла и реализации, авторского посыла и мировоззрения адресата. Согласно принципам художественной самостоятельности и интерактивной динамики, произведение архитектуры на различных стадиях формирования обладает определенной мерой внутренней самодостаточности и саморазвития. Это используется в рамках организации сценарного проектного процесса, алгоритмического проектирования, средового приспособления как ген адаптивной жизнеспособности. Художественное развитие реализуется в трансформации творческих идей и самостоятельной «жизни» произведения, в динамике проектного процесса, в гибкости персональных методик, а также в смене пространственно-временных условий и непостоянстве восприятия.
Универсальный принцип художественной идентичности места, автора, произведения описывает сохранение базовых качеств в системе каждого «поля»: духа места и ощущения времени, неповторимости произведения и его встроенности в культурный контекст, самобытности мастера или адресата.
Принцип свободной художественной интерпретации и трансформации направлен на сохранение художественного качества в архитектуре. Принцип основан на существовании определенных «откликов» в системе различных «полей», базовом взаимопроникновении разнородных начал и демонстрирует выражение факторов одного «поля» в системе другого поля в новом художественном качестве. Переосмысливая, интерпретируя и трансформируя, архитектор руководствуется приемами универсальных и специальных аналогий, которые проявляются открыто и завуалированно. Художественное восприятие разнородных явлений действительности и широкого спектра «полей» позволяет качественно интерпретировать их в едином художественном мире произведения.
Принцип динамической художественной коммуникации – многомерного диалога – отражает постоянный диалог со сменой ролей по системе «автор – (произведение – среда) – адресат»:
- «диалог» архитектурных объектов в историко-культурным контексте пространственно-временного «поля» взаимодействия;
- диалог искусств и взаимные влияния интеграционных тенденций в художественном «поле» архитектурного произведения;
- профессиональная и общекультурная коммуникация в персонально-личностном «поле» взаимодействия.
«Полевой» принцип взаимодействия и принципы объединенного интеграционного «поля» описывают механизм архитектурно-художественной интеграции. Система «полей» характеризуется базовыми родовыми принципами: многополярностью, нестабильностью центров «притяжения», «протяженностью» и пульсацией характеристик в пространстве и времени, гибкостью и динамичностью интеграционных процессов. Объединенное интеграционное «поле» взаимосвязано реализует центральные принципы «полей» художественной интеграции: хронотопа пространственно-временнойконструкции, внутреннего художественного синтеза в искусстве архитектуры, авторскую индивидуальность персонально-личностной интеграции. Принцип художественной соотнесенности интеграционных «полей» обусловливает их взаимопроникновение посредством латентного присутствия качеств и свойств одного «поля» в системе другого. Основополагающие принципы интеграции и полиинтеграции отражают многомерное единство во взаимодействии разнохарактерных начал и контекстов в творческой системе автора-архитектора, сопровождаемое рождением нового интегрального качества произведения искусства архитектуры.
Принцип художественной метасистемы (метасистемности) реализуется в расширенном значении архитектуры как метаискусства, метанауки, метадеятельности. Метасистема «полей» интерпретирует свойства многомерности: многослойности и многополярности пространственно-временного контекста; многогранности и многоассоциативности архитектурного произведения; межсистемности и междисциплинарности, «пограничности» и разнонаправленности творчества архитектора и восприятия адресата.
На основе обобщения рассмотренных принципов в исследовании подчеркивается, что концепция художественной интеграции утверждает творчество архитектора и его достижения в высоком значении принадлежности к искусству архитектуры. Предложенная концепция охватывает всю полноту контекстов, учитывает персональную концепцию автора, включает необходимые межсистемные коммуникации и междисциплинарные связи (с другими видами искусства, наукой, философией, социологией и др.) на уровне мета-системы, влияет на методологию творческой деятельности и методику архитектурного образования.