Даниэль Либескинд. Интегральная концепция архитектурной экспрессии
Свою концепцию проектирования Даниэль Либескинд осветил в лекции «Архитектура: 17 источников вдохновения». Д. Либескинд связывает архитектурное творчество со стремлением к непознанному, с преодолением пространственно-временных стереотипов мышления человека. «Меня привлекает создание пространства, которое еще не было создано, не было воплощено в жизнь; пространства, существующего только в нашем воображении. Вот в чем для меня суть архитектуры. …Основа архитектуры - это не участок земли, сталь или бетон. В ее основе – желание сотворить чудо. Именно это стремление сподвигло наших предшественников на создание великих городов и архитектурных сооружений. Именно в этом стремлении и весь смысл» – заключает мастер [319].
Само пространство современного города, наполненное борьбой эмоций, противостоянием между чувствами и безразличием, с позиции Либескинда, должно быть открыто будущему: «Пространство, которое не следует за нами, словно тренированный пес, но двигается вперед, демонстрируя новые возможности, новые переживания, которые никогда не были частью архитектуры». Пространственная роль архитектуры в городе мастером рассматривается с позиции превращения ранее недоступного в доступное, начиная от средового уровня, как, например включение мира природы в жизнь города, до уровня метафизического: «Пространства необходимы нам, чтобы дышать и мечтать» [319].
Закономерно, что понимание контекстов связано с выраженной коммуникативной ролью: «Архитектура – этот повествование. Это история, рассказанная с помощью камня. Это история преодоления и борьбы человека за превращение невозможного в возможное. Величайшие соборы, храмы, пирамиды, пагоды, прекрасные индийские города... Все это было воплощено в жизнь не с помощью какой-то абстрактной идеи, это было воздвигнуто человеком». Неслучайно, художественное начало, продолжая линию диалога с адресатом, основано на яркой образности (табл. 18). Архитектор признается, что является во всем приверженцем экспрессии, не доверяя нейтральности: «экспрессия – это суть архитектуры. Многим архитектурным сооружениям не хватает экспрессии, потому что часто мы думаем, что архитектура безразлична и нема, что она не способна выражать мысли, а значит и не несет в себе никакой ценности. А ведь именно экспрессия – экспрессия нашего города, нашего дома – вот что наполняет архитектуру смыслом». И здесь отчетливо видна интегральная концепция «говорящей архитектуры», в которой художественно-образные качества призваны максимально заострить брошенный адресату вызов. Либескинд уточняет, что в эстетическом плане, изысканной он предпочитает необычную и необузданную архитектуру проявления страстей, не тронутую «роскошью и дорогими декорациями», лишенную «рафинированности, присущей высокой культуре» [319].
При этом Либескинд подчеркивает преимущества невербального языка архитектуры: «Поэтому я считаю, что очень важно открывать архитектурные формы, которые может и не поддаются описанию словами, но которые говорят с нами с помощью таких понятий, как пропорция, материал и свет. Эти понятия соединяются и увязываются как сложная векторная матрица, которая не лежит на поверхности, но которая заложена в нашем существовании, в истории создания наших городов, в истории человечества» [319]. Автор говорит о необходимом радикализме, уважающем традицию, честно отражающего веяния эпохи и ориентированного в будущее, порой, допускающего риск как возможность шага вперед.
Таким образом, архитектура для Либескинда, представляет эмоционально активную форму сложного повествования, постоянно коммуницирующую с обществом: «Архитектура – очень сложная область. Пространство само по себе очень сложное понятие. Оно способно создавать новые формы само из себя. …И я считаю, что архитектура должна отражать сложность занимаемого нами пространства, сложность наших взаимоотношений» [319]. Важно, что мастер вводит творчество архитектора в число сложнейших сфер деятельности, таких, как нейрохирургия, атомная теория, генетика, экономика. Архитектор уверен, что архитектура должна иметь политический аспект, отражать гражданскую позицию, что укрепляет межсистемную интегративную функцию зодчества.